Стоимость какао-бобов на мировом рынке достигла исторического максимума. Однако цены на российский шоколад демонстрируют стабильность. Как отечественные кондитеры преодолевают негативные тенденции и какие перспективы ждут отрасль, разбирался «Новый проспект».
Этой весной мировой рынок какао-бобов пробил потолок биржевой стоимости: $7 тыс. за тонну в марте 2024, затем $12 тыс. за тонну в апреле 2024. Таким образом, исторический максимум 1977 года, когда цена на какао на Нью-Йоркской бирже достигала $5379 за тонну, остался далеко позади. При этом еще в середине января 2024 года фьючерс на какао-бобы торговался на уровне $4–4,5 тыс. за тонну. О неизбежном росте цен на сырье говорили последние три года. Виной тому дефицит какао-бобов, вызванный политическими и климатическими катаклизмами.
Рубить под корень
Продолжительные интенсивные дожди в регионах, где производят сырье для изготовления шоколада, перемежающиеся с длительной засухой способствовали развитию cacao swollen shoot virus (CSSV) — вируса деформации побегов. CSSV — бич какао-плантаций Западной Африки, обеспечивающих большую часть мирового предложения какао. Поражая какао-деревья, он в первый год снижает их урожайность на 30%, на второй год — на 50%, на третий или четвертый год убивает растение. Плоды с зараженных деревьев не поддаются переработке, зараженная земля непригодна для новых посадок. Единственный способ борьбы с CSSV — это выкорчевывание и сжигание больных растений и переход на новые незараженные участки, для чего вырубаются новые гектары леса.
Однако Кот-д'Ивуар и Гана, ключевые поставщики какао в мире, чьи плантации страдают от вируса CSSV больше всех, присоединились к экологической инициативе «Какао и леса», и этот способ борьбы с вирусом оказался под вопросом. Дело в том, что Евросоюз (страны-участницы которого активно закупают какао-бобы), борясь с глобальным потеплением, решил разобраться с проблемой вырубки лесов и для этого с 2025 года запретит ввозить на свою территорию продукцию, полученную неэкологичным способом. Теперь поставщики какао (до декабря 2024 года крупные компании и до июля 2025 — малые) должны доказать, что их товары не способствовали уничтожению лесов.
При этом в том же Кот-д'Ивуаре, у которого более половины всех какао-бобов закупают страны ЕС, практически все плантации находятся на месте вырубленных лесов. Проблему «решили» элегантно: лес Маби-Яйя на юго-востоке Кот-д'Ивуара объявили природным заповедником, для его охраны направили военизированные отряды. И ЕС сосредоточится на том, чтобы какао, выращиваемое на этих охраняемых территориях, не попало на европейский рынок. Для этого предлагается обеспечить траснпарентность поставок — за счет создания кооперативов, которые будут отслеживать цепочки поставок и… повышать цены. Чем уже, например, занимается компания Cayat на юге Кот-д'Ивуара, ее называют пионером в области отслеживания цепочек поставок. Cayat благодаря экологичной маркировке продает какао бобы по более высокой цене. В апреле 2024 года ЕС подтвердил, что не будет откладывать новый закон о борьбе с импортом товаров, связанных с обезлесением, несмотря на то что об отсрочке Брюссель попросили 20 из 27 стран — членов ЕС.
В общем, пока какао-деревья продолжают гибнуть от CSSV (в одной только Гане заражено 590 тыс. га плантаций), а урожай сокращается четвертый год подряд, посредники-поставщики увеличивают цены на остатки какао-бобов. Всё ради борьбы с глобальным потеплением.
Власть, контрабанда и наводнение
Подогрела цены и политическая нестабильность в Кот-д'Ивуаре. Сначала в январе 2024 года нынешний глава страны Алассана Уаттара подтолкнул цены своим запретом на отгрузку какао-бобов, к экспорту разрешено только переработанное сырье (какао-масло, какао-тертое и какао). Затем в марте рынок напугал непризнанный руководитель Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо, объявив о намерении национализировать экспорт какао. Потом работа крупнейших заводов по переработке в Кот-д'Ивуаре и Гане была приостановлена из-за отсутствия сырья.
Часть и без того скудного урожая Ганы утекает контрабандой в соседние регионы, потому что местное правительство не торопится повышать закупочные цены у фермеров, несмотря на резкий рост стоимости какао-бобов на мировом рынке. Регулятор какао Ганы сообщил в мае, что производство какао-бобов в этом сезоне будет на 40% ниже предыдущего, и большие потери ожидаются в результате контрабанды и незаконной добычи золота: золотоискатели захватывают и уничтожают какао-плантации при полном бездействии властей. Так, в сезоне 2022–2023 страной было потеряно около 150 тыс. тонн какао-бобов из-за контрабандистов и золотоискателей. В этом году цифра значительно возрастет.
В Нигерии, еще одном крупном поставщике какао-бобов, с апреля ожидались сильные наводнения в основных районах выращивания какао, что должно было сорвать посадки саженцев какао и сбор урожая.
В итоге всю первую половину 2024 года мировой рынок потряхивало: свободного сырья не стало, давно установленный механизм глобальной торговли какао (местные фермеры — местные дилеры — переработчики или глобальные трейдеры) рухнул, и вся эта ситуация «привела к бешеной гонке за покупкой бобов», как подытожил Совет по кофе и какао (CCC) в меморандуме, распространенном среди игроков отрасли. О серьезном повышении цен на шоколад заговорили производители шоколада во всём мире.
Пасхальные яйца с наценкой и торговые сети с сюрпризом
Пока в той же Германии обсуждали возможное повышение цен ближе к концу этого года, американцы, весной покупавшие пасхальные кондитерские изделия в Соединенных Штатах, обнаружили, что шоколадные яйца подорожали более чем на 10–12% по сравнению с 2023 годом. Наши российские производители с весны также заговорили о том, что молочный шоколад в 2024 году может подорожать как минимум на 20%, а горький — на 70–80%. Однако этого не случилось, и вот почему.
Когда ключевые производители российского шоколада пришли в торговые сети с новыми ценами, их не поняли. «Заявленное производителями повышение стоимости, в которую также закладывались будущие риски, не соответствовало среднерыночной инфляции в категории», — рассказал «Новому проспекту» источник в ретейле.
С такой позицией российские производители шоколада не согласны. В марте один крупный российский производитель шоколада даже временно ушел из нескольких розничных сетей, когда те отказались принимать продукцию по новым отпускным ценам, рассказали источники «Нового проспекта» на рынке. Правда, сейчас продукция данного производителя снова появилась на полках этих розничных сетей. Интересно, что авторизованно комментировать конфликт розницы и шоколадников отказались все представители ретейла и практически все ключевые игроки шоколадного рынка.
«Поскольку мы работаем только с настоящим шоколадом, у нас нет заменителей какао-масла и какао тертого, мы не переходим на заменители сырья, ситуация для нас достаточно сложная. Торговые сети делают вид, что ничего не происходит, хотя все средства массовой информации буквально кричат о ситуации с какао-бобами. И такая сложная ситуация с розничными сетями складывается у всех шоколадников», — поделилась с «Новым проспектом» директор отдела маркетинга и PR компании «Конфаэль» Галина Шукурова.
У торговых сетей есть определенная дельта: они не допускают повышения отпускных цен более чем на 5–10% в течение года. «Мы оказываемся заложниками ситуации: всё подорожало, а сетевики отказываются повышать цены на полках. Государство, возможно, могло бы вмешаться, ведь сейчас крупные торговые сети — монополисты на рынке, которые ничего не хотят слышать и не готовы менять правила игры», — говорят участники производителя. Кто-то из них готов уйти из сетей, кто-то пока держится на плаву. «Мы никуда, естественно, не ушли, ломаем голову над тем, что можно сделать, будем поставлять продукты с минимальным содержанием шоколада, чтобы не потерять в качестве и одновременно какие-то новые интересные продукты предложить» — поделился один из игроков.
«Некоторые партнеры перестали поставлять товары с высоким содержанием какао», — подтверждает источник в ретейле. Представитель розничной сети «Магнит» Антон Карпов, отвечая на запрос «Нового проспекта», сообщил кратко, что «в целом поставки шоколадной продукции в розничную сеть «Магнит» стабильны, на полках магазинов представлен широкий выбор шоколадных плиток и конфет преимущественно отечественных фабрик».
О трудностях диалога между производителями шоколада и торговыми сетями говорил еще в апреле этого года президент Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Сергей Носенко на конференции «Кондитерские изделия XXI века: развитие в период вызовов».
«Мы понимаем, что сети не хотят этого. Убеждаем и показываем именно сетям, что это не некая спекулятивная мера или какие-то хотелки, а это мера вынужденная в связи с обстоятельствами рынка. И цены на какао-бобы что в Америке, что в Европе, что в России симметричны и идентичны», — подчеркнул он. По его словам, просьба к торговле корректно относиться к проблемам кондитеров в связи с резким ростом цен на какао-бобы весной прозвучала и на совещании у статс-секретаря — заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова. Однако прошла уже половина лета, а ситуация не изменилась. На запрос «Нового проспекта» прокомментировать текущую ситуацию с российским шоколадом в АСКОНД ответили, что сейчас период отпусков, поэтому в этот раз они не смогут подготовить ответ.
Не оправдались надежды российских производителей и на уход зарубежных брендов с российских полок. «Заходишь в любой магазин — они стоят. Например, производитель шоколада Lindt & Sprüngli Group заявил о своем уходе, и что? Зайдите в любой магазин — от «Перекрестка» и «Ашана» до «Пятерочки»: они до сих пор представлены там, хоть бутики и закрыли. Все эти конкурентные сетевые товары остались. Не знаю, связано ли это с параллельным импортом, либо с какими-то договоренностями между производителями и сетями, но факт остается фактом. Бренд то пропадает, то появляется. Так что нам сильно много места на полках российских магазинов не высвободилось, — сетует один крупный игрок российского рынка и добавляет: — Ситуация странная, меняется очень быстро. В новом мире живем».
От картона до фундука
В отличие от зарубежных коллег, российские производители шоколада столкнулись не только с повышением цен на основное сырье. Во время пандемии подорожала логистика из-за ограничений и взаимных запретов, а после 24 февраля пришлось решать множество задач, связанных с ростом стоимости всех без исключения видов сырья, упаковки, расходных материалов, оборудования, наполнителей. Например, знаменитый пьемонтский фундук (nocciola), произрастающий в итальянской провинции Пьемонт, из-за своей структуры и консистенции идеально подходил для использования с шоколадной массой, и под него было подстроено производство. После санкций пришлось искать ему замену среди российских поставщиков. Европейский картон пришлось заменить на китайский. В итоге только стоимость упаковочных материалов выросла на 30%. Изменение курса рубля к доллару также сказалось на себестоимости продукции. Можно добавить и подорожание сахара — более чем в 2 раза за последние 5 лет. Но, как горько смеются шоколатье, «тут такое подорожание какао-бобов, что на сахар никто внимания не обращает».
Надо отметить, что основным сырьем крупные производители российского шоколада успели запастись на месяцы вперед, хотя далеко не все игроки рынка готовы публично этим похвастаться. Так, в группе «ГУТА», куда входит холдинг «Объединенные кондитеры» (фабрики «Красный Октябрь», Кондитерский концерн «Бабаевский», «Рот Фронт» и др.), сообщили, что не комментируют ситуацию с какао-бобами, и отказались отвечать на другие вопросы, сославшись на отпуска. От кондитерской фабрики «Акконд», от компании Nestle, куда мы отправили вопросы для фабрики «Россия», ответов не последовало.
«Так как «Конфаэль» фабрика крупная, мы постарались закупить заранее сырье, предполагая подобное развитие событий. Да, мы закупали уже по более высоким ценам, но на много месяцев вперед, и нам удалось таким образом обеспечить бесперебойную работу фабрики. И к новому сезону, который начнется сентября, мы готовы», — делится Галина Шукурова.
Владимир Фоминцев, основатель компании ChocoBrand, которая работает на сырье крупнейшего мирового производителя промышленного шоколада и какао-продуктов — швейцарской Barry Callebaut, рассказал: «Мы работаем с Callebaut с самого начала — с осени 2013. В 2024-м прайс на продукцию компании Barry-Callebaut менялся трижды: в январе, с 1 апреля и с 1 мая. За 4 месяца, с 1 января по 1 мая 2024 года, рост по основным позициям, с которыми мы работаем, составил 102,54%. Мы же, чтобы совсем не уйти в минус, за последние 12 месяцев повысили отпускные цены только на 30% и то не на все наборы».
Он рассчитывает на стабилизацию цен на какао-бобы, считая, что в стремительном росте цен есть большая доля спекулятивных манипуляций «отдельных людей, компаний и даже стран».
Надежды на Поднебесную
Несмотря на все трудности, крупные российские шоколатье не планируют менять рецептуру и надеются на повышение цен и… на экспорт в Китай.
В 2023 году Китай импортировал из РФ шоколада и других продуктов, содержащих какао, на $55,459 млн, что в 1,4 раза больше, чем в 2022 году ($39,4 млн). В натуральном выражении поставки выросли в 3 раза, до 33 тыс. тонн против 11 тыс. тонн год к году. «Рынок Китая возвращается на позиции одного из самых привлекательных и быстрорастущих рынков для экспорта российского шоколада. Отчасти взрывной рост объема поставок стал следствием эффекта низкой базы предыдущего года, однако основными причинами успеха российских производителей кондитерской продукции являются целенаправленная и кропотливая работа по позиционированию продукции на рынке КНР, укрепление торговых связей с китайским бизнесом, расширение и адаптация ассортимента под запросы потребителей», — сообщили в АСКОНД.
По данным АСКОНД на конец марта, экспорт шоколада из РФ за рубеж увеличился более чем на 5% к аналогичному периоду 2023 года, что положительно сказалось на динамике производства в январе и феврале текущего года: за этот период отечественные предприятия выпустили 161,7 тыс. тонн шоколада и содержащих какао пищевых продуктов в упакованном виде, что на 8,9% больше, чем годом ранее.
«Мы продолжаем развивать экспорт, активно работаем с Китаем. Поставляем туда нашу продукцию, большим спросом пользуются наши шоколадные раскраски для детей — этот продукт особенно интересен китайскому потребителю. Также продолжаем поставлять туда конфеты, плиточную продукцию. Заказы есть, интерес есть, особенно к той продукции, которая имеет креативную составляющую и уже во вторую очередь является продуктом питания. Есть свои сложности, связанные с логистикой и не только, но активно работаем на этом рынке. Весной этого года приняли участие в крупной выставке в Шанхае FHC Shanghai Global Food Trade Show», — рассказывает Галина Шукурова.
Холдинг «Объединенные кондитеры», один из пяти ведущих экспортеров шоколада за рубеж, стал одним из участников первого фестиваля-ярмарки «Сделано в России» в китайском Шэньяне в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». По итогам выставки холдинг стал одним из лидеров продаж. В 2023 году Китай вошел в топ-5 экспортных направлений «Объединенных кондитеров» по объемам поставок.
Что же касается переговоров с торговыми сетями, то «запросы на повышение цен продолжают приходить от производителей, это связано с решением о поэтапном изменении цен», подтверждает источник в ретейле.