Найти в Дзене

Битва с экстрасенсами: Гудини против магов

До последних лет своей жизни Гарри Гудини тратил много времени и энергии, нацеливаясь на "спиритуалистов", которые утверждали, что могут читать мысли или общаться с мертвыми. Гудини рассматривал это как неэтичную отрасль своей профессии, которая манипулирует людьми, страдающимт от горя

Для Гарри Гудини спиритические сеансы были всего лишь иллюзией

Фокусник провел годы в кампании против экстрасенсов-мошенников, разоблачил фальшивые спиритические практики, сфотографировавшись с "призраком" Авраама Линкольна.

Гарри Гудини было всего 52 года, когда он умер на Хэллоуин в 1926 году от перитонита. Известный при жизни своими невероятными побегами от физических ограничений, иллюзионист пообещал своей жене Бесс, что — если это вообще возможно — он также сбросит оковы смерти, чтобы отправить ей зашифрованное послание с того света. В течение следующих десяти лет Бесс устраивала ежегодные спиритические сеансы, чтобы посмотреть, выйдет ли так называемый Король наручников на бис из мира духов. Но на Хэллоуин 1936 года она, наконец, сдалась, заявив всему миру: “Гудини не прошел. ... Я не верю, что Гудини может вернуться ко мне или к кому-либо еще”.

За несколько месяцев до своей смерти Гудини давал показания перед Конгрессом в поддержку законодательства, которое криминализировало бы гадание в округе Колумбия.

Описанные Washington Post как “шумные”, слушания в Конгрессе 1926 года стали кульминацией миссии Гудини по вытеснению фальшивых медиумов из бизнеса. С самого начала фокусник ясно изложил свою позицию: “То, что они называют спиритизмом, при котором медиум общается с умершими, является мошенничеством от начала до конца”. Кроме членов комитета Конгресса и журналистов на слушания пришли медиумы, предсказатели, астрологи и другие работники сферы сверхъестественных услуг.

Гудини, продемонстрировал телеграмму, потребовал, чтобы ему пересказали ее содержание, и пообещал за это денежное вознаграждение.

Если присутствовавшие кудесники не смогут прочитать текст послания, заявил Гарри Гудини, значит, они мошенники и должны сидеть в тюрьме.

Никто из собравшихся сторонников спиритизма не принял вызов иллюзиониста. Совершенно неожиданно за спиритистов вступился конгрессмен от штата Иллинойс Франк Рейд: "Это приглашение на слушание!-- выкрикнул он.— Награда моя!"

"Вы угадали, потому что сами мне его отправили! — парировал Гудини.— Вы не ясновидящий!"

Споры были чрезвычайно горячими. Дело дошло до того, что супруг одной из ясновидящих, возмущенный критикой Гудини, набросился на него с кулаками.

Гудини заявил, что законодатели и представители власти находятся под сильным влиянием медиумов. Иллюзионист утверждал, что такое положение представляет угрозу государству.

Для Гудини, человека, который зарабатывал на жизнь преодолением неверия с помощью искусных, новаторских иллюзий, медиумы-спиритуалисты нарушали как этику, так и артистизм его ремесла. Он отверг утверждения, что сам обладает сверхъестественными способностями, предпочитая ярлык “таинственного артиста”. Насмехался над теми, кто заявлял о своих экстрасенсорных способностях.

Однако, пытаясь разоблачить мошенничество, фокусник натолкнулся на обвинения в том, что он посягает на религию, хотя в Америке 1920-х годов, люди все чаще обращались к науке и рационалистической мысли для объяснения тайн жизни.

Корни спиритизма уходили в Нью-Йорк 1840-х годов: в частности, в Хайдсвилльский дом сестер Фокс, которые ловко хрустели костяшками пальцев ног, чтобы обмануть свою мать, затем соседей, и весь мир, утверждая, что звуки были посланием из другого мира. В течение следующих нескольких десятилетий движение набирало обороты, привлекая последователей всех направлений. В 1860-х годах, когда многие американцы обратились к спиритизму на фоне разрушений Гражданской войны, первая леди Мэри Линкольн проводила спиритические сеансы в Белом доме, чтобы утешиться после смерти своего сына Вилли от брюшного тифа. Позже первые леди также консультировались с прорицателям.

Даже ведущие ученые верили в спиритизм. Английский физик сэр Оливер Лодж, чьи работы сыграли немалую роль в развитии радио, был одним из главных распространителей спиритизма в Соединенных Штатах. Эдисон и Александр Грэм Белл, изобретатель телефона экспериментировали с приборами для передачи посланий духов, рассматривая их как следующую естественную эволюцию коммуникационных технологий. Гарри Гудини хотел продемонстрировать американскому обществу, насколько доверчива его элита.

В Америке были президенты, советовавшиеся с астрологами. К примеру, одним из президентов США, увлекавшимся астрологическими прогнозами, был Рональд Рейган. Его обвиняли в том, что он часто принимал важные решения после встречи с астрологом. Достаточно сказать, что в бытность губернатором Калифорнии он приравнял спиритизм к... науке, чем значительно улучшил предсказателям жизнь.

Среди сторонников спиритизма было немало знаменитостей. Артур Конан Дойль, автор детективов про Шерлока Холмса, был рьяным поклонником нетривиального способа познаний будущего. Более того, он был таким же рьяным защитником спиритизма, каким врагом его являлся Гарри Гудини. Диаметрально противоположные убеждения не мешали двум известным персонам какое-то время дружить. Писатель считал Гудини сильным медиумом и был уверен, что тот пользуется своими сверхъестественными способностями при исполнении трюков. Иллюзиониста подобное мнение возмущало. Возможно, поэтому, когда его обвиняли в том, что он освобождается от кандалови или выбирается из сейфа с помощью потайнооо ключа, Гудини часто говорил: "Ключ, который меня освобождает— это мой мозг"