Новый проект на базе РАНХиГС будет готовить экспертов в области стратегических коммуникаций
В нынешнем году на базе президентской академии стартовал новый образовательный проект «Управление стратегическими коммуникациями». В ходе его реализации предполагается создание принципиально новой сферы профессиональной деятельности, учитывающей не только определённые методы и технологии, но и их ценностный фундамент.
Сегодня в мире идет активная подготовка специалистов, умеющих оперировать потоками информации и управлять ими в интересах национальных государств. Теперь возможность подготовки таких специалистов появилась и в России.
На вопросы «Кавказ Сегодня» отвечает Виктория Карпова, академический директор проекта «Управление стратегическими коммуникациями» Института общественных наук РАНХиГС, эксперт Экспертного института социальных исследований.
- Виктория, расскажите, пожалуйста, об этапах проекта.
- У нас стоит задача подготовки управленцев в сфере проектирования информационно-политического пространства. В её рамках с нового учебного года, с сентября, будут запущены две программы: программа бакалавриата и программа магистратуры.
Кроме того, с ноября этого учебного года будет запущена программа дополнительного образования, повышения квалификации по различным отраслям статистической коммуникации. Это статистические коммуникации в культурных индустриях, в международных отношениях, в стратегических коммуникациях, в образовательной сфере, в политической и государственной сферах. Проект достаточно комплексный.
Началась его реализация с января этого года. Перед нами была поставлена задача разработать новую группу специальностей в части стратегических коммуникаций. Мы понимаем, насколько сегодня это важно для нашей страны.
Помимо этого, в 8 университетах страны по унифицированной программе также будет запускаться блок, связанный со стратегическими коммуникациями. То есть, проект прошёл быстрый, но от этого не менее содержательный и важный путь – с начала этого года и до текущей точки.
- А в чём его принципиальная новизна? Что он может дать такого, чего не было раньше – с точки зрения формата и содержания?
- Стратегические коммуникации – само по себе нечто новое. Профилизированных отраслевых программ, которые бы отвечали подобному запросу, в нашей стране нет.
Мы видим, каким образом специалисты готовятся за рубежом, у нас подобной программы не существовало. Именно поэтому, с точки зрения подготовки управленческого пула, головной организацией была выбрана президентская академия. Нам очень важно сейчас преодолеть определенную разобщенность в области подготовки специалистов по смежным профилям, поскольку она грозит ударом по смысловому суверенитету нашей страны.
Здесь решение самое простое: создание единой концепции нашей совместной работы. Задача трудная, но мы понимаем, что это совместная работа органов государственной власти, академического и экспертного сообщества. Коммуникационная индустрия позволяет нам синхронизировать эти образовательные курсы, разработать профессиональные стандарты подготовки подобных специалистов.
- Кроме президентской академии какие ещё партнеры программы участвуют в проекте?
- У нас достаточно широкий пул партнеров, по разным отраслям. Мы взаимодействуем с федеральными органами государственной власти, в частности – с коллегами из администрации президента. У нас отдельный вектор связан с консалтинговой индустрией, это агентство «Полилог». Мы работаем с крупными аналитическими центрами, это и Всероссийский центр изучения общественного мнения. Среди наших партнеров также Федеральное агентство по делам молодежи, Российское общество «Знание» и другие.
- Почему подобный проект возник именно сейчас, как его актуальность связана с текущей геополитической ситуацией?
- Мы, конечно, находимся сейчас на определенном рубеже с точки зрения нашего ценностного выбора. Мы видим, как в целом трансформируется цивилизационный путь, который выбрала наша страна. И здесь подготовка управленцев в сфере проектирования информационно-политического пространства должна закрывать и решать собой задачу эффективности в области защиты как раз социокультурного информационного суверенитета.
Мы понимаем, что ментальная, когнитивная война, которая ведется против нашей страны, создает необходимость нового подхода к сфере профессиональной деятельности. Он будет учитывать не только методы и технологии стратегических коммуникаций, но и ценностный фундамент, где профессионал в области стратегических коммуникаций становится полноценным коммуникационным оператором государственной политики нашей страны. Причем, как мы и говорили, в абсолютно разных поднаправлениях.
- Северный Кавказ, при всей уникальности каждого региона России, это совершенно особая территория: многоконфессиональная, полиэтническая, мультикультурная. Предусмотрено ли в проекте для СКФО какое-то специальное направление?
- Да, Кавказ – форпост нашей страны, и мы понимаем, насколько важно уделять внимание именно на этих рубежах, и взаимодействуем с коллегами из СКФО по этому направлению.
Сфера специализации здесь – когнитивные и ментальные войны на Кавказе. Этому уделяются отдельный блок и отдельный модуль в ходе подготовки. Мы взаимодействуем с коллегами как с точки зрения практики ориентированных задач, так и с позиции теоретической фундаментальной подготовки. Чтобы те, кого мы готовим с точки зрения управленческих навыков, понимали реальные вопросы, реальные задачи, какие-то проблемные моменты, с которыми можно столкнуться в ходе реализации своей профессиональной деятельности.
- Есть ли возможность реализации проекта на постоянной основе, его пролонгации?
- Да, есть. У нас сейчас стартовый поток – программа бакалавриата на четыре года и программа магистратуры на два года. Со следующего года будет программа специалитета на пять лет. Программы повышения квалификации, (от 36 академических часов) на системной основе будут запущены также в этом учебном году.
Фото: личный архив Виктории Карповой
Олег Пономарев