Сегодняшний рассказ еще об одном изворотливом и неуловимом мошеннике довоенного времени. О том, как был разоблачен "бывший секретарь Ленина, член коллегии ВЧК и персональный пенсионер". Его звали - Борис Гунько-Горкун.
Раньше уже писал о самых известных аферистах. Например, о неоднократно судимых Вениамине Вайсмане (он же - Веня Житомирский, Рабинович, Зильберштейн, и др.) и Владимире Голубенко (он же – Валентин Пургин), объявивших себя Героями Советского Союза. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Борис Гунько-Горкун - среди довоенных мошенников занимает первое место. Он так смог запутать свою биографию, что до сих пор исследователи не могут точно назвать точную дату и место его рождения.
Не буду в этой статье перечислять количество совершенных им хищений и других афер, а также число его задержаний и побегов. Это займет слишком много времени. В этом можно убедиться, прочитав хотя бы первую страницу сообщения прокурора СССР А. Я. Вышинского, которое он направил 26 июля 1935 года генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину, председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову и председателю Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Н. И. Ежову. Прокурор СССР счел необходимым доложить им об окончании расследования по делу афериста Гунько-Горкуна Бориса Павловича (он же - Александр Георгиевич):
"Следствием установлено, что Гунько-Горкун, сфабриковал себе подложный партийный билет и ряд других документов, выдавал себя за члена партии с 1907 года и в разных пунктах СССР получал, как "старый большевик" и "герой гражданской войны" крупные пособия, различного рода вспомоществования, направления и путевки в санатории и т.п.
Несмотря на то, что в период времени с 1920 по 1927 год Гунько-Горкун неоднократно привлекался органами следствия к уголовной ответственности за различные аферы, ему удавалось скрываться и, при помощи фабрикуемых подложных документов снова выдавать себя за "старого большевика" и "героя гражданской войны". 31 августа 1926 г. Гунько-Горкуну удалось даже получить персональную пенсию. Кроме того, Гунько-Горкун получал в целом ряде учреждений авансы "в счет пенсии", причем в своих заявлениях в эти учреждения Гунько-Горкун сообщал, что он бывший секретарь т. Ленина, член коллегии ВЧК и т.п.".
Благодаря своим актерским талантам и многочисленным поддельным удостоверениям Гунько-Горкун был вхож в любые чиновничьи кабинеты. Благодаря тем же талантам, умудрялся после задержаний сбегать даже от чекистов. Так, в декабре 1926 года Гунько-Горкун по постановлению коллегии ОГПУ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда через 1,5 месяца бежал. Вскоре его задержали в Киеве и в судебном заседании коллегии ОГПУ приговорили к 3-м годам концлагеря, но он снова бежал.
В 1929-1934 годах Гунько-Горкун совершил целую серию корыстных преступлений, неоднократно получал обманным путем крупные денежные суммы, а также квартиры, путевки в санатории и другие материальные блага.
А еще - занимался педофилией. В докладе прокурора СССР говорилось:
"В течение всех этих лет, разъезжая по разным городам Советского Союза, Гунько-Горкун неоднократно брал малолетних девочек из детских домов, под видом воспитания их, растлевал их".
По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в Институте судебной психиатрии им. В. П. Сербского, одной из причин неуловимости Гунько-Горкуна (пациента С) явилась его изворотливость и умение быть нужным уважаемым людям:
"С. получил в своем кругу славу "короля блата". Обстоятельствами дела установлено, что С. принял на себя функции лица, объединяющего предложение и спрос. Он приобрел знакомства в различных учреждениях, точно знал, где можно достать дефицитные товары, что может в порядке обмена предложить заинтересованная сторона".
На чем же "прокололся" мошенник?
Его гастроли по Советскому Союзу были прерваны вскоре после того как он появился в качестве высокопоставленного чекиста в военной форме с ромбом и орденом Красного знамени в кабинете директора крымского винзавода «Массандра». Зашел и велел немедленно отгрузить «на нужды государства» 500 бутылок самого дорогого вина. И его требование было выполнено. Но, видимо, директор что-то заподозрил или с кем-то поделился своими сомнениями. Аферист был арестован. Произведенной стационарной судебно-психиатрической экспертизой Гунько-Горкун был признан вменяемым и предан суду.
Дело по обвинению Гунько-Горкуна по закону от 7 августа 1932 г. и по ст.154 УК РСФСР рассматривалось в закрытом заседании Спецколлегией Верховного Суда РСФСР.
А.Я. Вышинский отмечал в упомянутом письме: "Прокурору дано указание настаивать на применении к Гунько-Горкуну- расстрела".
Он был приговорен к ВМН. Приговор приведен в исполнение.
При подготовке статьи использованы публикации Е. Жирнова в журнале "Коммерсантъ Власть" от 8 апреля 2017 г.