21 июня 2022г. принёс почтальон районную газету, а там статья про мою маму. Я когда читала, плакала. От радости , что мама жива и в уме и в здравии, и что завтра, 22 июня ей исполняется 90 лет!! Вообще то по паспорту день рождения у неё записан - 21 июня. Но мама всегда говорила что родилась то она 22 июня, просто при смене паспорта, паспортистка ей предложила изменить дату, сказав: " Ну в такой день нехороший Вы родились, в дату начала войны".
Да, совсем недавно отмечали мы , мама, твой солидный юбилей. Поздравлять приходили и из администрации и из ветеранской организации больницы и родственники и подруги и соседи. Я всех встречала и приглашала за стол. Мама была такая счастливая, лучистая, в красивом платье и с бусиками. Милая мама!! Какое было счастье видеть тебя , говорить с тобой, советоваться с тобой. Как недавно это было......
Газету со статьей я берегу и иногда прочитываю. А теперь решила поделиться маминым рассказом с вами, дорогие читатели!❤❤❤👀
Интервью вела сотрудник редакции Ольга Зверева. Вот запись разговора журналиста с моей мамочкой, дословно:
==================
Две важные даты отмечает в июне Елизавета Анатольевна К-ва - свой красивый большой юбилей и День медицинского работника- с этой профессией связана вся её жизнь.
- Родилась я 21 июня ( это по паспорту, а на самом деле родилась 22 июня, прим, автора)), наша семья жила тогда в Макарьевском районе,- рассказывает Елизавета Анатольевна.- Я была старшей из троих детей, поэтому если я что и помню из детства- та это работа, работа, работа. У нас хозяйство большое было- корова, теленок... Я босая скотину пасла. С малых лет меня мама приучала к труду, и я ей за это очень благодарна. Труд всё даёт- и здоровье и достаток и радость.
В школу ходила за четыре километра. От земли меня чуть видно было, а туда- четыре , обратно- четыре. Училась я хорошо.
Небольшой еще была, а уже на сенокос ходила, на стогах стояла. Мама мне сено подает, а я на стогу принимаю. Жара, духота.., поднимет мне мама наверх чайник с водой, попью- и снова за работу. Помню, ушли на сенокос втроём- я, мама и подружка моя. А у меня температура, знобить начало. Подружка говорит: "У Лизушки -то ведь жара, А мама отвечает: "Поработает- и всё пройдет".
А я не спорила. Тихая росла. Стою на стогу, мне кричат: " Бог в помощь" или " С успехом трудиться", а я молчу, не знаю, что ответить, такая вот была.
И дома и в колхозе много работала. Когда училась классе в шестом, в школу пришёл мужчина, начальник из района, он вручал медали "За доблестный труд" - с изображением Сталина, ими наградили всего двух учениц в школе- меня и еще одну девочку. Потом наши медали все ученики в школе рассматривали.
В коробочке, где Елизавета Анатольевна хранит свои награды, действительно, есть медаль с изображением Сталина и надписью: Наше дело правое. Мы победили". Такую медаль вручали работникам тыла, обеспечившим своим доблестным трудом победу в Великой Отечественной войне, в их числе награждались и дети внёсшие в победу над врагом немалый вклад своим трудом.
- Очень хорошо помню, как началась война. мне только- только девять лет исполнилось,- рассказывает собеседница,- Мужчин всех в деревне на войну призвали. они выпили и давай петь да плясать, так отплясывали, как будто в последний раз. И правда, только один из всей деревни вернулся с войны невредимый.
Мы с мамой провожали папу. На вокзале- крик, шум, слёзы. Отцы уезжали, братья, сестры...
Мой папа - Анатолий Иванович Голубев- воевал под Москвой. Он получил ранение в ногу, его подлечили в ярославском госпитале и дали отпуск- сорок дней. Домой он пришёл на костылях.
В школе все ученики ко мне подходили, говорили, что видели, что мой отец живой домой вернулся, хоть и на костылях и каждый просил узнать у него, не видел ли он на фронте его папу.
А я, как раньше, просила: " Папа, покачай меня на ножке". А он отвечал: " Так я на костылях, дочка".
И каждый день ходила я в столовую, приносила ему суп- в котелок мне наливали: вода и перловая крупа.
Когда закончился отпуск, папа пошёл в военкомат, там сказали : "Командиры нам нужны". Воевать папа был не годен по состоянию здоровья, но его направили обучать в тылу новобранцев, готовить их на фронт.
Не знаю, что там случилось, а домой он не вернулся. ( корр.: в Книге Памяти" , значится - умер от ран в 1943 году) Там его и похоронили.
И снится мне сон, Вижу я папу, он мне говорит: "Дочка, скажи матери, чтоб прислала мне портянки". Его без портянок похоронили, на босу ногу.
Мама купила новые портянки, носки, попросила это положить в гроб к умершему, одни отказали, а другие положили женщине, которую хоронили, чтобы она портянки " папе передала". Больше он с такой просьбой к нам " не приходил".
Мама, Нина Ивановна, растила нас одна.
Моя младшая сестра ездила на могилу к папе, в военкомат там ходила, ему оградку сделали.
Помню папу до сих пор.
И помню, как война кончилась. Почти 13 лет мне было. Мы шли утром в школу, встретился мужчина на лошади и он кричал: " Война закончилась!! Война закончилась!!"
А в школе нас всех собрали и поздравили в окончанием войны, с Победой.
После школы я поехала в Галич учиться на медсестру. Никто из подружек со мной в медики не пошёл, педучилище выбрали. И в роду у меня медиков не было. Наверно, это судьба так решила за меня. Мама моя не была против, чтобы я стала медсестрой.
Училась я неплохо, Всё, что нам говорили, я слушала и запоминала всё, чему учили.
После окончания Галичского техникума меня распределили на работу в Николо-Шангскую больницу Шарьинского района.
Приехала я к заведующему райздравотделом. Он направил меня вести медосмотр прибывших на участки вербованных мужчин и женщин, 150 человек приехали их на два лесоучастка. Я не врач, подумала я, не хочется мне вести этот медосмотр за врача, это очень ответственно.
А заведующий ка- ак крикнет на меня: "Я вас уговаривать что ли буду? Вот вам приказ- и поезжайте!".
Взяла я приказ и поехала проводить медосмотр. В клубе мне соорудили нары. Сначала я женщин всех посмотрела, вижу, что все чистенькие, никаких высыпаний на теле и других признаков болезней нет. А то меня предупредили, что до этого женщина заразила местного парня инфекционным заболеванием. А как мужчин то смотреть- не знаю. " Поворачивайте мне ваше "добро" сами, говорю им. Все они отнеслись ко мне, как к врачу, все поворачивались, я их осмотрела. Всё как следует. Вот таким был мой первый рабочий день- моё боевое, как говорят, крещение.
Потом меня направили на лесоучасток, я работала как врач, и как медсестра, даже роды принимала.
Помню случай, когда пришёл ко мне молодой мужчина и попросил справку, что его ребенок лежит в больнице. Мужчину этого в армию направляли, а он не хотел идти.
Ребёнок у него, действительно, был, уколы я ему делала, когда болел.
" В какой больнице лежит ваш ребенок, там справку и просите. А я не могу такой дать"- ответила мужчине. А он говорит: " Завтра пойдешь по тропке, я тебе устрою тёмную".
Я очень напугалась Мне до работы надо было идти сначала по насыпи, а потом- по узкоколейке, там лес возили на мотовозах. Мало ли что он придумает! Подошла к начальнику участка и всё ему рассказала. "Пешком не ходить!- закричал он.- Дрезины ездят, останавливайте дрезину в любом месте, садитесь и поезжайте, куда надо, делайте свои дела! И потом, когда домой пойдете, останавливайте дрезину. И пусть они попробуют вас не посадить.." Так и ездила.
В Шарьинском районе я проработала пять лет. Потом переехала в Нею, потому что замуж вышла за Бориса Васильевича Ко-ва. Была я Голубева, а стала Ко- ва.
Хороший ли он был? -переспрашивает- Для меня - очень хороший. Мы с ним дом построили вот этот.- Елизавета Анатольевна обводит глазами своё жилище. - Пока строили, жили на квартире - на улице Ленина у Глафиры Ильиничны Крыловой, это была тётя мужа.
Вдвоём дом строили, он- за один конец бревна, я- за другой. И крышу крыли, так я туда лазила.
В Нее устроилась на работу в больницу, главврачом была Зоя Михайловна Смирнова. Она мне сказала: " Иди к Коробке, с ней будешь работать"
Галина Федоровна Коробка была врачом туберкулезного отделения, она была очень хорошим человеком и врачом. К этому времени я накопила уже хороший профессиональный опыт, и мне с Галиной Федоровной было очень легко работать.
В туберкулезном отделении находилось 15 коек. Туберкулёзом болели и дети и взрослые, целыми семьями болели. Но крупных очагов заболеваний не наблюдалось в нашем районе., Галина Федоровна строго следила за ситуацией., она была очень ответственным человеком, принципиальной. Как- то её не было на приёме, а я в кабинете что- то объясняла пришедшему пациенту. И вдруг вбегает мужчина с ножом. Кричать начал. Он пришёл из мест заключения, где находился много лет, и в настоящее время у него выявили туберкулёз, а он вёл неправильный образ жизни, выпивал, и Галина Федоровна ругала его за это, вот он и пришёл отношения выяснять. И- ко мне с ножом. Я спокойно вышла из кабинета- он за мной, я ему говорю: "Убери нож, я боюсь". Успокоился, остыл.. Всякое в работе бывало.
Еще такой случай помню. Пошла в АРЗ в бараки проверять больного. Он впустил меня к себе в комнату и дверь за мной запер. Темно. И я давай с ним тихо и спокойно разговаривать- о нём, о болезни, о выздоровлении. А сама вся в страхе- чего надумает? Поговорили, он дверь отпер, я ушла. С людьми надо спокойно разговаривать,- замечает.
- Мы с Галиной Федоровной выполняли все нужные процедуры, оказывали больным всю необходимую помощь, лечили их, принимали профилактические меры, на село ездили и ходили...Работали рука об руку, она мне во всём доверяла, я могла её на приёме заменить, потому что всё в нашей работе знала, во всём разбиралась. И когда я собралась на пенсию, она меня не отпускала, уговаривала: "Ну, поработай ещё, мне тебя не хватает".
Галина Федоровна ещё какое то время работала без меня.А я занималась своей семьёй.
Сейчас Елизавета Анатольевна живёт в доме одна. Над дверью в её спальную комнату висят четыре увеличенные фотографии, на них- дочери и их мужья, еще молодые. В доме всё аккуратно, всё в том порядке, к которому привыкла хозяйка. На столе+ газеты и журналы " 1000 советов", " Телевизор смотрю редко читать люблю", - поясняет собеседница.
Елизавета Анатольевна достаёт коробку с наградами и папку с благодарностями- своими и мужа. Все они подшиты в определенном порядке- по датам. Все медали распределены по годам. Награды, их очень много,- в основном за добросовестный и безупречный труд.
А ещё хозяйка выкладывает на стол фотоальбом, который она иногда листает для души, рассматривая снимки и мысленно проживая отдельные моменты своего бытия. И признается, что времени для таких воспоминаний у неё немного. Всегда находится работа по дому, благодаря которой Елизавете Анатольевне некогда стареть. Сейчас вот- огород, там она выращивает всю овощную мелочь- морковь, огурцы, помидоры, лук.. Сама поливает, сама укрывает растения от холода и утром открывает. А тяжёлую работу - копать грядки- выполняют дочь Татьяна и зять Николай, живущие в Нее и очень заботливые, отрада для матери. Другая дочь живёт далеко.
- Просто живу и живу, - определяет Елизавета Анатольевна своё нынешнее бытие.
Сегодня, то есть 21 июня, Елизавете Анатольевне КО- ой , приятной на внешность, лёгкой на движение и на общение нейчанке, исполняется 90 лет.
С красивым Вас юбилеем, уважаемая нейская труженица, много лет отдавшая сохранению здоровья сограждан! Здоровья Вам и Вашим детям, внукам.
=====================
Спасибо дорогие друзья, что прочитали до конца! И спасибо Ольге Анатольевне Зверевой за прекрасную статью, опубликованную в местной газете о моей милой мамочке и за сохранение памяти для потомков.✔✔✔😍😍😍