Найти в Дзене
Extreme Sound

История Black Sabbath эпохи Тони Мартина "Я остался один в темноте, пытаясь соответствовать культовым вокалистам"

Дио ушел, Гиллан ушел, Гизер сдался, а Оззи объявил войну. Свет появился в лице Тони Мартина, и началась новая глава в истории Black Sabbath.

Осенью 1987 года Тони Мартину позвонил его менеджер и предложил прокатиться по их родному Бирмингему. В то время Мартин был фронтменом местной группы The Alliance. Они записали сессию для радио BBC The Friday Rock Show и демо-запись, которая привлекала внимание.

Менеджер Мартина, Альберт Чепмен, был владельцем The Elbow Room, клуба на Aston High Street. Чепмен был школьным товарищем некоторых участников Black Sabbath и был их тур-менеджером во время восхождения группы к международному успеху в середине 70-х. Поэтому Чепмен знал почти всех на рок-сцене, особенно в Мидлендсе.

Black Sabbath в сентябре 1989 года:  Тони Мартин, Тони Айомми, Кози Пауэлл, Нил Мюррей
Black Sabbath в сентябре 1989 года: Тони Мартин, Тони Айомми, Кози Пауэлл, Нил Мюррей

В тот день, когда Мартин спросил о пункте назначения, Чепмен уклонился от ответа. «Мы подъехали к дому, Альберт постучал в дверь, - рассказывает Мартин, - и когда она открылась, черт возьми, там стоял Тони Айомми».

Вернемся немного назад. Чепмен предложил кандидатуру своего молодого подопечного парой лет ранее, когда у Sabbath были проблемы с их тогдашним фронтменом Гленном Хьюзом.

«Я не знаю, что это были за проблемы, - настаивает Мартин. - Я помню только, что, когда Альберт сказал: "Я предложил твою кандидатуру. Ты заинтересован?", я ответил: "Что?!". Я не умею петь, как Гленн Хьюз – никто не умеет. Но они [Sabbath] взяли меня на заметку. И это напугало меня до смерти. В конце концов, проблемы с Гленном были решены, и они выпустили альбом Seventh Star».

«Я больше не думал об этом, но позже Альберт перезвонил и спросил: "Хочешь попробовать с ребятами?". Я подумал: "Черт возьми, это какое-то безумие". Но он был серьезен».

В тот день, несмотря на предыдущие разговоры, Мартин понятия не имел, с кем ему предстоит встретиться. «Все было очень таинственно», - говорит он, улыбаясь. Чепмена и Мартина пригласили на беседу, а вскоре после этого певец отправился на прослушивание в Лондон.

«Меня попросили спеть The Shining, которая стала открывающей песней на The Eternal Idol, - вспоминает он, - и сразу же сказали: "Ты принят". Но прежде чем я успел опомниться, добавили: "Альбом нужно закончить за семь дней". Мой ответ был: "Хорошо, я попробую". Вот так я и попал в Black Sabbath».

Подписав контракт, Тони Мартин стал участником одной из самых важных хард-рок и хэви-метал групп всех времен. К сожалению, несмотря на все его усилия, Мартину не суждено было получить все, на что он рассчитывал.

В течение следующего десятилетия певец испытал на себе все, что могла предложить жизнь в некогда культовой, но теперь уже нестабильной группе, включая пять альбомов, два увольнения и множество мировых турне. Мартин стал вторым по продолжительности пребывания в Black Sabbath вокалистом после Оззи Осборна, но его пребывание в группе принесло свою долю неопределенности, разочарований и душевной боли.

После нескольких минут разговора с общительным, прямолинейным и симпатичным Мартином становится очевидно, что ему наплевать на негатив. Во всяком случае, теперь уже наплевать. Его время в Sabbath заключалось в том, чтобы воспользоваться неожиданной возможностью. Шансом проявить себя, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности.

Что, собственно, и произошло. Невероятно, но группа в новом составе создала несколько лучших альбомов в обширной дискографии Sabbath (которые теперь переизданы в виде четырехдискового сборника Anno Domini 1989-1995).

К концу 80-х Black Sabbath превратились в хаос. Уход Ронни Джеймса Дио, чтобы сформировать свою собственную группу, положил начало падению. Бывший вокалист Deep Purple Иэн Гиллан спел на противоречивом альбоме Born Again и возглавил группу в туре, вдохновленном фильмом "This Is Spinal Tap", с огромным макетом Стоунхенджа на сцене и Бевом Беваном из ELO на ударных. Добавьте к этому нежелание Гиллана учить тексты песен и неудачное оформление обложки с изображением ребенка с когтями и рогами, не говоря уже о скором воссоединении состава Deep Purple Mk II, и Sabbath стали напоминать карточный домик, ожидающий дуновения ветра.

Мартин появился в группе, потому что американский певец Рэй Гиллен, заменивший Хьюза во время американского тура в поддержку Seventh Star, который был прерван из-за плохих продаж билетов, ушел во время записи следующего альбома Sabbath, The Eternal Idol, чтобы присоединиться к гитаристу Джону Сайксу в Blue Murder.

В зависимости от того, включаете ли вы в этот список бывшую модель Дэвида Донато (чья кандидатура была объявлена, а затем быстро отозвана после того, как он заявил прессе: "У меня всегда было [мысленное] представление о том, каким должен быть правильный вокалист в Sabbath, - и это был я"), Джеффа Фенолта из христианской рок-группы Joshua (который, по слухам, был принят на работу и уволен так же быстро) и соучредителя группы Оззи Осборна (который вернулся для провального, пьяного выступления на Live Aid в Филадельфии), Мартин был либо третьим, либо четвертым, либо пятым вокалистом в Black Sabbath с тех пор, как Иэн Гиллан помахал рукой на прощание в марте 1984 года.

Когда Тони Айомми, участника классического состава, просят подытожить вышеупомянутое пятилетие в истории Black Sabbath, он на мгновение теряет дар речи.

Дэйв Спитц, Гленн Хьюз, Тони Айомми, Эрик Сингер, Джефф Николлс
Дэйв Спитц, Гленн Хьюз, Тони Айомми, Эрик Сингер, Джефф Николлс

«Это был хаос, - наконец отвечает он, смеясь. - Просто хаос. Когда кто-то уходил, ладно, ты брал кого-то другого. А когда уходил этот, ты делал то же самое. Через какое-то время это надоедает, но какая есть альтернатива?»

Sabbath завершили свою более чем пятидесятилетнюю карьеру аншлаговым мировым турне, закончившемся в Бирмингеме в феврале 2017 года, а в 2006 году группа была введена в Зал славы рок-н-ролла. Странно думать о них как о неудачниках, но к середине 80-х группа превратилась именно в это. И все же, несмотря на хаос вокруг, Айомми удалось направить группу к созданию нескольких альбомов, которые поклонники до сих пор считают одними из лучших.

«Мне очень нравится то, что мы делали тогда с Тони Мартином и Кози [Пауэллом], но это было неприятное время, - заявляет Айомми. - Людям нужно было действительно постараться принять то, что мы делаем. И хотя это была отличная группа, и у нас была действительно хорошая музыка, эти альбомы не пользовались особой популярностью. Мне, как человеку, управляющему [группой], было трудно».

В своей автобиографии «Iron Man» Айомми рассказывает, как предыдущий менеджер оставил группу с огромными налоговыми проблемами. Разрушающиеся отношения с давним лейблом Sabbath Vertigo были еще одной причиной постоянного ощущения пожара.

«С тех пор, как я работаю в этом бизнесе, все так и есть, - говорит Айомми. - Проблемы были практически с первого дня. Нужно просто верить в себя и стараться видеть дальше этих ситуаций. Если бы я этого не делал, то давно бы все бросил».

Был ли он близок к тому, чтобы бросить?

«Нет. Как я уже сказал, всегда находились ужасные вещи, с которыми приходилось бороться, такова жизнь, - пожимает он плечами. - Мысль о том, чтобы продолжать двигаться вперед и выйти на новый уровень, - вот что движет тобой. Ты либо сдаешься, либо борешься, а я не собирался сдаваться. Это часть моего характера, так или иначе я всегда хочу идти дальше».

Как бы ни было заманчиво присоединиться к Sabbath, со стороны было очевидно, что группа находится в состоянии постоянного хаоса, и все же певец настаивает, что никакой робости не было. «Совсем нет – мне было некогда думать! - говорит он, усмехаясь. - Я знал, что у них нет денег, Альберт предупреждал меня, поэтому я пришел и сделал то, что нужно было сделать».

Мартин обеспечил Айомми необходимую ему стабильность. Когда голос Рэя Гиллена был стерт с пленок, новичок быстро доказал свою состоятельность.

«Альберт Чепмен был моим лучшим другом, мы вместе учились в школе, и он был менеджером The Alliance, - вспоминает Айомми о знакомстве со своим новым вокалистом. - У нас дошло до того, что с Рэем Гилленом возникла проблема, и Альберт напомнил мне о Тони. Он был великолепен. Парень действительно умел петь, и как только он присоединился к нам, все пошло в гору».

Black Sabbath в 1987 году (Слева направо): Терри Чаймс, Джефф Николлс, Тони Мартин, Тони Айомми, Джо Берт
Black Sabbath в 1987 году (Слева направо): Терри Чаймс, Джефф Николлс, Тони Мартин, Тони Айомми, Джо Берт

Хотя позже он сам будет писать тексты, в тот раз, когда песни уже были написаны, Мартин с облегчением отметил, что ему нужно было просто петь то, что ему скажут. Когда дело дошло до живых выступлений в поддержку The Eternal Idol, Айомми вспоминает, что Мартина бросили на произвол судьбы.

«Это была огромная ответственность для Тони, - признает он. - Он был таким зеленым. Следовать за Ронни и Оззи, да и за Гилланом на самом деле, было чертовски трудно – особенно перед публикой Sabbath. Тони было трудно, а я ожидал, что он справится. Поскольку я был так занят тем, что думал о продвижении вперед, я не очень задумывался о том, что он оказался в совершенно другом мире. Но он справился и стал намного лучше».

Первый концерт Мартина с группой состоялся в греческой столице Афинах. «Мой дебют должен был состояться на фестивале в Бристоле, но никто не пришел, и промоутер обанкротился», - вспоминает он.

Выступление на сцене с Sabbath было для Мартина далеко не развлечением. «Приятель, просто поверь, что на протяжении всей моей карьеры в Sabbath я был чертовски напуган, - говорит он с улыбкой. - Это чувство не покидало меня ни на минуту. У этих ребят за плечами уже был двадцатипятилетний опыт. Сколько бы я ни учился, мне никогда не догнать их».

Айомми не помнит, обнимал ли он Мартина по-отечески, чтобы заверить новичка, что все будет хорошо.

«Надеюсь, что обнимал, - с оптимизмом размышляет он. - Но ты ведь говоришь о событиях тридцатилетней давности».

«На самом деле, Тони этого совсем не делал, - смеясь, говорит Мартин, хотя и без тени неприязни. - Я остался один в темноте, пытаясь соответствовать этим культовым вокалистам, которые были до меня. Я понятия не имел, что делаю, хотя и знал, что у меня хороший голос».

«Они говорили, что со следующим альбомом мы сделаем то или это, а я отвечал: "Что? Я буду записывать еще один?". Так что, наверное, им нравилось то, что я делаю».

Еще одной причиной для беспокойства Мартина были бесконечные спекуляции о том, что его заменит вернувшийся Оззи или Дио: «Мне приходилось постоянно читать между строк, чтобы понять свое место в группе. Это был постоянный процесс обучения».

У Sabbath было два менеджера, которые часто не разговаривали друг с другом. Все было настолько хаотично, что для съемок клипа на The Shining на ударных играл Терри Чаймс из The Clash, а на басу - никому не известный гитарист, с которым они никогда раньше не встречались. The Eternal Idol занял 66-е место в Великобритании, а в США добрался до 168-го.

В художественном плане Idol был шагом вперед по сравнению с несбалансированным предшественником Seventh Star, который Айомми хотел выпустить как сольный альбом, но в коммерческом плане статистика была крайне неутешительной. Спустя почти два десятилетия после выхода дебютного альбома Sabbath их лейбл Vertigo разорвал с группой контракт.

Неустрашимый Айомми подписал новый контракт на четыре альбома с независимым лейблом I.R.S., которым руководил Майлз Коупленд. Один из настоящих чудаков в индустрии, Коупленд был также менеджером The Police (и братом их барабанщика Стюарта), научившись своему ремеслу, работая с Wishbone Ash.

«Майлз - интересный человек, очень шумный и громкий, - смеясь, говорит Айомми. - Мне понравилось то, что он сказал мне: "Ты знаешь, что делать... просто делай, а остальное я беру на себя". У нас была творческая свобода. Нам не нужны были миллионы фунтов стерлингов, нужен был кто-то, кто бы нас поддержал».

О сложности этого периода в истории Black Sabbath говорит тот факт, что все пять их альбомов с Мартином невозможно аккуратно связать ленточкой и преподнести как единое целое. The Eternal Idol, лебединая песня группы для Vertigo (Warner Brothers в США), не вошел в новый бокс-сет.

Для следующего альбома Айомми собрал то, что, как он надеялся, станет более стабильным составом: он сам, Мартин, верный клавишник Джефф Николлс, барабанщик Кози Пауэлл и басист Лоренс Коттл. Айомми много лет хотел поработать с Пауэллом, и, покинув группу Гэри Мура, бывший участник Rainbow, Whitesnake и Michael Schenker Group оказался свободным агентом.

«Появление такого авторитетного человека, как Кози, стало для нас большим стимулом, - с энтузиазмом говорит Айомми. - Это был человек, который видел все и прошел через все, как и я. Когда Кози останавливался у меня дома, мы допоздна писали песни на кассету, а на следующий день записывали их».

Хотя джазовый и фьюжн-басист Коттл и играл на сессиях под руководством Айомми и Пауэлла, он ушел, как только запись была завершена.

Когда оригинальный басист Гизер Батлер был уже на грани возвращения, но в последний момент передумал, именно Пауэлл предложил своего бывшего коллегу по Whitesnake Нила Мюррея, только что покинувшего японских хард-рокеров Vow Wow, чтобы тот дополнил ритм-секцию.

Тони Айомми (настоящее имя — Фрэнк Энтони Айомми) — британский гитарист, автор песен и продюсер. Родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме.
Тони Айомми (настоящее имя — Фрэнк Энтони Айомми) — британский гитарист, автор песен и продюсер. Родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме.

«Я был не очень хорошо знаком с Нилом, но как только я услышал его игру, все стало ясно – мы нашли басиста! - восклицает Айомми. - Учитывая бэкграунд Мюррея, который включал в себя работу с прог-джаз-рокерами Colosseum II, он, пожалуй, не был очевидным выбором, и Мюррей говорит, что, хотя ему и было комфортно в этой роли, исполнение "сложных партий", сыгранных Коттлом на Headless Cross, и одновременное сохранение верности игре Гизера Батлера на ранних альбомах Sabbath было "своего рода жонглированием".

Была еще и проблема мрачной тематики песен Sabbath. «Некоторые тексты мне не очень нравились, - со смехом говорит Мюррей. - Но то же самое было и с некоторыми песнями мистера Ковердейла».

Когда бюджеты на все, включая продюсеров, были сокращены, «новые» Black Sabbath стали останавливаться в гораздо более скромных отелях, чем раньше, хотя царившее в группе товарищество сделало квартет сплоченной командой. «Sabbath стали больше походить на ту группу, что была в начале пути, - размышляет Айомми. - Это была настоящая группа».

Как автор текстов Тони Мартин полностью раскрылся на альбоме 1989 года Headless Cross. Название альбома, не имеющее никакого отношения к сатанизму, было взято из названия части деревни Реддитч, в которой он жил. «В песне рассказывалось о чуме XVII века», - объясняет он.

Альбом, полный высококачественных песен, включая напряженный, запоминающийся заглавный трек, Devil And Daughter и мрачную When Death Calls, в которой прозвучало гостевое гитарное соло хорошего друга Айомми Брайана Мэя,

Headless Cross вернул Black Sabbath на карту музыкального мира. В Британии он остановился в шаге от 30-ки лучших. В США, где участники группы горько жаловались на то, что не могут найти альбом в магазинах во время гастролей, он лишь немного не дотянул до Billboard Hot 100.

«Мы начали все сначала, но Headless Cross действительно поддержал нас, - с гордостью говорит Айомми. - Люди снова начали нас уважать».

Тем не менее, важно помнить об крайней вражде, которая в то время царила между Айомми и Оззи Осборном, который с момента увольнения из группы в 1979 году стал суперзвездой, особенно в Америке. Поэтому, когда Sabbath начали гастролировать по США в поддержку Headless Cross, команда Осборна пустила в ход все средства, чтобы сорвать им тур. «Каждый вечер Шэрон устраивала концерты Оззи в тех же городах, где должны были выступать мы, - вспоминает Мартин. - Они хотели расколоть фан-базу, и им это удалось».

После восьми концертов тур Sabbath был отменен из-за плохих продаж билетов. «Не могу с уверенностью сказать, что [эта уловка] была спланированной, но у них было достаточно власти. Им не нравилось, что мы гастролируем и что у нас это получается».

Тони Мартин во время съемок клипа на песню Headless Cross, снятого в Аббатстве Баттл, Восточный Сассекс, Великобритания, в феврале 1989 г.
Тони Мартин во время съемок клипа на песню Headless Cross, снятого в Аббатстве Баттл, Восточный Сассекс, Великобритания, в феврале 1989 г.

Продолжая отличную работу, начатую с Headless Cross, в феврале 1990 года группа приступила к записи четырнадцатого альбома Black Sabbath. Кози Пауэлл предложил назвать его «Сатанинские стихи» - в честь скандальной книги Салмана Рушди. По понятным причинам от этой идеи быстро отказались. Альбом Tyr, с текстами, основанными на скандинавской мифологии, вышел летом 1990 года.

«Headless Cross был ускоренным курсом по истории Англии, а Tyr - по истории викингов, - объясняет Мартин. - У меня в голове было много тем, например, самураи. У каждой культуры есть своя темная сторона».

«Тони было трудно, - говорит Айомми, - потому что у Оззи была своя фишка, а у Ронни - свой стиль. После этих двоих нам нужно было петь о чем-то другом, кроме дьяволов и тех тем, на которые нас натолкнул Ронни, - отмечает он, добавляя со смехом: - Смерть упоминалась очень часто».

На этот раз Sabbath попали в британский Топ-30, хотя в США Tyr полностью провалился. Тем не менее, Айомми был уверен, что динамика нарастает.

«Нам нравилось записывать оба альбома, мы гастролировали, все знали, чего ожидать друг от друга, - вспоминает он. - Мы добивались своего».

Басист Нил Мюррей поднимает справедливый вопрос: «Как бы хорошо ни шли дела в музыкальном плане, трудно было игнорировать тот факт, что Sabbath по-прежнему воспринимались как Оззи, Тони, Гизер и Билл. Никакая другая комбинация не могла существовать – особенно в Америке. В некоторых местах, куда мы приезжали, никто не был в курсе, что состав группы изменился».

Но «новые» Sabbath упорно боролись. В интервью того времени Кози Пауэлл сказал журналу RAW: «Я всегда считал, что эта группа стоит гораздо выше того мусора, который о ней пишут. [До выхода двух предыдущих альбомов] акции Black Sabbath в прессе упали ниже некуда. Многие фэны все еще верили, но их нужно было убедить. Нас критикуют за то, что мы называемся Black Sabbath, но вопрос в том, чтобы верить во что-то и считать, что это стоит того, чтобы сохранять».

«Другой лагерь предпочел бы, чтобы Black Sabbath закончили свое существование, чтобы они могли продолжить свою карьеру и немного заработать [денег]», - продолжил Пауэлл, имея в виду Оззи Осборна и компанию. - Но, к сожалению для них, мы не собираемся уходить и так просто умирать».

Эти комментарии вызвали резкую отповедь со стороны лагеря Осборна. Оззи отправил по факсу в журнал RAW необычное «открытое письмо», с сарказмом адресованное «мистеру Black Sabbath и его трем корешам», в котором каждый участник группы подвергся злобным нападкам.

Айомми он парировал: «Мне все равно, какой у тебя состав, ты можешь взять кого угодно, от Дио до Паваротти, и это никогда не будет Sabbath. Не принижай эту группу, Тони, двигайся дальше».

Защищаясь от нападок на использование названия Sabbath, Пауэлл услышал в свой адрес: «Попробуй вытащить барабанную палочку из своей задницы, чтобы ты мог ясно мыслить».

Обращаясь к Нилу Мюррею, Оззи предупредил: «Готовься к своей новой работе басиста у Гизера Батлера».

Оззи заявил, что не может вспомнить имя Тони Мартина, а затем заключил: «Я бы с удовольствием сказал все это вам в лицо, трусы, так что звоните мне в любое время и в любом месте».

Вспоминая о той истории 34 года спустя, более мягкий и зрелый Айомми стремится замять ее. «Надо же... не помню такого, - осторожно отвечает он. - Была вражда, но это уже в прошлом. Мы с Оззи прошли через многое. Я играл на его последнем альбоме. Мы с Оззи созваниваемся каждую неделю. То, как [положительно] все обернулось [между нами], просто безумие».

Несмотря на яростную защиту Пауэллом права Sabbath на существование, после гастролей в поддержку Tyr в 1992 году Ронни Дио был приглашен вернуться для записи альбома Dehumanizer. Тони Мартину потребовалось два с половиной года, чтобы почувствовать себя частью группы, и вот, без предупреждения, все закончилось.

«Я был опустошен, - вспоминает он. - Я этого не ожидал. Я думал, что у нас все хорошо».

Увольнение Мартина сказалось на его психическом здоровье. «Я просто отошел от музыки на пару лет», - с грустью говорит он.

Несмотря на то, что Айомми противился этому решению, Кози Пауэлл был изгнан из группы Дио. Пауэлл отказывался играть с Дио после их совместной работы в Rainbow, и теперь, когда кинжалы были обнажены, певец держал все карты в своих руках.

«Я помню, как Кози говорил: "Если этот маленький ублюдок что-нибудь мне скажет, я разобью ему морду", - писал Айомми в своей книге «Iron Man».

После странного несчастного случая в 1991 году, когда лошадь Пауэлла упала от сердечного приступа во время тренировки, сломав ему бедро и выведя из строя, Дио предложил место за ударной установкой Винни Апписи, барабанщику Sabbath на альбоме Mob Rules 1981 года. Для записи Dehumanizer в группу также неожиданно вернулся басист Гизер Батлер. Он джемовал с Sabbath на концерте в лондонском зале Hammersmith Odeon в конце тура Tyr, и именно Нил Мюррей предположил, что возвращение Батлера в состав пойдет группе на пользу.

«Я не хотел уходить из группы, но когда Гизер сыграл с нами Black Sabbath и Paranoid, реакция публики не оставила мне выбора, - рассуждает Мюррей, который вместе с Кози Пауэллом (погибшим в автокатастрофе в 1998 году) впоследствии присоединится к сольной группе Брайана Мэя. - Они хотели видеть двух из четырех оригинальных участников, а не одного».

Спродюсированный Маком (Queen), Dehumanizer хорошо продавался, во многом благодаря включению песни Time Machine в саундтрек к фильму «Мир Уэйна».

Воссоединение с Дио продлилось два года, но закончилось оно весьма эффектно. Sabbath согласились отыграть два концерта в Калифорнии в рамках прощального тура Оззи Осборна, но Ронни уперся и отказался выступать («У меня больше гордости, чем у него, я не буду разогревать клоуна»), и на его место пришел фронтмен Judas Priest Роб Хэлфорд. Казалось, что воссоединение классического состава Sabbath не за горами, но этого не произошло. Вместо этого Айомми и Батлер обратились к Тони Мартину.

Мартин утверждает, что присутствовал на сессиях Dehumanizer, которые проходили не совсем гладко: «Тони позвонил мне и сказал: "У нас с Ронни не очень хорошо получается. Не хочешь прийти и посмотреть, что происходит?". Но в конце концов они с Ронни закончили альбом».

Хотя в буклете, прилагаемом к новому бокс-сету Anno Domini 1989-1995, утверждается, что Айомми «поставил на паузу» группу с Мартином во время второго пришествия Дио, предполагая, что гитарист верил в ее возвращение, он смеется над таким предположением.

«С нашей группой никогда нельзя быть ни в чем уверенным. Мы распадались, воссоединялись, выгоняли кого-то и возвращали обратно, - пожимает он плечами. - С Оззи это случалось два или три раза, а с Ронни - дважды. Участники Black Sabbath входят и выходят из состава, как йо-йо. Я усвоил, что никогда нельзя списывать со счетов – если только кто-то не умер».

В результате получился альбом Cross Purposes 1994 года, записанный Айомми, Батлером, Мартином, Джеффом Николлсом и бывшим барабанщиком Rainbow Бобби Рондинелли, который недооценивают в обширной дискографии Sabbath. (Заключительный трек Evil Eye был написан в соавторстве с Эдвардом Ван Халеном, но не указан как таковой из-за издательских прав).

«Мне очень понравился Cross Purposes, - заявляет Айомми. - Тони пел великолепно, и песни были очень сильными. Я не был знаком с [его сопродюсером] Лейфом Мейсесом, но он проделал отличную работу».

На короткий период времени Билл Уорд вернулся в состав (Айомми не помнит, почему не вернулся Пауэлл).

«Я сказал Биллу, что мы едем в Южную Америку, и он отреагировал положительно, поэтому я спросил, не хочет ли он отыграть эти концерты, - говорит Айомми, а затем со смехом добавляет: - Билл спросил: "Отлично, что мне делать? Встретимся там?". "Нет, Билл, ты должен приехать в Англию и отрепетировать программу". Билл потерял счет времени, и мы не смогли сыграть песни с Headless Cross и Tyr, поэтому в итоге мы играли сет из старых песен Sabbath. Это было немного неловко».

И хотя в коммерческом плане Cross Purposes выступил более чем достойно, попав в чарты по обе стороны Атлантики (41-е место в Великобритании, 122-е в США), Батлер предпочел вернуться в сольную группу Оззи. Айомми понял, что необходима стабильность: «Я сказал: "Все, с меня хватит – я возвращаю Нила и Кози"».

Альбом, который Sabbath собирались записать, был обречен на дурную славу, когда лейбл группы I.R.S. предложил в качестве продюсера кандидатуру Эрни Каннингема, более известного как Эрни С, гитариста рэпера Ice T Body Count. Когда пришло осознание того, что альбом, который должен был называться Forbidden, превращается в катастрофу, Айомми был бессилен нажать на тормоза. Спустя десятилетия речитатив Ice-T в песне The Illusion Of Power с этого альбома остается моментом, который вызывает недоумение.

«Forbidden много лет был для меня бельмом на глазу, - вздыхает Айомми. - Я все знал об Ice-T и о том, что он хорош, но я не ожидал, что он приведет с собой своего гитариста для продюсирования альбома. Когда группа знает свое звучание и точно знает, чего хочет, появление постороннего человека вносит большой разлад. Я оказался не у дел. Вся наша ситуация стала настолько шаткой».

К недоверию и ужасу Айомми, Эрни С отвел Кози Пауэлла в сторону и попросил его играть в несвойственной ему манере.

«Кози есть Кози, нельзя заставлять его делать что-то по-другому, - с ужасом вспоминает Айомми. - Я знаю, почему пригласили Ice-T и Эрни. Ну, у Aerosmith и Run DMC был хит [Walk This Way], - размышляет Мартин. - Но я даже не был уверен, что буду на альбоме, потому что Ice-T должен был "спеть кое-что". Когда я спросил, одна, две песни или больше, никто не знал. Но проделанная Тони работа сделала альбом по-настоящему современным. Теперь он звучит очень по-саббатовски».

«Я нашел несколько гитарных партий, которые Эрни не использовал [на оригинальном альбоме], - объясняет Айомми. - В пределах очевидных ограничений мне удалось сделать так, чтобы все звучало намного лучше».

Несмотря на то, что в Британии Forbidden занял 71-е место, в США он провалился и остается наименее успешным альбомом Black Sabbath.

Для музыканта отправляться в турне, играть песни с альбома, в который он не верит, перед фанатами и рассказывать о нем журналистам - это худшее, что может быть, и, услышав об этом, Айомми морщится.

«Forbidden вызвал много шума внутри группы, но мы профессионалы, - утверждает он. - Но также в то время мы, вероятно, не воспринимали альбом так, как сейчас. Знаете, на Forbidden есть несколько хороших вещей. Я бы не стал его ругать».

Тони Мартин вспоминает, как несколько раз спрашивал, воссоединится ли оригинальный состав Sabbath. Несмотря на заверения об обратном, именно это и произошло.

«Как я уже говорил, я никогда ничего не списываю со счетов, - стоически заявляет Айомми. - Когда происходят такие вещи, они приносят проблемы. Возвращение Оззи принесло проблемы. Нужно просто их решать».

«Во второй раз я увидел надпись на стене и понял ее, - говорит Мартин. - Black Sabbath - это великая группа. Нужно просто мириться с этим и принимать плохое вместе с хорошим».

После Forbidden прошло почти два десятилетия взлетов и падений, новых воссоединений и увольнений, прежде чем трое из основателей Sabbath собрались вместе с продюсером Риком Рубином, чтобы записать 13, альбом, который теперь, по-видимому, станет их эпитафией (Билла Уорда, к сожалению, на нем не было из-за контрактного спора).

Последний концерт группы, на котором снова не было Уорда, состоялся, как и подобает, в их родном Бирмингеме 4 февраля 2017 года.

Тони Айомми с Тони Мартином на открытии мемориальной доски Кози Пауэлл в его родном городе Сайренсестер, Глостершир, в 2016 году
Тони Айомми с Тони Мартином на открытии мемориальной доски Кози Пауэлл в его родном городе Сайренсестер, Глостершир, в 2016 году

Айомми и Мартин рады вернуть пластинки Sabbath времен Мартина, которые так долго игнорировались и были забыты, в поле зрения общественности. Все это было так давно, что ни у одного из них нет полного комплекта.

«Эпоха Тони Мартина в Sabbath была отодвинута на задний план. Многие люди даже не знали, что были альбомы с его участием, - удивляется Айомми. - Меня часто спрашивали, выйдут ли они снова, и теперь новое поколение детей сможет их послушать. Я также рад за Тони, потому что [мы] много с ним возились все эти годы».

«Как приятно это слышать от Тони, - улыбаясь, говорит Мартин. - Я впервые слышу, чтобы кто-то признавал ту эпоху».

Так почему же, учитывая то, как Sabbath обошлись с ним, Мартин сохранил такую лояльность?

«Вначале я был по сути никем, человеком с улицы, - скромно говорит он. - Должно быть, им было нелегко таскать за собой младшего брата, пока он учился всему. Было неприятно [быть уволенным дважды], но я не держу зла».

Существует ли сценарий, при котором два Тони могли бы снова работать вместе?

«Я был бы не против, и я здесь, если Тони понадобится, - предлагает Мартин. - Но я не думаю, что у нас есть хоть малейший шанс».

«Как я уже говорил, я никогда ничего не списываю со счетов, - усмехаясь, говорит Айомми. - Сейчас я работаю над собственным альбомом и сыграл на двух песнях для Оззи [для его последнего сольного альбома Patient Number 9], но никогда не знаешь, что будет дальше. Мне понравилось работать с Black Sabbath Ballet [в Бирмингеме]. Я сделал несколько других вещей, о которых пока не могу говорить, потому что они еще не вышли. Очевидно, что я не буду снова гастролировать по миру в течение полутора лет. Я просто счастлив быть там, где я есть. Моя жизнь никогда не бывает скучной».