В продолжение публикации с комментарием к инициативе главы МинЦифры Максута Шадаева, хотели бы пояснить нашим читателям как ныне осуществляется «взаимодействие» коммерческих организаций с государственными образовательными учреждениями. Несмотря на то, что цели и «точки соприкосновения» достаточно очевидны, мы считаем, формализация не будет лишней.
Начнем с того, зачем вообще одним сотрудничать с другими и наоборот. В наших публикациях мы много косвенно и прямо говорили о том, что и среднее профессиональное, и высшее техническое образование на сегодняшний день способно дать только теоретическую базу, фундамент, а не подготовить специалиста, который, покинув альма-матер, будет способен сразу же «занять место в строю» вместе опытными коллегами. Как правило, руководству образовательных учреждений (далее - ОУ) что-то менять либо лень, либо по каким-то причинам не с руки, и если бы не приказы от министерств или политическая повестка, никакого движения вообще не происходило бы. Тем не менее, как это бывает у всех людей, несмотря на возникающие раздражители, мы стремимся вернуться в свою «зону комфорта», а в данной системе руководство ОУ имеет единственной целью отчитаться перед государством о своем соответствии (как правило, только на бумаге) политической повестке при минимальных трудозатратах. Как это сделать?
Лучший вариант - за счет кого-то другого. Этим «кем-то» и являются коммерческие компании. Если чуть раньше, еще лет 5 назад (мы об этом тоже уже писали), компании были готовы брать выпускников и за полгода «дообучать» до более-менее вменяемого уровня, то из-за снижения уровня даже базовой подготовки (в том числе по вине, глупости и некомпетентности руководства ОУ), полгода превратились в год-два, что в разрезе даже пары десятков выпускников, по затратам сопоставимо с выделением части времени действующих специалистов на целевое обучение будущих кадров для своей организации (пример - кафедра Яндекса на базе ВШЭ). Для ОУ это прекрасный вариант: снижаем затраты на преподавателей, повышаем квалификацию и актуальность знаний выпускников, повышаем интерес к ОУ, отчитываемся вышестоящим инстанциям о нашем соответствии самым прогрессивным тенденциям! И все это бесплатно! Выходит, что безделие ОУ, приводящее к ухудшению уровня образования, вынуждает коммерцию самостоятельно заниматься образованием молодежи на базе ОУ и за свой счет - замкнутый круг - из-за внедрения коммерции в образование ОУ еще больше позволяет себе отстраняться, что дает больше выгоды.
Цифрокритицизм в Телеграм