Найти тему

Право на ошибку

Оглавление

Этот текст написан, прежде всего, для моих учеников, чтобы не повторять каждому. Об ошибках мы говорим много. Даже для сочинения в формате ЕГЭ даю статью психолога о необходимости экспериментов и ошибок.

Видимо, недостаточно.

Ошибки будут. Всегда. И чем больше боишься ошибиться, тем больше ошибаешься.

Да, мы учимся проверять себя тремя способами, избегать опасностей, но сейчас речь пойдет именно о совершении ошибок.

Тремор цели

Следующий пример не я придумала. Он дежурный для подобных рассуждений.

Вы можете пройти по бревну? Нормальное такое бревно. Или даже спортивное. Лежит на земле. Все пройдут, и даже быстро.

А теперь представьте то же самое бревно над пропастью. Бревно не изменилось – изменилось наше отношение к ошибке.

Kandinsky 3.0
Kandinsky 3.0

На самом деле мало кому в реальности придется ходить над пропастью. Даже ЕГЭ, великий и ужасный экзамен, - всего лишь экзамен.

Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря - предложил метод парадоксальной интенции.

В двух словах. Допустим, надо выступать перед аудиторией.

Ручки трясутся. Ножки трясутся. Губы трясутся.

И чем больше человек пытается успокоиться, скрыть волнение, тем хуже.

Франкл предлагает осознать этот момент и усугубить.

Специально изо всех сил потрясти ручками и ножками. Сосредоточиться на том, как я трясусь. Подрожать специально, мощно, утрированно, долго.

А не получится. Как только организм заставляют что-то делать, организм начинает сопротивляться: «А можно уже не дрожать? Ну я уже достаточно подрожал… Или можно я поменьше уже буду дрожать? Я завтра подрожу, а сегодня у меня много других дел».

Или не дрожать, а сжаться, напрячь все мышцы, включая мышцы лица, целюсти… Тоже надолго не хватит.

Не надо изображать уверенность, если страшно очень. Часто (не всегда, не спорю) можно даже сказать аудитории/собеседнику, что вы очень волнуетесь. И будете сейчас дрожать и заикаться. Предупредите.

И часто аудитории это абсолютно безразлично. Но когда вы разрешили себе дрожать и заикаться во время выступления, то дрожать и заикаться будете меньше. Опять же лень организму дрожать и заикаться, когда его заставляют.

У меня работало.

Очень интересная книга.
Очень интересная книга.

Как я научилась сдавать экзамены

Я слишком поздно пошла в музыкальную школу. У меня уже были зажаты руки, "благодаря" тому, что я умела играть кучу мелодий – подруги показали.

Слух был хороший, с пальцами беда.

Моя обычная оценка по специальности – четверка. Обидно, досадно, ну ладно…

И на прогоне перед первым экзаменом в первом классе учительница музыки сказала мне удивительную вещь. Удивительную для меня, потому что обычно меня учили напрягаться, стараться и не ошибаться.

«Если сбилась – делай вид, что так и надо, и продолжай играть дальше. Без паузы. Может, комиссия отвлеклась и не заметит. Может, они не знают это произведение. Может, забыли. Твой невозмутимый вид покажет, что у тебя всё правильно», - сказала строгая Нелли Иосифовна.

Так оно и вышло: я сбилась, сделала морду тяпкой и доиграла произведение. Причем после первой ошибки я совершенно перестала напрягаться. А смысл? Я уже ошиблась! Можно расслабиться и получать удовольствие.

«Наташа, ты очень хорошо сдала экзамен! – сказала мне учительница, которая обычно меня не хвалила. – Запнулась, но не растерялась, а доиграла уверенно, с чувством». Пятерка! Понятно, что репертуар для первого класса все преподаватели знают вдоль и поперек. Невозможно не заметить ошибку. Но, как выяснилось, после первой ошибки средний ученик музыкальной школы впадает в панику и заваливает всё.

Я поняла! На следующем экзамене я напряженно ждала первой ошибки и, сделав ее, радостно и расслабленно играла дальше.

Моё свидетельство об окончании музыкальной студии. Мало кто доучивается до конца. Поэтому выпускникам уже пятерок не жалеют.
Моё свидетельство об окончании музыкальной студии. Мало кто доучивается до конца. Поэтому выпускникам уже пятерок не жалеют.

Когда я сдавала экзамены по машинописи (УПК, как это тогда называлось. Моя квалификация – секретарь-машинистка), то на нервах печатала до первой ошибки, а потом заканчивала страницу быстро, чисто и спокойно, а чаще вообще делала ровно одну ошибку на 4 страницы. Если кто не понял, речь идет о печати на бумаге слепым десятипальцевым методом, когда для получения свидетельства нужно печатать с определенной скоростью и регламентированным количеством опечаток. У меня больше одной на страницу не выходило.

Понятно, что никакая уверенность или расслабленность не поможет, если не знаешь правила, формулы, методы, иностранные слова.

А если знаешь и лажаешь? Толпы девочек-медалисток с трудом наскребают на ЕГЭ балл для подтверждения медали, потому что панически боятся ошибиться. Обострение настигает их в конце года.

- Мне нельзя ошибаться!

- Можно. В сочинении всё равно будут ошибки. Скажи себе это. Разреши себе их делать. Будет время – сама у себя найдешь и исправишь. Какие-то ошибки не влияют на оценку в баллах. Какие-то можно рассмотреть как вариант нормы. Какие-то эксперт не заметит.

- Нет! Я не буду ошибаться!

Kandinsky 3.0
Kandinsky 3.0

Будешь. Люди ошибаются. И если человек понимает, что он не пуп земли и не всемогущ, если человек разрешает себе ошибаться и исправлять, то может сократить количество значимых ошибок.

Если не разрешает - ошибается еще больше.