Дио ушел, Гиллан ушел, Гизер сдался, а Оззи объявил войну. Свет появился в лице Тони Мартина, и началась новая глава в истории Black Sabbath.
Осенью 1987 года Тони Мартину позвонил его менеджер и предложил прокатиться по их родному Бирмингему. В то время Мартин был фронтменом местной группы The Alliance. Они записали сессию для радио BBC The Friday Rock Show и демо-запись, которая привлекала внимание.
Менеджер Мартина, Альберт Чепмен, был владельцем The Elbow Room, клуба на Aston High Street. Чепмен был школьным товарищем некоторых участников Black Sabbath и был их тур-менеджером во время восхождения группы к международному успеху в середине 70-х. Поэтому Чепмен знал почти всех на рок-сцене, особенно в Мидлендсе.
В тот день, когда Мартин спросил о пункте назначения, Чепмен уклонился от ответа. «Мы подъехали к дому, Альберт постучал в дверь, - рассказывает Мартин, - и когда она открылась, черт возьми, там стоял Тони Айомми».
Вернемся немного назад. Чепмен предложил кандидатуру своего молодого подопечного парой лет ранее, когда у Sabbath были проблемы с их тогдашним фронтменом Гленном Хьюзом.
«Я не знаю, что это были за проблемы, - настаивает Мартин. - Я помню только, что, когда Альберт сказал: "Я предложил твою кандидатуру. Ты заинтересован?", я ответил: "Что?!". Я не умею петь, как Гленн Хьюз – никто не умеет. Но они [Sabbath] взяли меня на заметку. И это напугало меня до смерти. В конце концов, проблемы с Гленном были решены, и они выпустили альбом Seventh Star».
«Я больше не думал об этом, но позже Альберт перезвонил и спросил: "Хочешь попробовать с ребятами?". Я подумал: "Черт возьми, это какое-то безумие". Но он был серьезен».
В тот день, несмотря на предыдущие разговоры, Мартин понятия не имел, с кем ему предстоит встретиться. «Все было очень таинственно», - говорит он, улыбаясь. Чепмена и Мартина пригласили на беседу, а вскоре после этого певец отправился на прослушивание в Лондон.
«Меня попросили спеть The Shining, которая стала открывающей песней на The Eternal Idol, - вспоминает он, - и сразу же сказали: "Ты принят". Но прежде чем я успел опомниться, добавили: "Альбом нужно закончить за семь дней". Мой ответ был: "Хорошо, я попробую". Вот так я и попал в Black Sabbath».
Подписав контракт, Тони Мартин стал участником одной из самых важных хард-рок и хэви-метал групп всех времен. К сожалению, несмотря на все его усилия, Мартину не суждено было получить все, на что он рассчитывал.
В течение следующего десятилетия певец испытал на себе все, что могла предложить жизнь в некогда культовой, но теперь уже нестабильной группе, включая пять альбомов, два увольнения и множество мировых турне. Мартин стал вторым по продолжительности пребывания в Black Sabbath вокалистом после Оззи Осборна, но его пребывание в группе принесло свою долю неопределенности, разочарований и душевной боли.
После нескольких минут разговора с общительным, прямолинейным и симпатичным Мартином становится очевидно, что ему наплевать на негатив. Во всяком случае, теперь уже наплевать. Его время в Sabbath заключалось в том, чтобы воспользоваться неожиданной возможностью. Шансом проявить себя, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности.
Что, собственно, и произошло. Невероятно, но группа в новом составе создала несколько лучших альбомов в обширной дискографии Sabbath (которые теперь переизданы в виде четырехдискового сборника Anno Domini 1989-1995).
К концу 80-х Black Sabbath превратились в хаос. Уход Ронни Джеймса Дио, чтобы сформировать свою собственную группу, положил начало падению. Бывший вокалист Deep Purple Иэн Гиллан спел на противоречивом альбоме Born Again и возглавил группу в туре, вдохновленном фильмом "This Is Spinal Tap", с огромным макетом Стоунхенджа на сцене и Бевом Беваном из ELO на ударных. Добавьте к этому нежелание Гиллана учить тексты песен и неудачное оформление обложки с изображением ребенка с когтями и рогами, не говоря уже о скором воссоединении состава Deep Purple Mk II, и Sabbath стали напоминать карточный домик, ожидающий дуновения ветра.
Мартин появился в группе, потому что американский певец Рэй Гиллен, заменивший Хьюза во время американского тура в поддержку Seventh Star, который был прерван из-за плохих продаж билетов, ушел во время записи следующего альбома Sabbath, The Eternal Idol, чтобы присоединиться к гитаристу Джону Сайксу в Blue Murder.
В зависимости от того, включаете ли вы в этот список бывшую модель Дэвида Донато (чья кандидатура была объявлена, а затем быстро отозвана после того, как он заявил прессе: "У меня всегда было [мысленное] представление о том, каким должен быть правильный вокалист в Sabbath, - и это был я"), Джеффа Фенолта из христианской рок-группы Joshua (который, по слухам, был принят на работу и уволен так же быстро) и соучредителя группы Оззи Осборна (который вернулся для провального, пьяного выступления на Live Aid в Филадельфии), Мартин был либо третьим, либо четвертым, либо пятым вокалистом в Black Sabbath с тех пор, как Иэн Гиллан помахал рукой на прощание в марте 1984 года.
Когда Тони Айомми, участника классического состава, просят подытожить вышеупомянутое пятилетие в истории Black Sabbath, он на мгновение теряет дар речи.
«Это был хаос, - наконец отвечает он, смеясь. - Просто хаос. Когда кто-то уходил, ладно, ты брал кого-то другого. А когда уходил этот, ты делал то же самое. Через какое-то время это надоедает, но какая есть альтернатива?»
Sabbath завершили свою более чем пятидесятилетнюю карьеру аншлаговым мировым турне, закончившемся в Бирмингеме в феврале 2017 года, а в 2006 году группа была введена в Зал славы рок-н-ролла. Странно думать о них как о неудачниках, но к середине 80-х группа превратилась именно в это. И все же, несмотря на хаос вокруг, Айомми удалось направить группу к созданию нескольких альбомов, которые поклонники до сих пор считают одними из лучших.
«Мне очень нравится то, что мы делали тогда с Тони Мартином и Кози [Пауэллом], но это было неприятное время, - заявляет Айомми. - Людям нужно было действительно постараться принять то, что мы делаем. И хотя это была отличная группа, и у нас была действительно хорошая музыка, эти альбомы не пользовались особой популярностью. Мне, как человеку, управляющему [группой], было трудно».
В своей автобиографии «Iron Man» Айомми рассказывает, как предыдущий менеджер оставил группу с огромными налоговыми проблемами. Разрушающиеся отношения с давним лейблом Sabbath Vertigo были еще одной причиной постоянного ощущения пожара.
«С тех пор, как я работаю в этом бизнесе, все так и есть, - говорит Айомми. - Проблемы были практически с первого дня. Нужно просто верить в себя и стараться видеть дальше этих ситуаций. Если бы я этого не делал, то давно бы все бросил».
Был ли он близок к тому, чтобы бросить?
«Нет. Как я уже сказал, всегда находились ужасные вещи, с которыми приходилось бороться, такова жизнь, - пожимает он плечами. - Мысль о том, чтобы продолжать двигаться вперед и выйти на новый уровень, - вот что движет тобой. Ты либо сдаешься, либо борешься, а я не собирался сдаваться. Это часть моего характера, так или иначе я всегда хочу идти дальше».
Как бы ни было заманчиво присоединиться к Sabbath, со стороны было очевидно, что группа находится в состоянии постоянного хаоса, и все же певец настаивает, что никакой робости не было. «Совсем нет – мне было некогда думать! - говорит он, усмехаясь. - Я знал, что у них нет денег, Альберт предупреждал меня, поэтому я пришел и сделал то, что нужно было сделать».
Мартин обеспечил Айомми необходимую ему стабильность. Когда голос Рэя Гиллена был стерт с пленок, новичок быстро доказал свою состоятельность.
«Альберт Чепмен был моим лучшим другом, мы вместе учились в школе, и он был менеджером The Alliance, - вспоминает Айомми о знакомстве со своим новым вокалистом. - У нас дошло до того, что с Рэем Гилленом возникла проблема, и Альберт напомнил мне о Тони. Он был великолепен. Парень действительно умел петь, и как только он присоединился к нам, все пошло в гору».
Хотя позже он сам будет писать тексты, в тот раз, когда песни уже были написаны, Мартин с облегчением отметил, что ему нужно было просто петь то, что ему скажут. Когда дело дошло до живых выступлений в поддержку The Eternal Idol, Айомми вспоминает, что Мартина бросили на произвол судьбы.
«Это была огромная ответственность для Тони, - признает он. - Он был таким зеленым. Следовать за Ронни и Оззи, да и за Гилланом на самом деле, было чертовски трудно – особенно перед публикой Sabbath. Тони было трудно, а я ожидал, что он справится. Поскольку я был так занят тем, что думал о продвижении вперед, я не очень задумывался о том, что он оказался в совершенно другом мире. Но он справился и стал намного лучше».
Первый концерт Мартина с группой состоялся в греческой столице Афинах. «Мой дебют должен был состояться на фестивале в Бристоле, но никто не пришел, и промоутер обанкротился», - вспоминает он.
Выступление на сцене с Sabbath было для Мартина далеко не развлечением. «Приятель, просто поверь, что на протяжении всей моей карьеры в Sabbath я был чертовски напуган, - говорит он с улыбкой. - Это чувство не покидало меня ни на минуту. У этих ребят за плечами уже был двадцатипятилетний опыт. Сколько бы я ни учился, мне никогда не догнать их».
Айомми не помнит, обнимал ли он Мартина по-отечески, чтобы заверить новичка, что все будет хорошо.
«Надеюсь, что обнимал, - с оптимизмом размышляет он. - Но ты ведь говоришь о событиях тридцатилетней давности».
«На самом деле, Тони этого совсем не делал, - смеясь, говорит Мартин, хотя и без тени неприязни. - Я остался один в темноте, пытаясь соответствовать этим культовым вокалистам, которые были до меня. Я понятия не имел, что делаю, хотя и знал, что у меня хороший голос».
«Они говорили, что со следующим альбомом мы сделаем то или это, а я отвечал: "Что? Я буду записывать еще один?". Так что, наверное, им нравилось то, что я делаю».
Еще одной причиной для беспокойства Мартина были бесконечные спекуляции о том, что его заменит вернувшийся Оззи или Дио: «Мне приходилось постоянно читать между строк, чтобы понять свое место в группе. Это был постоянный процесс обучения».
У Sabbath было два менеджера, которые часто не разговаривали друг с другом. Все было настолько хаотично, что для съемок клипа на The Shining на ударных играл Терри Чаймс из The Clash, а на басу - никому не известный гитарист, с которым они никогда раньше не встречались. The Eternal Idol занял 66-е место в Великобритании, а в США добрался до 168-го.
В художественном плане Idol был шагом вперед по сравнению с несбалансированным предшественником Seventh Star, который Айомми хотел выпустить как сольный альбом, но в коммерческом плане статистика была крайне неутешительной. Спустя почти два десятилетия после выхода дебютного альбома Sabbath их лейбл Vertigo разорвал с группой контракт.
Неустрашимый Айомми подписал новый контракт на четыре альбома с независимым лейблом I.R.S., которым руководил Майлз Коупленд. Один из настоящих чудаков в индустрии, Коупленд был также менеджером The Police (и братом их барабанщика Стюарта), научившись своему ремеслу, работая с Wishbone Ash.
«Майлз - интересный человек, очень шумный и громкий, - смеясь, говорит Айомми. - Мне понравилось то, что он сказал мне: "Ты знаешь, что делать... просто делай, а остальное я беру на себя". У нас была творческая свобода. Нам не нужны были миллионы фунтов стерлингов, нужен был кто-то, кто бы нас поддержал».
О сложности этого периода в истории Black Sabbath говорит тот факт, что все пять их альбомов с Мартином невозможно аккуратно связать ленточкой и преподнести как единое целое. The Eternal Idol, лебединая песня группы для Vertigo (Warner Brothers в США), не вошел в новый бокс-сет.
Для следующего альбома Айомми собрал то, что, как он надеялся, станет более стабильным составом: он сам, Мартин, верный клавишник Джефф Николлс, барабанщик Кози Пауэлл и басист Лоренс Коттл. Айомми много лет хотел поработать с Пауэллом, и, покинув группу Гэри Мура, бывший участник Rainbow, Whitesnake и Michael Schenker Group оказался свободным агентом.
«Появление такого авторитетного человека, как Кози, стало для нас большим стимулом, - с энтузиазмом говорит Айомми. - Это был человек, который видел все и прошел через все, как и я. Когда Кози останавливался у меня дома, мы допоздна писали песни на кассету, а на следующий день записывали их».
Хотя джазовый и фьюжн-басист Коттл и играл на сессиях под руководством Айомми и Пауэлла, он ушел, как только запись была завершена.
Когда оригинальный басист Гизер Батлер был уже на грани возвращения, но в последний момент передумал, именно Пауэлл предложил своего бывшего коллегу по Whitesnake Нила Мюррея, только что покинувшего японских хард-рокеров Vow Wow, чтобы тот дополнил ритм-секцию.
«Я был не очень хорошо знаком с Нилом, но как только я услышал его игру, все стало ясно – мы нашли басиста! - восклицает Айомми. - Учитывая бэкграунд Мюррея, который включал в себя работу с прог-джаз-рокерами Colosseum II, он, пожалуй, не был очевидным выбором, и Мюррей говорит, что, хотя ему и было комфортно в этой роли, исполнение "сложных партий", сыгранных Коттлом на Headless Cross, и одновременное сохранение верности игре Гизера Батлера на ранних альбомах Sabbath было "своего рода жонглированием".
Была еще и проблема мрачной тематики песен Sabbath. «Некоторые тексты мне не очень нравились, - со смехом говорит Мюррей. - Но то же самое было и с некоторыми песнями мистера Ковердейла».
Когда бюджеты на все, включая продюсеров, были сокращены, «новые» Black Sabbath стали останавливаться в гораздо более скромных отелях, чем раньше, хотя царившее в группе товарищество сделало квартет сплоченной командой. «Sabbath стали больше походить на ту группу, что была в начале пути, - размышляет Айомми. - Это была настоящая группа».
Как автор текстов Тони Мартин полностью раскрылся на альбоме 1989 года Headless Cross. Название альбома, не имеющее никакого отношения к сатанизму, было взято из названия части деревни Реддитч, в которой он жил. «В песне рассказывалось о чуме XVII века», - объясняет он.
Альбом, полный высококачественных песен, включая напряженный, запоминающийся заглавный трек, Devil And Daughter и мрачную When Death Calls, в которой прозвучало гостевое гитарное соло хорошего друга Айомми Брайана Мэя,
Headless Cross вернул Black Sabbath на карту музыкального мира. В Британии он остановился в шаге от 30-ки лучших. В США, где участники группы горько жаловались на то, что не могут найти альбом в магазинах во время гастролей, он лишь немного не дотянул до Billboard Hot 100.
«Мы начали все сначала, но Headless Cross действительно поддержал нас, - с гордостью говорит Айомми. - Люди снова начали нас уважать».
Тем не менее, важно помнить об крайней вражде, которая в то время царила между Айомми и Оззи Осборном, который с момента увольнения из группы в 1979 году стал суперзвездой, особенно в Америке. Поэтому, когда Sabbath начали гастролировать по США в поддержку Headless Cross, команда Осборна пустила в ход все средства, чтобы сорвать им тур. «Каждый вечер Шэрон устраивала концерты Оззи в тех же городах, где должны были выступать мы, - вспоминает Мартин. - Они хотели расколоть фан-базу, и им это удалось».
После восьми концертов тур Sabbath был отменен из-за плохих продаж билетов. «Не могу с уверенностью сказать, что [эта уловка] была спланированной, но у них было достаточно власти. Им не нравилось, что мы гастролируем и что у нас это получается».
Продолжая отличную работу, начатую с Headless Cross, в феврале 1990 года группа приступила к записи четырнадцатого альбома Black Sabbath. Кози Пауэлл предложил назвать его «Сатанинские стихи» - в честь скандальной книги Салмана Рушди. По понятным причинам от этой идеи быстро отказались. Альбом Tyr, с текстами, основанными на скандинавской мифологии, вышел летом 1990 года.
«Headless Cross был ускоренным курсом по истории Англии, а Tyr - по истории викингов, - объясняет Мартин. - У меня в голове было много тем, например, самураи. У каждой культуры есть своя темная сторона».
«Тони было трудно, - говорит Айомми, - потому что у Оззи была своя фишка, а у Ронни - свой стиль. После этих двоих нам нужно было петь о чем-то другом, кроме дьяволов и тех тем, на которые нас натолкнул Ронни, - отмечает он, добавляя со смехом: - Смерть упоминалась очень часто».
На этот раз Sabbath попали в британский Топ-30, хотя в США Tyr полностью провалился. Тем не менее, Айомми был уверен, что динамика нарастает.
«Нам нравилось записывать оба альбома, мы гастролировали, все знали, чего ожидать друг от друга, - вспоминает он. - Мы добивались своего».
Басист Нил Мюррей поднимает справедливый вопрос: «Как бы хорошо ни шли дела в музыкальном плане, трудно было игнорировать тот факт, что Sabbath по-прежнему воспринимались как Оззи, Тони, Гизер и Билл. Никакая другая комбинация не могла существовать – особенно в Америке. В некоторых местах, куда мы приезжали, никто не был в курсе, что состав группы изменился».
Но «новые» Sabbath упорно боролись. В интервью того времени Кози Пауэлл сказал журналу RAW: «Я всегда считал, что эта группа стоит гораздо выше того мусора, который о ней пишут. [До выхода двух предыдущих альбомов] акции Black Sabbath в прессе упали ниже некуда. Многие фэны все еще верили, но их нужно было убедить. Нас критикуют за то, что мы называемся Black Sabbath, но вопрос в том, чтобы верить во что-то и считать, что это стоит того, чтобы сохранять».
«Другой лагерь предпочел бы, чтобы Black Sabbath закончили свое существование, чтобы они могли продолжить свою карьеру и немного заработать [денег]», - продолжил Пауэлл, имея в виду Оззи Осборна и компанию. - Но, к сожалению для них, мы не собираемся уходить и так просто умирать».
Эти комментарии вызвали резкую отповедь со стороны лагеря Осборна. Оззи отправил по факсу в журнал RAW необычное «открытое письмо», с сарказмом адресованное «мистеру Black Sabbath и его трем корешам», в котором каждый участник группы подвергся злобным нападкам.
Айомми он парировал: «Мне все равно, какой у тебя состав, ты можешь взять кого угодно, от Дио до Паваротти, и это никогда не будет Sabbath. Не принижай эту группу, Тони, двигайся дальше».
Защищаясь от нападок на использование названия Sabbath, Пауэлл услышал в свой адрес: «Попробуй вытащить барабанную палочку из своей задницы, чтобы ты мог ясно мыслить».
Обращаясь к Нилу Мюррею, Оззи предупредил: «Готовься к своей новой работе басиста у Гизера Батлера».
Оззи заявил, что не может вспомнить имя Тони Мартина, а затем заключил: «Я бы с удовольствием сказал все это вам в лицо, трусы, так что звоните мне в любое время и в любом месте».
Вспоминая о той истории 34 года спустя, более мягкий и зрелый Айомми стремится замять ее. «Надо же... не помню такого, - осторожно отвечает он. - Была вражда, но это уже в прошлом. Мы с Оззи прошли через многое. Я играл на его последнем альбоме. Мы с Оззи созваниваемся каждую неделю. То, как [положительно] все обернулось [между нами], просто безумие».
Несмотря на яростную защиту Пауэллом права Sabbath на существование, после гастролей в поддержку Tyr в 1992 году Ронни Дио был приглашен вернуться для записи альбома Dehumanizer. Тони Мартину потребовалось два с половиной года, чтобы почувствовать себя частью группы, и вот, без предупреждения, все закончилось.
«Я был опустошен, - вспоминает он. - Я этого не ожидал. Я думал, что у нас все хорошо».
Увольнение Мартина сказалось на его психическом здоровье. «Я просто отошел от музыки на пару лет», - с грустью говорит он.
Несмотря на то, что Айомми противился этому решению, Кози Пауэлл был изгнан из группы Дио. Пауэлл отказывался играть с Дио после их совместной работы в Rainbow, и теперь, когда кинжалы были обнажены, певец держал все карты в своих руках.
«Я помню, как Кози говорил: "Если этот маленький ублюдок что-нибудь мне скажет, я разобью ему морду", - писал Айомми в своей книге «Iron Man».
После странного несчастного случая в 1991 году, когда лошадь Пауэлла упала от сердечного приступа во время тренировки, сломав ему бедро и выведя из строя, Дио предложил место за ударной установкой Винни Апписи, барабанщику Sabbath на альбоме Mob Rules 1981 года. Для записи Dehumanizer в группу также неожиданно вернулся басист Гизер Батлер. Он джемовал с Sabbath на концерте в лондонском зале Hammersmith Odeon в конце тура Tyr, и именно Нил Мюррей предположил, что возвращение Батлера в состав пойдет группе на пользу.
«Я не хотел уходить из группы, но когда Гизер сыграл с нами Black Sabbath и Paranoid, реакция публики не оставила мне выбора, - рассуждает Мюррей, который вместе с Кози Пауэллом (погибшим в автокатастрофе в 1998 году) впоследствии присоединится к сольной группе Брайана Мэя. - Они хотели видеть двух из четырех оригинальных участников, а не одного».
Спродюсированный Маком (Queen), Dehumanizer хорошо продавался, во многом благодаря включению песни Time Machine в саундтрек к фильму «Мир Уэйна».
Воссоединение с Дио продлилось два года, но закончилось оно весьма эффектно. Sabbath согласились отыграть два концерта в Калифорнии в рамках прощального тура Оззи Осборна, но Ронни уперся и отказался выступать («У меня больше гордости, чем у него, я не буду разогревать клоуна»), и на его место пришел фронтмен Judas Priest Роб Хэлфорд. Казалось, что воссоединение классического состава Sabbath не за горами, но этого не произошло. Вместо этого Айомми и Батлер обратились к Тони Мартину.
Мартин утверждает, что присутствовал на сессиях Dehumanizer, которые проходили не совсем гладко: «Тони позвонил мне и сказал: "У нас с Ронни не очень хорошо получается. Не хочешь прийти и посмотреть, что происходит?". Но в конце концов они с Ронни закончили альбом».
Хотя в буклете, прилагаемом к новому бокс-сету Anno Domini 1989-1995, утверждается, что Айомми «поставил на паузу» группу с Мартином во время второго пришествия Дио, предполагая, что гитарист верил в ее возвращение, он смеется над таким предположением.
«С нашей группой никогда нельзя быть ни в чем уверенным. Мы распадались, воссоединялись, выгоняли кого-то и возвращали обратно, - пожимает он плечами. - С Оззи это случалось два или три раза, а с Ронни - дважды. Участники Black Sabbath входят и выходят из состава, как йо-йо. Я усвоил, что никогда нельзя списывать со счетов – если только кто-то не умер».
В результате получился альбом Cross Purposes 1994 года, записанный Айомми, Батлером, Мартином, Джеффом Николлсом и бывшим барабанщиком Rainbow Бобби Рондинелли, который недооценивают в обширной дискографии Sabbath. (Заключительный трек Evil Eye был написан в соавторстве с Эдвардом Ван Халеном, но не указан как таковой из-за издательских прав).
«Мне очень понравился Cross Purposes, - заявляет Айомми. - Тони пел великолепно, и песни были очень сильными. Я не был знаком с [его сопродюсером] Лейфом Мейсесом, но он проделал отличную работу».
На короткий период времени Билл Уорд вернулся в состав (Айомми не помнит, почему не вернулся Пауэлл).
«Я сказал Биллу, что мы едем в Южную Америку, и он отреагировал положительно, поэтому я спросил, не хочет ли он отыграть эти концерты, - говорит Айомми, а затем со смехом добавляет: - Билл спросил: "Отлично, что мне делать? Встретимся там?". "Нет, Билл, ты должен приехать в Англию и отрепетировать программу". Билл потерял счет времени, и мы не смогли сыграть песни с Headless Cross и Tyr, поэтому в итоге мы играли сет из старых песен Sabbath. Это было немного неловко».
И хотя в коммерческом плане Cross Purposes выступил более чем достойно, попав в чарты по обе стороны Атлантики (41-е место в Великобритании, 122-е в США), Батлер предпочел вернуться в сольную группу Оззи. Айомми понял, что необходима стабильность: «Я сказал: "Все, с меня хватит – я возвращаю Нила и Кози"».
Альбом, который Sabbath собирались записать, был обречен на дурную славу, когда лейбл группы I.R.S. предложил в качестве продюсера кандидатуру Эрни Каннингема, более известного как Эрни С, гитариста рэпера Ice T Body Count. Когда пришло осознание того, что альбом, который должен был называться Forbidden, превращается в катастрофу, Айомми был бессилен нажать на тормоза. Спустя десятилетия речитатив Ice-T в песне The Illusion Of Power с этого альбома остается моментом, который вызывает недоумение.
«Forbidden много лет был для меня бельмом на глазу, - вздыхает Айомми. - Я все знал об Ice-T и о том, что он хорош, но я не ожидал, что он приведет с собой своего гитариста для продюсирования альбома. Когда группа знает свое звучание и точно знает, чего хочет, появление постороннего человека вносит большой разлад. Я оказался не у дел. Вся наша ситуация стала настолько шаткой».
К недоверию и ужасу Айомми, Эрни С отвел Кози Пауэлла в сторону и попросил его играть в несвойственной ему манере.
«Кози есть Кози, нельзя заставлять его делать что-то по-другому, - с ужасом вспоминает Айомми. - Я знаю, почему пригласили Ice-T и Эрни. Ну, у Aerosmith и Run DMC был хит [Walk This Way], - размышляет Мартин. - Но я даже не был уверен, что буду на альбоме, потому что Ice-T должен был "спеть кое-что". Когда я спросил, одна, две песни или больше, никто не знал. Но проделанная Тони работа сделала альбом по-настоящему современным. Теперь он звучит очень по-саббатовски».
«Я нашел несколько гитарных партий, которые Эрни не использовал [на оригинальном альбоме], - объясняет Айомми. - В пределах очевидных ограничений мне удалось сделать так, чтобы все звучало намного лучше».
Несмотря на то, что в Британии Forbidden занял 71-е место, в США он провалился и остается наименее успешным альбомом Black Sabbath.
Для музыканта отправляться в турне, играть песни с альбома, в который он не верит, перед фанатами и рассказывать о нем журналистам - это худшее, что может быть, и, услышав об этом, Айомми морщится.
«Forbidden вызвал много шума внутри группы, но мы профессионалы, - утверждает он. - Но также в то время мы, вероятно, не воспринимали альбом так, как сейчас. Знаете, на Forbidden есть несколько хороших вещей. Я бы не стал его ругать».
Тони Мартин вспоминает, как несколько раз спрашивал, воссоединится ли оригинальный состав Sabbath. Несмотря на заверения об обратном, именно это и произошло.
«Как я уже говорил, я никогда ничего не списываю со счетов, - стоически заявляет Айомми. - Когда происходят такие вещи, они приносят проблемы. Возвращение Оззи принесло проблемы. Нужно просто их решать».
«Во второй раз я увидел надпись на стене и понял ее, - говорит Мартин. - Black Sabbath - это великая группа. Нужно просто мириться с этим и принимать плохое вместе с хорошим».
После Forbidden прошло почти два десятилетия взлетов и падений, новых воссоединений и увольнений, прежде чем трое из основателей Sabbath собрались вместе с продюсером Риком Рубином, чтобы записать 13, альбом, который теперь, по-видимому, станет их эпитафией (Билла Уорда, к сожалению, на нем не было из-за контрактного спора).
Последний концерт группы, на котором снова не было Уорда, состоялся, как и подобает, в их родном Бирмингеме 4 февраля 2017 года.
Айомми и Мартин рады вернуть пластинки Sabbath времен Мартина, которые так долго игнорировались и были забыты, в поле зрения общественности. Все это было так давно, что ни у одного из них нет полного комплекта.
«Эпоха Тони Мартина в Sabbath была отодвинута на задний план. Многие люди даже не знали, что были альбомы с его участием, - удивляется Айомми. - Меня часто спрашивали, выйдут ли они снова, и теперь новое поколение детей сможет их послушать. Я также рад за Тони, потому что [мы] много с ним возились все эти годы».
«Как приятно это слышать от Тони, - улыбаясь, говорит Мартин. - Я впервые слышу, чтобы кто-то признавал ту эпоху».
Так почему же, учитывая то, как Sabbath обошлись с ним, Мартин сохранил такую лояльность?
«Вначале я был по сути никем, человеком с улицы, - скромно говорит он. - Должно быть, им было нелегко таскать за собой младшего брата, пока он учился всему. Было неприятно [быть уволенным дважды], но я не держу зла».
Существует ли сценарий, при котором два Тони могли бы снова работать вместе?
«Я был бы не против, и я здесь, если Тони понадобится, - предлагает Мартин. - Но я не думаю, что у нас есть хоть малейший шанс».
«Как я уже говорил, я никогда ничего не списываю со счетов, - усмехаясь, говорит Айомми. - Сейчас я работаю над собственным альбомом и сыграл на двух песнях для Оззи [для его последнего сольного альбома Patient Number 9], но никогда не знаешь, что будет дальше. Мне понравилось работать с Black Sabbath Ballet [в Бирмингеме]. Я сделал несколько других вещей, о которых пока не могу говорить, потому что они еще не вышли. Очевидно, что я не буду снова гастролировать по миру в течение полутора лет. Я просто счастлив быть там, где я есть. Моя жизнь никогда не бывает скучной».