Всё, что он создал в искусстве, абсолютно всё, по-настоящему самобытно и неповторимо, выстрадано, надёжно, бесконечно талантливо и исполнено Добра, Боли, Сострадания, Веры, Надежды и Любви. 95 лет назад – 25 июля 1929 году в селе Сростки на Алтае в семье репрессированного крестьянина родился Василий Макарович Шукшин. Выдающийся русский писатель, актёр, кинорежиссер, драматург, сценарист, мыслитель, публицист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Заслуженный артист РСФСР (1973).
Он учился в Бийском автомобильном техникуме (1945-47), работал на заводах Калуги и Владимира (1947-49), служил радистом на флоте (1949-53). В 1953-54 годах был директором школы сельской молодежи в родных Сростках. Ученик Михаила Ромма (ВГИК, 1954-60), актёр и режиссёр киностудии имени Горького (1960-72) и киностудии «Мосфильм» (1972-74).
Кстати, парнем он был горячим. И принципиальным. История сохранила такой эпизод. 29 июля 1959 года на заседании партбюро ВГИКа рассматривалось персональное дело студента-выпускника Василия Шукшина. Незадолго до этого Шукшин встретил знакомого студента-поляка с операторского факультета, тот пригласил его в свой номер гостиницы «Турист». Выпили, как полагается, за встречу, за искусство кино. Когда поляк стал говорить об обиде поляков на русских, подавивших восстание в Варшаве в 1795 году, на Суворова, Василий Макарович не спорил, принял упрек. Когда собеседник начал критиковать порядки в институте, Шукшин тоже не спорил, соглашался. Но когда поляк распалился и начал говорить о русском народе как о быдле под гнетом коммунистов, Шукшин не удержался и врезал. Польский студент тоже был горячим, ответил.
Завязалась нешуточная драка, вызвали милицию. Шукшин дрался по-флотски, с пряжкой ремня на руке. Досталось всем: поляку, милиции, Шукшину. Поляк подал на Василия Макаровича в суд. Партбюро осудило, конечно, и пьянку, и драку, объявило строгий выговор с предупреждением, но решило отстоять Шукшина: в тот же день директор института вместе с Шукшиным поехал в отделение милиции, вручил выписку из протокола заседания партбюро и очень хорошую характеристику. Шукшин искренне извинился перед потерпевшим «братком» – сотрудником милиции, но просить прощения у поляка отказался наотрез: «Лучше в тюрьму». Извиняться пришлось парторгу института. (О том, какими бывали польские паны после первого стакана автор канала рассказал в заметке "Срочная командировка" https://dzen.ru/a/ZjKcuRK41khw5yGq).
В кино Шукшин дебютировал как актёр ещё в студенческие годы. Его первая роль - Фёдор-большой в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». Эволюция Шукшина в кино неразрывно связана с его литературным творчеством. Художник в своих работах в литературе, кино и театре шёл от точных бытовых и житейских зарисовок, метких наблюдений за народными характерами (порой представляемых в комическом или трагикомическом плане в качестве своеобразных чудиков и странных людей) - к более драматическому и даже трагическому изображению роковых изломов, как в отдельных человеческих судьбах, так и в исторических событиях прошлого или в конфликтных ситуациях настоящего.
С годами стала очевидной склонность Шукшина к романному («Любавины», 1969; «Я пришел дать вам волю», 1971) и трагедийному (киноповесть и фильм «Калина красная», 1974, Ленинская премия, посмертно) восприятию действительности. Долгое время Шукшин считался исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино («Живёт такой парень», 1964; «Ваш сын и брат», 1966; «Странные люди», 1970; «Печки-лавочки», 1972) сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях города (урбанизации).
До «Калины красной» творчество Шукшина нередко оценивали с точки зрения противопоставления города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной связи сельского жителя с родной землей. Однако в ряде актёрских работ (Василий Черных в картине «У озера», 1971; бывший вор Егор Прокудин в «Калине красной», 1974; солдат Пётр Лопахин в ленте «Они сражались за родину», 1975; драматург Федя в «Прошу слова», 1976), помимо острохарактерных и трагифарсовых красок, в исполнении Шукшина появляются объемность и неоднозначность в трактовке героев, которые не сводимы к каким-то строгим определениям по своему происхождению, роду занятий, месту проживания.
Самому художнику было тесно в узких рамках человека и певца из народа, в которые Шукшин был поневоле заключён. Прежнее чудачество и балагурство его героев сменилось нервным ёрничеством, обострённым переживанием навязанной социальной роли, вынужденным использованием привычной маски для выживания в подчас жестокой действительности. Мечта о сложном и противоречивом образе Степана Разина, так и не воплотившаяся в кино, - его наиболее резкая попытка вырваться за пределы всех амплуа и художественных стилей к думам о вечном, а не к суетливым разглагольствованиям о сиюминутном. Но всё же Шукшин успел снять «Калину красную», имевшую всенародный успех (а ведь до этого режиссёр мучился из-за равнодушия зрителей к его лентам).
По опросу журнала «Советский экран» эта картина принесла Шукшину звание лучшего актёра 1974 года. Эта трагическая мелодрама (крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где даже трагедии должны были быть оптимистическими) порой балансирует на грани кича - например, в символичном финале, когда бывший уголовник умирает от рук подельщиков, из последних сил цепляясь за милые сердцу березки.
Его картины: «Из Лебяжьего сообщают» (1960, дипломная работа, автор сценария, исполнитель главной роли), «Живёт такой парень» (1964, премия на МКФ в Венеции и ВКФ, лидер проката – 27 миллионов зрителей), «Ваш сын и брат» (1966, Государственная премия РСФСР, 15 миллионов зрителей), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972, 17,1 миллиона зрителей), «Калина красная» (1974, Ленинская премия, главная премия на ВКФ в Баку, МКФ в Западном Берлине, Польше, Югославии; лидер проката – 62,5 миллиона зрителей).
Его роли: Матрос («Тихий Дон», 1956), Фёдор-большой («Два Федора», 1959), Степан («Аленка», 1962), Низовцев («Золотой эшелон», 1959), Иван Лыков («Простая история», 1960), эпизод («Командировка», 1961), Председатель («Когда деревья были большими», 1962), Геннадий Николаевич («Мишка, Серега и я», 1962), Федор Горлов («Мы, двое мужчин», 1963), Жорка («Какое оно, море?», 1964), Кропачёв («Журналист», 1967), Кравченко («Три дня Виктора Чернышёва», 1968), Отец («Мужской разговор», 1969), эпизод («Эхо далеких снегов», 1970), Маршал Конев («Освобождение», 1972), Черных («У озера», 1970), Василий Андреевич («Даурия», 1972), Советский солдат («Держись за облака», 1969, Венгрия), Иван Расторгуев («Печки-лавочки», 1973), Федотов («Если хочешь быть счастливым», 1974), Федя («Прошу слова», 1974), Лопахин («Они сражались за Родину», 1974), Егор Прокудин («Калина красная», 1974).
Его романы: «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1971) и циклы рассказов: «Сельские жители» (1963), «Характеры» (1973), «Там, вдали» (1978).
Его нашли мертвым в каюте парохода, в которой он жил во время съемок последнего фильма (станица Клетская, Волгоградская область), утром 2 октября 1974 года. Василию Макаровичу было 45 лет. Его жена – Лидия Федосеева-Шукшина и лучший друг – покойный Георгий Бурков уверены, что Шукшина убили. Его друг Владимир Высоцкий писал:
Но, в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понёс,
Припал к земле, как верный пёс
А рядом куст калины рос –
Калина красная такая.
Смерть самых лучших намечает –
И дёргает по одному.
Такой наш брат ушёл во тьму! –
Не поздоровилось ему, –
Не буйствует и не скучает.
А был бы «Разин» в этот год
Натура где? Онега? Нарочь?
Всё – печки-лавочки, Макарыч, –
Такой твой парень не живёт!
* * *
Благодарю за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это позволяет автору продолжать работу для вас. Но если подписка будет тяготить, отписаться можете в любой момент.
#шукшин #макарыч #актер #печки-лавочки #калинакрасная