Найти тему
МИР (Море История Россия)

Внезапный финал операции "Верп" (пока еще достоверный)

В этой истории нужно знать одно: до 8.15 (по нашим часам) 6 октября 1943 года "операция "Верп"" развивалась вполне успешно (или почти успешно), и внешне ситуация совершенно не внушала опасений.

Противника загнали в порты, капитан 2 ранга Негода решил отказаться от обстрела Феодосии (А, правда, зачем?). Самолеты прикрытия (или зенитчики) сбили немецкую летающую лодку-разведчик (ее данные есть), и эсминцы отправились вылавливать ее экипаж. Четыре торпедных катера, выходившие в район Феодосии в 8.10 вернулись в Геленджик, не найдя противника. Curtiss" Р-40К-10 (7-й иап ВВС ЧФ, ведущий капитан Томашевский), имели задачу прикрытия кораблей на отдыхе от цели. Взлет 5.30, начало прикрытия 6.05. Самолеты прикрытия не дождавшись смены, были вынуждены возвращаться обратно (кончалось топливо). Из-за... неорганизованности (скажем мягко) были потеряны две машины.

Самолет старшего лейтенанта Заболотного, из-за недостатка горючего в 8.15 произвел посадку на берег лимана Витязевский на фюзеляж. Самолет лейтенанта Макаренко, по той же причине произвел посадку на воду в 400 м от Южная Озерейка. Самолет затонул, летчик получил травмы.

Смена запоздала, причем, прибыла без ведущего (всего, 2 самолета). В 7.20 звено 7-го иап (три "Curtiss" Р-40К-10) , ведущий – лейтенант Бочаров, имели задачу смены предыдущей группы и прикрытия кораблей на переходе. В 7.25 (т.е. почти сразу после взлета) ведущий лейтенант Бочаров обнаружил в кабине течь масла, и был вынужден вернуться, в 7.35 он произвел посадку на аэродром Геленджик. Можно ли было его кем-то заменить? Сложно сказать, ибо на ту дату, исправными числятся всего 7 самолетов этого типа.

Лейтенант Степанов продолжал полет в паре с младшим лейтенантом Черкашиным. В 8.15 обнаружил три корабля к югу 80 км между Феодосия и м. Чауда, курсом 70. Т.е. прикрытие все же появилось. В это время корабли занимались тем, что вылавливали немецких летчиков (с 8.15 до 8.35).

Приведу фразу из допроса командира БЧ-1 (штурманская БЧ) "Беспощадного" Н.Я.Глазунова:

Я могу только предположить наличие благодушия, которое подкреплялось тем, что предшествующие операции проходили без проявления какой-либо активности противника.

Честно и объективно.

Потом грянул гром.

Внезапно появились Ju87. Во сколько? В 8.37 (т.е. корабли еще никуда не отходили, а водили хоровод вокруг сбитой летающей лодки). Самолеты барража обнаружили 8 самолетов Ju87, два Bf109 и два FW190. Расклад явно не в пользу прикрытия, но, тем не менее наши самолеты приняли бой. По советским данным были сбиты один Ju87 и один Bf109. Современные авторы описывают ситуацию так:

Вскоре немцы расплатились за уничтоженную летающую лодку: в девятом часу утра, в тот момент, когда корабли только начали занимать свои позиции в походном ордере, над ними появились немецкие самолёты. Это были 8 Ju-87D из 7-ой эскадрильи (7./StG3), возглавляемые одним из лучших лётчиков Люфтваффе обер-лейтенантом Хубертом Пёльцем. «Штуки» сопровождали 4 Ме-109G. Прикрывавшая с воздуха советские эсминцы пара Р-40 «Киттихаук» отважно вступила в бой, сбив при этом один «Мессершмитт» и один «Юнкерс», но сорвать атаку не смогла. Германские бомбардировщики, зайдя со стороны солнца, сработали как на полигоне: «Харьков» получил сразу три попадания 250 килограммовых бомб. Одна из них попала в верхнюю палубу в районе 135 шпангоута и, пробив все палубы, второе дно и днище, взорвалась под килем «Харькова». Остальные бомбы попали в котельные отделения № 1 и 2, которые вместе с машинным отделением № 1 оказались затопленными. Через повреждённую переборку вода начала поступать в котельное отделение № 3. «Харьков» потерял ход, получил крен 9° на правый борт и дифферент на нос около 3 м. Взрывом сорвало и выбросило за борт один 37-мм зенитный автомат, были серьёзно повреждены ещё два зенитных пулемёта. Причина такой результативной атаки очевидна: верхняя вахта была занята наблюдением за поднятием из воды немецких пилотов, ослабив слежение за воздухом.

Похоже, но не уверен, что все было именно так. Для начала Время обнаружения немецких самолетов 8.37. Время попадания авиабомбы 8.39. Лидер "Харьков" согласно отчета, находился в 10 кабельтовых от основного отряда, и скорее всего, вахта "проспала" налет, т.к. зенитная артиллерия огня не открывала. (Вариант второй: боялись зацепить свои самолеты). Насчет трех бомб...

Не уверен. И по советским и по немецким данным, бомба была... одна. (да, я понимаю. что на сайте ЧФ слово в слово даются те же данные, но... я бы больше поверил первичным документам). Причем, противник фиксирует попадание бомбы в 8. 39, а взрыв котла фиксируется через 15 минут (по немецким часам около 7 утра, т.е. около 9 часов).

Насчет гипер-супер-прославленного "убийцы кораблей" австрийца Хуберта Пёльца (Hubert Pölz) я тоже не сильно уверен, ибо первый налет, если верить румынским документам, осуществляла Grupului 3 Bomb. Picaj (в ней как раз на тот момент в строю 8 самолетов Ю-87). 12 октября 1943 года генерал-лейтенант Отто Деблох награждал румын за эти действия (есть даже фото награждения).

Да, и кстати, не нужно писать о том, что бомбардировщики летали с аэродрома Каранкут, и III./StG3 и Grupului 3 Bomb. Picaj летали в ту пору с аэродрома Багерово, на Каранкут они вернулись чуть позже, после 18 октября 1943 года.

Что касается потерь... Здесь все очень сложно. Ни у хорватов, ни у немцев потери истребителей в этот день не отмечены. Но есть нюанс: за сутки до этого (5.10.43) Bf 109 G-6 W.Nr. 20569 «Gelbe 5» радостно выкручивая фигуры высшего пилотажа над своим аэродромом Керчь, в 16 часов столкнулся с взлетающим Bf 109 G-6 W.Nr. 29000 «Schwarze 7». Оба пилота погибли. Такова официальная версия. А, так потерь у истребителей не наблюдается.

Что касается Ю-87, то здесь история "мутная". Все дело в том, что данные по потерям III./StG3 за октябрь 1943 года отсутствуют. За сентябрь есть, за октябрь - нет. Почему? Ну, потому, что пикирующие бомбардировщики этой группы 18.10.1943 "переквалифицировались" в штурмовики. Потому, потерь за октябрь в III./StG3 уже нет, а в III./SG3 еще нет. Перелетело в Багерово 17 самолетов, на аэродром Каранкут потом перелетело 14 самолетов. Штатный состав группы 24 самолета. На 1 ноября получено 7 новых самолетов. Пока это "ребус". Отметим только одно: 6 октября 1943 года группа только перебазировалась в Крым и имела (максимум) 17 самолетов. Запомним эту цифру.

Возвращаемся к кораблям отряда. В 9.25 "Способный" взял на буксир "Харьков". Отряд двинулся в сторону базы со скоростью 7-9 узлов. На "Харькове велись ремонтные работы и работы по переключению на исправные котлы.

По данным истребителей прикрытия (Р-40 7-го иап) в 9.18 появился 1 МЕ-110, который пытался атаковать корабль, но был отогнан самолетами прикрытия. В реальности, это был разведчик из "Кюстенштаффель". Самолеты Р-40 окончили прикрытие кораблей в 10.10. При отходе видели свою "смену" (2 "Аэрокобры" 11-го гв. иап) Посадка – 10.45.

Два самолета «Аэрокобра», (11 иап) ведущий – гвардии старший лейтенант Стариков, имели задачу сменить звено Р-40 в прикрытии кораблей. Вылет 9.20, в 9.50 обнаружены три корабля, начато прикрытие. По сообщениям летчиков:

В 9.55 со стороны Керчь увидели на Н=5000 м 1 Ю-88, который шел по направлению к кораблям. Ведущий – старший лейтенант Стариков принял решение атаковать его и пошел на перерез курса. Сблизившись на дистанцию 15 м сзади в хвост, вместе с ведомым, вел огонь по самолету противника из всего вооружения. Самолет противника загорелся, перешел в отвесное пике и упал в море в 10.15. Стрелок с Ю-88 дал всего одну очередь в начале атаки.

Есть единственный "кандидат" на Ю-88, это разведчики Ju 88D-1 из 4.(F)/Aufklärungsgruppe 121, и в этой группе один самолет Ju 88D (7A+CM) не вернулся с задания как раз в тот день (запись сделана 7 октября).

Конец прикрытия корабельного отряда 11.01, посадка 11.35.

Им на смену вылетели два самолета «Аэрокобра», ведущий – гвардии старший лейтенант Вотолкин, которые имели задачу сменить предыдущую группу и продолжать прикрытие кораблей на переходе. Вылет 9.55. отряд кораблей не обнаружен, возвратились на свой аэродром. Посадка в 10.56.

В 10.37 взлетели два самолета А-20Ж, которые ряд авторов называет "ненужными". Я бы не стал утверждать столь категорично. Модификация А-20G-10 имела приличное вооружение, высокую живучесть, и могла достаточно долго держаться в воздухе, контролируя воздушное пространство. Естественно, массированный налет отразить они не могли (и от них это не требовалось). Есть еще один очень важный момент: это не основной барраж, а вспомогательный. Основной барраж не прибыл. На прикрытие кораблей вылетали еще две "Аэрокобры".

Следующая пара самолетов «Аэрокобра», (ведущий майор Карасев), тоже не нашла отряд. Вылет 10.41. Лететь примерно полчаса, по логике, эта пара должна была прибыть к месту в 11.10, и именно эта пара должна быть в воздухе в то время как случился второй налет, но... Прибыв в предполагаемый район местонахождения кораблей, эта пара их не обнаружила, и в 12.55 произвели посадку на своем аэродроме.

.Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу — четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два 12,7-мм пулемёта «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолёт получил закрытую турель фирмы «Мартин» с двумя 12,7-мм пулемётами «Браунинг M2» (боекомплект 400 выстрелов на ствол). В месте установки турели фюзеляж был расширен на 15 см. Ещё один пулемёт «Браунинг M2» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулемётов «Браунинг M2» стало стандартом для всех последующих A-20.
.Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу — четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два 12,7-мм пулемёта «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолёт получил закрытую турель фирмы «Мартин» с двумя 12,7-мм пулемётами «Браунинг M2» (боекомплект 400 выстрелов на ствол). В месте установки турели фюзеляж был расширен на 15 см. Ещё один пулемёт «Браунинг M2» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулемётов «Браунинг M2» стало стандартом для всех последующих A-20.

По немецким данным, в 10 часов (12 часов по нашему) последовал второй налет немецкой авиации. У нас принято писать так:

Отряд двинулся в сторону базы со скоростью всего 6 узлов, таким образом германские пикировщики получили необходимое время для дозаправки и подвески новых бомб. Около 11 часов дня для воздушного прикрытия прибыла очередная группа советских самолетов, почему-то составленная из бомбардировщиков А-20 «Бостон» в количестве девяти единиц, хотя для этой цели планировалось выделить одномоторные истребители – двенадцать Лагг-3 и Як-1. В 11:50 четырнадцать бомбардировщиков Ju-87 из второй атакующей группы успешно отбомбились по кораблям, не получив никакого отпора с воздуха. Два Ju-87 атаковали «Харьков» и «Способный», а остальные принялись пикировать на «Беспощадный», который, несмотря на маневрирование и сильный огонь зенитной артиллерии, получил одну авиабомбу в машинное отделение, а вторая разорвалась непосредственно у борта. Эсминец потерял ход, но остался на плаву с креном на левый борт.
По приказанию командира на «Беспощадном» для облегчения корабля были расстреляны все торпеды и сброшены за борт все глубинные бомбы. Лидер «Харьков» и «Способный» прямых попаданий не имели, однако из-за близких разрывов бомб на «Способном» разошлась обшивка и он принял около девяти тонн забортной воды.

Насчет четырнадцати самолетов я как-то не сильно уверен. Да, в отчете флота указаны 14 самолетов, но им взяться просто неоткуда.Но это так... самое начало сказки, которую сейчас принято рассказывать.

В хронике Юнкерсов всего шесть (так и должно быть по немецким данным).

По данным летчиков с А-20Ж юнкерсов тоже было шесть.

В 11.50 6 Ю-87 с пикирования атаковали наши ЭМ ЭМ, 3 Ю-87 атаковали ЛД «Харьков» с буксирующим его ЭМ. Разрывы бомб наблюдали в 5-15 м. Прямых попаданий не было. Три Ю-87 атаковали впереди идущий ЭМ типа «Б». Наблюдали прямое попадание в ЭМ, на котором возник пожар с густым черным дымом. Через 15-20 мин пожар был ликвидирован и ЭМ остался на месте
-3

Пара А-20Ж не смогла прикрыть конвой и теперь два корабля лишились хода. В строю оставался только "Способный". В 13.14 А-20Ж закончили прикрытие, ушли на аэродром. Корабли оставались без хода. Посадка самолетов в 13.47.

Четыре самолета Р-40 из состава 7-го иап (ведущий капитан Томашевский, делающий вторую ходку, два экипажа, тоже только вернувшихся с задания, и последний самолет из резерва) вылетели в 11.45. Встреча с кораблями произошла в 12.21 (сразу после второго налета бомбардировщиков). Один из кораблей вел на буксире второго, третий корабль стоял в стороне. Барраж завершился в 13.47, аккурат за 10 минут до следующего налета.

Их сменили две "Аэрокобры" (ведущий старший лейтенант Зюзин).

Около 14 часов "Харьков" введя в строй котел № 3, смог дать ход в 9 узлов. Капитан 2 ранга Негода приказал отдать швартовы с "Харькова" и взять на буксир флагманский "Беспощадный". Пока выполнялся этот маневр, ситуация осложнилась. Последовал третий налет.

Дальше начинаются "сказки" (о них отдельная статья...)