Этот текст написан, прежде всего, для моих учеников, чтобы не повторять каждому. Об ошибках мы говорим много. Даже для сочинения в формате ЕГЭ даю статью психолога о необходимости экспериментов и ошибок.
Видимо, недостаточно.
Ошибки будут. Всегда. И чем больше боишься ошибиться, тем больше ошибаешься.
Да, мы учимся проверять себя тремя способами, избегать опасностей, но сейчас речь пойдет именно о совершении ошибок.
Тремор цели
Следующий пример не я придумала. Он дежурный для подобных рассуждений.
Вы можете пройти по бревну? Нормальное такое бревно. Или даже спортивное. Лежит на земле. Все пройдут, и даже быстро.
А теперь представьте то же самое бревно над пропастью. Бревно не изменилось – изменилось наше отношение к ошибке.
На самом деле мало кому в реальности придется ходить над пропастью. Даже ЕГЭ, великий и ужасный экзамен, - всего лишь экзамен.
Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря - предложил метод парадоксальной интенции.
В двух словах. Допустим, надо выступать перед аудиторией.
Ручки трясутся. Ножки трясутся. Губы трясутся.
И чем больше человек пытается успокоиться, скрыть волнение, тем хуже.
Франкл предлагает осознать этот момент и усугубить.
Специально изо всех сил потрясти ручками и ножками. Сосредоточиться на том, как я трясусь. Подрожать специально, мощно, утрированно, долго.
А не получится. Как только организм заставляют что-то делать, организм начинает сопротивляться: «А можно уже не дрожать? Ну я уже достаточно подрожал… Или можно я поменьше уже буду дрожать? Я завтра подрожу, а сегодня у меня много других дел».
Или не дрожать, а сжаться, напрячь все мышцы, включая мышцы лица, целюсти… Тоже надолго не хватит.
Не надо изображать уверенность, если страшно очень. Часто (не всегда, не спорю) можно даже сказать аудитории/собеседнику, что вы очень волнуетесь. И будете сейчас дрожать и заикаться. Предупредите.
И часто аудитории это абсолютно безразлично. Но когда вы разрешили себе дрожать и заикаться во время выступления, то дрожать и заикаться будете меньше. Опять же лень организму дрожать и заикаться, когда его заставляют.
У меня работало.
Как я научилась сдавать экзамены
Я слишком поздно пошла в музыкальную школу. У меня уже были зажаты руки, "благодаря" тому, что я умела играть кучу мелодий – подруги показали.
Слух был хороший, с пальцами беда.
Моя обычная оценка по специальности – четверка. Обидно, досадно, ну ладно…
И на прогоне перед первым экзаменом в первом классе учительница музыки сказала мне удивительную вещь. Удивительную для меня, потому что обычно меня учили напрягаться, стараться и не ошибаться.
«Если сбилась – делай вид, что так и надо, и продолжай играть дальше. Без паузы. Может, комиссия отвлеклась и не заметит. Может, они не знают это произведение. Может, забыли. Твой невозмутимый вид покажет, что у тебя всё правильно», - сказала строгая Нелли Иосифовна.
Так оно и вышло: я сбилась, сделала морду тяпкой и доиграла произведение. Причем после первой ошибки я совершенно перестала напрягаться. А смысл? Я уже ошиблась! Можно расслабиться и получать удовольствие.
«Наташа, ты очень хорошо сдала экзамен! – сказала мне учительница, которая обычно меня не хвалила. – Запнулась, но не растерялась, а доиграла уверенно, с чувством». Пятерка! Понятно, что репертуар для первого класса все преподаватели знают вдоль и поперек. Невозможно не заметить ошибку. Но, как выяснилось, после первой ошибки средний ученик музыкальной школы впадает в панику и заваливает всё.
Я поняла! На следующем экзамене я напряженно ждала первой ошибки и, сделав ее, радостно и расслабленно играла дальше.
Когда я сдавала экзамены по машинописи (УПК, как это тогда называлось. Моя квалификация – секретарь-машинистка), то на нервах печатала до первой ошибки, а потом заканчивала страницу быстро, чисто и спокойно, а чаще вообще делала ровно одну ошибку на 4 страницы. Если кто не понял, речь идет о печати на бумаге слепым десятипальцевым методом, когда для получения свидетельства нужно печатать с определенной скоростью и регламентированным количеством опечаток. У меня больше одной на страницу не выходило.
Понятно, что никакая уверенность или расслабленность не поможет, если не знаешь правила, формулы, методы, иностранные слова.
А если знаешь и лажаешь? Толпы девочек-медалисток с трудом наскребают на ЕГЭ балл для подтверждения медали, потому что панически боятся ошибиться. Обострение настигает их в конце года.
- Мне нельзя ошибаться!
- Можно. В сочинении всё равно будут ошибки. Скажи себе это. Разреши себе их делать. Будет время – сама у себя найдешь и исправишь. Какие-то ошибки не влияют на оценку в баллах. Какие-то можно рассмотреть как вариант нормы. Какие-то эксперт не заметит.
- Нет! Я не буду ошибаться!
Будешь. Люди ошибаются. И если человек понимает, что он не пуп земли и не всемогущ, если человек разрешает себе ошибаться и исправлять, то может сократить количество значимых ошибок.
Если не разрешает - ошибается еще больше.