Общая линия эволюции действия.
Её можно схематически разделить на четыре большие ступени, каждой из которых соответствует определенный тип действия: физическое действие, физиологическое действие, действие субъекта и действие личности.
Уровень физического действия.
Физические действия - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы наблюдаем их повсюду: вода точит камень, машины производят продукцию. Но в неживой природе механизм, производящий действие, безразличен к его результатам. Результат не влияет на сохранение этого механизма. Например, образование русла реки не поддерживает существование самой реки - она продолжает течь благодаря новому поступлению воды.
То же самое происходит и с созданными человеком машинами. Они могут быть оснащены системами управления, которые регулируют их работу. Но результат работы машины не поддерживает ее существование - он лишь помогает настроить ее функционирование. Со временем любая машина изнашивается и выходит из строя, независимо от произведенной ею продукции.
Таким образом, в физическом мире действия происходят сами по себе, без связи с их последствиями. Только человек, заинтересованный в результате, заботится о сохранении или замене механизмов, производящих эти действия.
Уровень физиологического действия.
Давайте рассмотрим уровень физиологического действия. На этом уровне мы находим живые организмы, которые не только выполняют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий, а следовательно, и в их механизмах. Здесь результаты действий не только регулируют их исполнение, но и если эти результаты положительны, то они подкрепляют механизм, производящий эти действия.
Однако для этого нового уровня развития действий характерно одно существенное ограничение - результаты действуют лишь после того, как они физически достигнуты. Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, материально уже достигнутый. На уровне чисто физиологических отношений такой коррекции вполне достаточно.
Уровень действия субъекта.
Животные, живущие в сложной и изменчивой среде, часто сталкиваются с ситуациями, для которых их прошлый опыт недостаточен. Простое повторение ранее успешных действий в таких случаях может привести к неудаче, так как условия изменились. Чтобы справиться с новыми обстоятельствами, животным необходимо приспособить свои действия еще до их начала и в процессе выполнения. Для этого они используют мысленное представление и моделирование действий, чтобы внести необходимые коррективы, не доводя дело до физического исполнения.
Принципиальное значение в расширении приспособительных возможностей животного на этом уровне действия заключается именно в том, что животное получает возможность установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или завершения.
Здесь тоже действуют принципы обратной связи, необходимых коррекций, подкрепления удачно исполненных действий, но они действуют не только в физическом поле, но и в плане образа. Новые, более или менее измененные значения объектов (по сравнению с теми значениями, которые они имели в прошлом опыте) используются без их закрепления, только для одного раза. Но зато каждый раз процедура может быть легко повторена, действие приспособлено к индивидуальным, единичным обстоятельствам и удачный результат подкрепляет не только исполнительный, но и управляющий механизм действия.
Уровень действия личности.
Когда поведение животного выходит за рамки простых физиологических реакций на окружающую среду и может корректироваться в зависимости от восприятия и представлений этого животного, это уже можно назвать действием. Но действие личности - это качественно новый уровень.
В нем человек воспринимает предметы окружающего мира не только через свой личный опыт, но и через призму знаний, накопленных обществом. Он учитывает не только естественные свойства и отношения предметов, но и их социальное значение, а также общепринятые формы отношения к ним. Человек не ограничен только своим индивидуальным опытом, он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, в которой он воспитывается и живет.
У человека в его целенаправленных предметных действиях полностью сохраняются принципы кибернетического управления. Но условия этих действий, факторы, с которыми считается такое управление, это прежде всего общественная оценка и характеристика целей, вещей и намечаемых действий.
- П.Я. Гальперин
Животные действуют, ориентируясь непосредственно на окружающие предметы. Человек же способен выделять и формировать план своих действий как самостоятельный объект, наряду с миром вещей, с которыми ему предстоит взаимодействовать.
Таким образом, в среду природных вещей человек привносит нечто новое - план своих действий. А вместе с ним и цель в прямом смысле слова, то есть то, чего пока нет в готовом виде и что еще предстоит сделать, создать.
Соотношение основных эволюционных уровней действия.
Каждый новый этап развития действия обязательно включает в себя предыдущие. Но у личности появляется новый регулятор - сознание, которое основывается на понимании общественного значения ситуации и использовании общественных средств, образцов и способов действия.
В итоге, основные этапы развития действия отражают эволюцию материи: от неживых форм - к живым организмам, затем - к животным с психикой, и, наконец, - к человеку с его общественным сознанием.
А сознание не только отражает объективный мир, но и творит его по мере того, как становится все более полным и глубоким отражением механизмов общественной жизни и ведущим началом совокупной человеческой деятельности.
- П.Я. Гальперин
Ps.Данная статья написана по работе Петра Яковлевича Гальперина: "Введение в психологию" - и является частью монографии по вышеупомянутому научному труду и на оригинальность не претендует.