Закон не ограничивает предпринимателей в регионах‚ где они могут вести бизнес. Жить в одном регионе‚ зарегистрировать ИП и открыть дело в другом — реалистичный сценарий. Он актуален и для жителей регионов‚ которые хотят открыть бизнес в мегаполисе‚ и для жителей крупных городов‚ которые намерены развиваться в регионах. Вот как это работает.
Можно ли открыть бизнес в другом городе
Индивидуальный предприниматель имеет право вести бизнес не по месту прописки: сам человек может жить и быть прописан в одном городе или регионе, а зарегистрировать и вести дело — в другом. Вставать на учёт как ИП он будет по месту регистрации, которое указано в его паспорте. И по этому месту регистрации будет отправлять отчётность.
Если предприниматель работает на патентной системе налогообложения, схема меняется. Когда человек прописан по одному адресу, а бизнес ведёт по другому, и адрес деятельности не подпадает под отделение налоговой по прописке, нужно также встать на учёт в налоговой по тому адресу, где ведётся деятельность.
ООО также может вести бизнес удалённо. Разница в том, что ООО доступны некоторые виды деятельности, которыми не может заниматься ИП, к примеру продажа крепкого алкоголя.
Какие налоги будут для бизнеса в другом регионе
ИП могут отчитываться по четырём системам налогообложения:
- общей (ОСН);
- упрощённой (УСН);
- патентной (ПСН);
- сельскохозяйственной (ЕСХН).
Кроме того, можно зарегистрироваться как самозанятый и платить налог на профессиональный доход (НПД). Для этого быть ИП не обязательно.
Но можно зарегистрироваться как ИП и платить НПД, если заниматься деятельностью по НПД. В этом случае налог будет 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами.
Когда предприниматель прописан в одном регионе, а в другом ведёт деятельность по ОСН или ЕСХН, то на размеры налогов это не влияет.
При УСН налог будет зависеть от метода определения налоговой базы: на системе «доходы» ставка будет 6%, на системе «доходы минус расходы» — 15%.
Для ПСН важно, в каком регионе ведётся предпринимательская деятельность. Патент выдаётся в том регионе, где ведётся бизнес. А адрес объекта, на котором он ведётся, прямо влияет на стоимость патента. Иными словами, размер налога на ПСН будет зависеть от того, в каком городе предприниматель ведёт бизнес по ПСН.
Бизнес без деклараций и уплаты НДС: что даёт патент для ИП
Читать по теме
Как зарегистрировать бизнес в другом городе
Регистрация ИП в ФНС происходит всегда одинаково: это не зависит от того, ведёт ли ИП свой бизнес в домашнем регионе или в другом. Но документы для регистрации нужно направлять в ФНС по месту прописки предпринимателя.
Перед подачей документов важно определиться с видами деятельности и налоговым режимом. Это особенно важно для ПСН, при которой на учёт нужно вставать также в налоговой по месту ведения бизнеса, если по месту ведения бизнеса одна налоговая, а по месту прописки предпринимателя — другая.
Для регистрации обязательны заявление по форме №Р21001 и паспорт (оригинал плюс копии всех страниц). Подавать документы нужно в отделение налоговой по месту прописки, а не по месту ведения деятельности. Подавая через Госуслуги, МФЦ или сайт ФНС, не придётся платить госпошлину. Подавая в инспекцию лично, нужно будет заплатить госпошлину в 800 ₽.
При очной подаче документов не нужно заранее ставить подпись на последней, пятой странице заявления: подпись ставится на приёме у сотрудника ФНС. Кроме того, с открытием ИП помогают банки: они берут на себя оформление документов, открывают счёт и предлагают различные преференции, если предприниматель будет вести бизнес через них.
ООО регистрируют по месту, где находится офис его руководителя.
Офис может быть собственным или арендованным. Пока его нет, регистрировать можно по месту жительства директора или участника ООО. Заявление подаётся на сайте ФНС или через нотариуса. Потребуется указать данные о компании (название, адрес, электронную почту), коды ОКВЭД и налоговый режим.
Ехать в другой город, чтобы зарегистрировать там бизнес, не обязательно. Для этого можно обратиться к нотариусу. При регистрации ООО с двумя и более участниками к нотариусу приходят они все.
Для регистрации можно выбрать любого нотариуса, независимо от того, где прописан или фактически проживает предприниматель. Например, если предприниматель прописан в Самаре, живёт в Москве и хочет открыть ИП в Самаре, он может обратиться к московскому нотариусу. Этот способ также удобен для тех, у кого нет квалифицированной электронной подписи, чтобы пройти онлайн-регистрацию: когда заявление подаётся через нотариуса, он подписывает его своей электронной подписью.
Как и зачем оформлять доверенность
Нередко, когда предприниматель занимается бизнесом удалённо, ему может помогать человек, живущий в месте ведения бизнеса. Этот человек действует от его лица, например снимает деньги со счёта, подаёт отчётность в ФСС, подписывает договоры с контрагентами. Для этого ему нужна доверенность. В ней указывается вся та деятельность, которую может вести сотрудник от лица руководителя.
При этом у ИП действия по доверенности ограничены: можно представлять интересы предпринимателя в суде или в налоговой, передавать на хранение его имущество, расплачиваться с контрагентами, возвращать предоплату. Закрыть по доверенности расчётный счёт невозможно.
Если предприниматель призван по мобилизации, а в подчинении у него от пяти человек, то на время службы он может передать доверенному лицу весь спектр полномочий: заключать и расторгать сделки, нанимать и увольнять работников.
Чтобы руководитель фирмы мог по доверенности передать все свои полномочия, ему подойдёт генеральная доверенность — то есть такая, которая закрепляет за доверенным лицом максимальные права, включая право представлять доверителя по любым вопросам. Для ИП такая доверенность недоступна, потому что по закону статус индивидуального предпринимателя неотделим от самого индивидуального предпринимателя. Исключением является только призыв по мобилизации.
У нотариуса есть шаблоны всех стандартных доверенностей. Стоит эта услуга в среднем от 1500 до 3500 ₽. Можно передать не все полномочия и сделать индивидуальную доверенность, не по шаблону. Очень удобно сразу же у нотариуса сделать копию доверенности. Зачастую доверенному лицу будет достаточно именно копии документа.
Как удалённо открыть счёт в банке
ИП и ООО для работы нужен расчётный счёт, чтобы принимать оплату, вносить платежи, перечислять зарплаты. Иметь его не обязательно, но в таком случае появятся ограничения:
- сумма сделки по одному договору не может превышать 100 000 ₽;
- запрещено участие в тендерах и госзакупках;
- нельзя получать гранты;
- нельзя возвращать переплату налогов;
- нельзя проводить валютные сделки;
- нельзя оформить лизинг и кредит;
- не получится настроить эквайринг.
Расчётный счёт можно открыть удалённо
Для этого нужно прийти в банк либо встретиться с его представителем. Также это сможет сделать другой человек по доверенности. Последняя возможность доступна не во всех банках как для ИП, так и для ООО.
✅ Для открытия расчётного счёта ИП, как правило, нужны:
- паспорт;
- лист записи в едином государственном реестре ИП (ЕГРИП);
- свидетельство о присвоении ИНН.
✅ Для открытия счёта ООО обычно требуются:
- паспорт руководителя;
- лист записи в едином государственном реестре ИП (ЕГРИП);
- свидетельство о присвоении ИНН;
- устав ООО.
В некоторых случаях банк может отказать в открытии счёта, к примеру если у гендиректора или учредителя ООО ранее были проблемы с другими банками.
Как удалённо нанимать сотрудников
Задачу удалённого поиска сотрудников упрощает наличие сайтов поиска вакансий, соцсетей, профильных групп в мессенджерах, рекрутинговых агентств.
✅ Вакансию можно опубликовать на сайтах hh.ru, superjob.ru, rabota.ru. Это стоит примерно от 1000 ₽ за одну вакансию. Можно также искать сотрудников по резюме, которые опубликованы на сайтах, фильтруя кандидатов по региону, городу и прочему. Знакомство с подходящими кандидатами можно проводить онлайн, через Skype, Zoom, Google meet.
Когда сотрудник уже найден, его можно оформить удалённо.
Подписать трудовой договор или договор ГПХ сотрудник сможет, получив его по электронной почте и распечатав. Подписать также можно онлайн, на платформе «Работа в России» и на сервисах типа HRlink, «СберКорус», для этого работодателю и работнику нужна квалифицированная электронная подпись.
Дистанционно следить за работой сотрудника можно как с помощью представителя, который работает в месте ведения бизнеса, так и с использованием специальных сервисов. Например, программы Bitrix24, «Мегаплан» позволяют систематизировать продажи, вести базу контактов, ставить задачи сотрудникам и собирать статистику по их работе. Также существуют таск-менеджеры — NKaiten, YouGile — сервисы, которые помогают ставить сотрудникам задачи, указывая сроки, разбивая на подзадачи, следя онлайн за ходом выполнения.
Как проверить контрагента
Когда бизнес работает с контрагентом (фирмой или ИП), прежде чем заключать сделку, этого контрагента нужно проверить. В противном случае можно столкнуться с ненадёжным партнёром, вплоть до мошенника. Проверить надёжность контрагента помогут следующие сервисы и документы.
Выписка об ИП или ООО. Её можно получить на сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП». Понадобится ИНН контрагента. Сервис сформирует выписку, из неё, в частности, по ИП можно будет узнать виды деятельности, по ООО — уставный капитал, виды деятельности и данные руководителя.
Сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Чтобы получить сведения о контрагенте, понадобится его ИНН. По ООО сервис покажет наличие долгов, задержки отчётности перед ФНС. Долги ИП здесь увидеть не получится. Если в выписке в графе «Дополнительные сведения» будет указано «Сведения недостоверны», это может означать ненадёжность контрагента.
Проверка судебных дел через сайт «Мой арбитр». Если окажется, что ООО или ИП часто оказываются в суде в качестве ответчика, это не будет значить, что они ненадёжны. Но важно узнать, о чём были эти дела. Если появились вопросы, их можно задать контрагенту.
Проверка на банкротство через сервисы «Мой арбитр» или «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве». Результат проверки покажет, не находятся ли ООО или ИП в процедуре банкротства, потому что сделки банкрота можно оспорить и признать недействительными в течение трёх лет до начала этой процедуры. Если у банкрота купить имущество, есть риск потерять его — в том случае, если имущество будет передано для выплаты долгов кредитора.
Проверка на долги через сайт Федеральной службы судебных приставов. Это важно, чтобы убедиться в отсутствии долгов у контрагента. Большие долги настораживают, а когда их очень много, то велик риск начала процедуры банкротства.
Проверка паспорта предпринимателя. Мошенник — ИП или гендиректор ООО — может показать поддельный паспорт. Убедиться в отсутствии такого риска можно через сервис проверки недействительных паспортов.
Информация с посреднических площадок — «Контур.Фокус», «Спарк», «СБИС-Агенты». Эти сервисы собирают данные об ИП и ООО и позволяют узнать, проверяли ли контрагента контролирующие органы, с какими юрлицами и физлицами он связан (возможно, с банкротами), узнать финансовые показатели ООО (на основании годовых отчётов).
Как подписывать документы удалённо
Удалённо работать с документами помогут системы электронного документооборота (ЭДО). Также можно подписывать документы электронной подписью или распечатывать документы, подписывать вживую и отправлять обычной почтой.
Системы ЭДО удобны тем, что позволяют создавать, подписывать и отправлять договоры, счета, акты, заявления, расчётные листы, а также хранить документы и отправлять декларации в ФНС. Этим занимаются, например, «Такском-Файлер», «Контур.Диадок» и другие операторы.
Для работы с документами, которые связаны с НДС, оператор должен быть аккредитован ФНС. На её сайте есть список аккредитованных операторов. Услуги операторов ЭДО платные, могут стоить как 500 ₽, так и 50 000 ₽. Это будет зависеть от числа исходящих документов.
Чтобы подписывать документы электронной подписью, к ЭДО подключаться не нужно, для большинства документов достаточно электронной подписи. Подписанные таким образом документы отправляются на электронную почту контрагента.
Бизнес без бюрократии: как и зачем подключать ЭДО
Читать по теме
Итог
Вести бизнес удалённо можно. Многие процедуры можно делать дистанционно: нанимать сотрудников, подписывать документы. В ведении бизнеса может помочь сотрудник, который будет работать по доверенности непосредственно в месте деятельности. Большинство документов можно подписать электронной подписью, не подключая ЭДО, а при договорённости с контрагентом отправлять по обычной почте.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной