Вся Архангельская область, как и вся Советская страна, работала для фронта - для победы. Множество предприятий трудились день и ночь для обеспечения армии всем необходимым. Изготавливали лыжи, сани, оборудование для аэродромов, колхозы отправляли тонны продовольствия, судоремонтные предприятия ремонтировали и переоборудовали гражданские суда, приспосабливая их для военных нужд. Всё продовольствие отправляли на фронт, сами жители часто голодали. С первых месяцев войны хлеб выдают по карточкам, норма выдачи как в блокадном Ленинграде. В северных суровых условиях скудное питание и тяжёлая работа привели к серьёзным последствиям для здоровья населения Архангельска. У многих была дистрофия, цинга, сильное снижение зрения.
Из воспоминаний Александра Фёдоровича Смолина:
«... В Архангельске почти с первых дней войны стало плохо с питанием, не хватает хлеба. Его давали взрослым(работающим) — 200 грамм, женщинам(членам семьи) — 100 грамм. Холодно и голодно. Я не поддавался — ел морскую капусту. Но дистрофии не избежал. Опух с лица и ноги. Я носил резиновые сапоги с липтами*, никакие ботинки и сапоги не лезли на распухшие ноги. Дистрофия косила многих. Но ничего работали. В конце 1942 года в трамвае я поехал к жене на работу и у меня украли хлебные карточки на месяц. Пришлось карточки покупать на рынке, а отдельные дни питаться кой как. Мне помогал в этом директор Ленин С.Р., который получал добавочный хлеб на мастерскую. По его указанию машинистка Харитонова М.Ф. снабжала меня оставшимися булочками...
... Много помогала в продовольствии дочь Екатерина которая работала в ресторане «Интурист», и дочь Ася работавшая в Гидрометеорологической службе. Но всё-таки питание было очень плохое. Сын Виктор в 15 лет уже плохо стал подниматься по лестнице в квартиру на второй этаж. Жена многое променяла на рынке на картофель, на молоко и любую другую еду какую только возможно было достать. Сын Виктор вскоре перешёл в ремесленное специальное морское училище, ему дали там паёк, жить ему стало повеселее. В мае месяце 1943 года в Архангельск подвезли хлеба, мяса и масла.
С продовольствием в городе стало налаживаться, прибавили снова норму.»
Жители Архангельска спасали свой город, добывали рыбу, собирали продовольствие и тёплые вещи для фронта. Обеспечивали приём и отправку грузов необходимых для защитников нашей страны.
Все грузы отправлялись морскими путями, безопасность которых невозможно представить без качественной работы Гидрометеослужбы. Во время Второй мировой все сведения о погоде стали секретными, информация из других государств не поступала. Многие станции на нашей территории были разрушены и уничтожены, на территориях занятых противником погодные станции закрывались и также не могли передавать никакой информации, поэтому метеорологам приходилось при очень ограниченных данных составлять прогнозы.
Практически с начала войны Архангельск подвергался налётам вражеской авиации. В условиях северных морей из-за природных условий навигация всегда была непростой, для обеспечения стабильной работы портов очень важна была работа гидрометеослужбы. В июле 1941 года Управление Гидрометеослужбы вместе со всеми своими подразделениями вошла в состав Вооруженных сил. Сектор связи УГМС АВО** обеспечивал своевременные приём и передачу метеоданных всем кому они были так необходимы. Вот в этом секторе и работала Александра Александровна(моя бабушка). На момент зачисления ей было 19 лет.
Трудовая оформлена в ноябре 1941, в то время как удостоверение техникума датировано 10 января 1942 года.
Сохранилось служебное удостоверение Аси с её первого официального места работы(оригинальная фотография утеряна, но мне кажется именно этой фотографии экземпляр был здесь).
Ася была комсомолкой, членом профсоюза и активно участвовала в общественной работе. Её выбрали секретарём бюро комсомола Управления. Фотографию из служебного удостоверения вполне можно было использовать на агитационных патриотических плакатах.)))
Комсомольский билет Александры хранится в конверте который сделан из обложки книги для записи наблюдений над шарами-пилотами.
Все государственные праздники отмечались несмотря на очень тяжёлую обстановку. Сохранилась копия приказа(очень затёртая, не все фамилии удалось прочесть) по подготовке праздничных мероприятий и пригласительный билет на товарищеский вечер.
Руководителем УГМС АВО в это время был капитан III ранга М. И. Басс.
В трудовой книжке сделаны записи о благодарностях с занесением на доску почета.
За доблестный труд во время ВОВ Александра Александровна Смолина была награждена медалью. А также медалью за участие в ВОВ.
Одновременно со службой в УГМС АВО Александра стала слушателем Исторического факультета вечернего университета Марксизма-Ленинизма.
Так жила молодая девушка в Архангельске и строила планы на жизнь связанную с этим городом, с друзьями и подругами с которыми была знакома много лет, не предполагая, что вскоре уедет из любимого города навсегда.
*Липты - являются частью обуви, представляющие собой кожаные чулки мехом внутрь. Липты – это национальная обувь северных народов, которые в суровых условиях, придумали достаточно теплую и удобную обувь. Липты шьются из шкур годовалых оленей, забитых в августе. Причиной такому является мягкость и легкость волоса. Но липты одни не носятся, человек одев липты, сверху надевает еще одну обувь – Тобоки. Табоки шьются из шкур с ног взрослых оленей, поэтому очень прочные, шьются они мехом наружу.
**УГМС АВО — Управление Гидрометеорологической Службы Архангельского Военного Округа