Найти тему
Студент-психолог

Основные уровни действия всего живого и неживого.

Оглавление

Общая линия эволюции действия.

Её можно схематически разделить на четыре большие ступени, каждой из которых соответствует определенный тип действия: физическое действие, физиологическое действие, действие субъекта и действие личности.

Уровень физического действия.

Физические действия - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы наблюдаем их повсюду: вода точит камень, машины производят продукцию. Но в неживой природе механизм, производящий действие, безразличен к его результатам. Результат не влияет на сохранение этого механизма. Например, образование русла реки не поддерживает существование самой реки - она продолжает течь благодаря новому поступлению воды.

То же самое происходит и с созданными человеком машинами. Они могут быть оснащены системами управления, которые регулируют их работу. Но результат работы машины не поддерживает ее существование - он лишь помогает настроить ее функционирование. Со временем любая машина изнашивается и выходит из строя, независимо от произведенной ею продукции.

Таким образом, в физическом мире действия происходят сами по себе, без связи с их последствиями. Только человек, заинтересованный в результате, заботится о сохранении или замене механизмов, производящих эти действия.

-2

Уровень физиологического действия.

Давайте рассмотрим уровень физиологического действия. На этом уровне мы находим живые организмы, которые не только выполняют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий, а следовательно, и в их механизмах. Здесь результаты действий не только регулируют их исполнение, но и если эти результаты положительны, то они подкрепляют механизм, производящий эти действия.

Однако для этого нового уровня развития действий характерно одно существенное ограничение - результаты действуют лишь после того, как они физически достигнуты. Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, материально уже достигнутый. На уровне чисто физиологических отношений такой коррекции вполне достаточно.

-3

Уровень действия субъекта.

Животные, живущие в сложной и изменчивой среде, часто сталкиваются с ситуациями, для которых их прошлый опыт недостаточен. Простое повторение ранее успешных действий в таких случаях может привести к неудаче, так как условия изменились. Чтобы справиться с новыми обстоятельствами, животным необходимо приспособить свои действия еще до их начала и в процессе выполнения. Для этого они используют мысленное представление и моделирование действий, чтобы внести необходимые коррективы, не доводя дело до физического исполнения.

Принципиальное значение в расширении приспособительных возможностей животного на этом уровне действия заключается именно в том, что животное получает возможность установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или завершения.

-4

Здесь тоже действуют принципы обратной связи, необходимых коррекций, подкрепления удачно исполненных действий, но они действуют не только в физическом поле, но и в плане образа. Новые, более или менее измененные значения объектов (по сравнению с теми значениями, которые они имели в прошлом опыте) используются без их закрепления, только для одного раза. Но зато каждый раз процедура может быть легко повторена, действие приспособлено к индивидуальным, единичным обстоятельствам и удачный результат подкрепляет не только исполнительный, но и управляющий механизм действия.

Уровень действия личности.

Когда поведение животного выходит за рамки простых физиологических реакций на окружающую среду и может корректироваться в зависимости от восприятия и представлений этого животного, это уже можно назвать действием. Но действие личности - это качественно новый уровень.

В нем человек воспринимает предметы окружающего мира не только через свой личный опыт, но и через призму знаний, накопленных обществом. Он учитывает не только естественные свойства и отношения предметов, но и их социальное значение, а также общепринятые формы отношения к ним. Человек не ограничен только своим индивидуальным опытом, он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, в которой он воспитывается и живет.

-5
У человека в его целенаправленных предметных действиях полностью сохраняются принципы кибернетического управления. Но условия этих действий, факторы, с которыми считается такое управление, это прежде всего общественная оценка и характеристика целей, вещей и намечаемых действий.
- П.Я. Гальперин

Животные действуют, ориентируясь непосредственно на окружающие предметы. Человек же способен выделять и формировать план своих действий как самостоятельный объект, наряду с миром вещей, с которыми ему предстоит взаимодействовать.

Таким образом, в среду природных вещей человек привносит нечто новое - план своих действий. А вместе с ним и цель в прямом смысле слова, то есть то, чего пока нет в готовом виде и что еще предстоит сделать, создать.

Соотношение основных эволюционных уровней действия.

Каждый новый этап развития действия обязательно включает в себя предыдущие. Но у личности появляется новый регулятор - сознание, которое основывается на понимании общественного значения ситуации и использовании общественных средств, образцов и способов действия.

В итоге, основные этапы развития действия отражают эволюцию материи: от неживых форм - к живым организмам, затем - к животным с психикой, и, наконец, - к человеку с его общественным сознанием.

А сознание не только отражает объективный мир, но и творит его по мере того, как становится все более полным и глубоким отражением механизмов общественной жизни и ведущим началом совокупной человеческой деятельности.
- П.Я. Гальперин
П.Я. Гальперин
П.Я. Гальперин

Ps.Данная статья написана по работе Петра Яковлевича Гальперина: "Введение в психологию" - и является частью монографии по вышеупомянутому научному труду и на оригинальность не претендует.