Но для кандидатов в водители троллейбуса нулевым стал рейс по территории депо, в ходе которого курсанты познакомились с «начинкой» электротранспорта.
На прошлой неделе в дзержинском МУП «Экспресс» начались первые занятия для будущих водителей «рогатых» машин. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» на один день присоединилась к курсантам.
По словам директора «Экспресса» Дмитрия Петрова, у дзержинцев возвращается интерес к профессии водителя троллейбуса. И средний возраст желающих освоить эту специальность – 30 лет.
На занятии четверо курсантов: два молодых человека и две девушки, одна из которых я. Ну, со мной вопрос ясен: пытаюсь погрузиться в профессию за один день, а вот другим слушателям предстоит долгое обучение в течение четырех-пяти месяцев – в общей сложности 800 часов, из которых примерно половина – за рулем в качестве практики.
Задаю первый вопрос:
Наличие водительского удостоверения как-то влияет на срок обучения?
Ответ на него мне дает учредитель автошколы «Автолист» Людмила Истомина. Ее образовательное учреждение единственное в городе имеет лицензию на обучение по специальности «водитель троллейбуса»:
«Хорошо, если у будущего водителя троллейбуса уже открыта категория на право управления транспортным средством. Правила дорожного движения будут легче усваиваться, хотя экзамен на их знания придется еще раз сдавать в ГИБДД. Отмечу, что теория и практика управления многотонной электрической машиной сильно отличаются от вождения, например, легкового автомобиля».
Занятия проходят и в учебных классах «Автолиста», и в депо. Устройство машины лучше изучать не по нарисованным схемам, а на реальном троллейбусе. Ведет такие уроки мастер производственного обучения вождению, бывший сотрудник МУП «Экспресс», водитель троллейбуса с многолетним стажем Елена Галычый.
«С троллейбусом я на ты: долгое время работала перегонщиком по подгону и испытанию передвижного состава, машину знаю до последнего винтика. Могу рассказать о каждом узле или агрегате, его назначении и устройстве. Сейчас эти знания передаю следующему поколению водителей троллейбусов, научу, как устранить небольшую поломку на линии. Хочу отметить, что слушают с интересом, задают вопросы. Да и мне самой интересно развивать себя в новом направлении»,рассказывает Елена Федоровна.
Знакомлюсь с курсантами, про себя отмечаю, что у каждого горят глаза. Видно, что пришли на занятия по собственному желанию.
Алексей Андаржалов с интересом рассматривает наглядное пособие по устройству двигателя и вспоминает, как он в детстве любил кататься на детском автодроме:
«Большой троллейбус со штангами напоминает мне советский аттракцион, в котором машинки питаются электричеством от потолка. На курсы записался осознанно, увидел объявление о наборе группы и рискнул. По образованию я менеджер, но решил, что пора воплощать детскую мечту в реальность, водителем автобуса быть не хочу».
Андрей Камаев тоже увидел объявление о наборе на курсы водителей в троллейбусе, решил попробовать:
«Мне близка сфера общественного транспорта. Хочу приносить пользу людям, общение с пассажирами меня не пугает, и я знаю, что водитель несет огромную ответственность за перевозку. После обучения предпочел бы маршрут № 5, часто им пользуюсь, мне нравится его протяженность и улицы, по которым он проложен».
У Кристины Субханкуловой в «Экспрессе» работает муж. Тоже водителем троллейбуса:
«У нас дома только и разговоров, что о его работе. Я знаю, какой это серьезный шаг и какая ответственная работа у водителя троллейбуса. На семейном совете мы решили, что пора возобновлять традиции, когда муж и жена трудятся в одной сфере. Долгое время я проработала в общественном питании, сейчас нахожусь в декрете, но к окончанию отпуска как раз закончу обучение на курсах. Я уверена в стабильном будущем: хорошее предприятие – и условия, и зарплата».
Кристина согласна работать на любом маршруте, единственное, в чем будет ее просьба: поставить ее в пятидневный график. У семьи Субханкуловых трое детей, поэтому маме нужны утренние и вечерние часы для того, чтобы собрать, отвести и привести детей из детского сада и школы.
Вместе с остальными курсантами заглядываю в кабину и отмечаю для себя такой факт: прежде чем троллейбус начнет движение, нужно произвести не менее пяти манипуляций, а при установке токоприемников на контактные провода, по-простому – штанг или привычных нам «рожек», необходимо соблюдать полярность. Оказывается, правая штанга – это «минус», а левая – «плюс». Хочу сказать, что щиток выключателей в кабине троллейбуса напоминает панель приборов небольшого самолета: обилие клавиш, кнопок, и только спидометр кажется родным и знакомым.
У троллейбуса ведь нет заднего хода? – задаю вопрос, потому что не совсем понимаю, как многотонная машина может двигаться по проводам назад.
Оказывается, есть. Хотя троллейбус и зависит от контактной сети, электродвигатель может работать и в обратном направлении. Вот такие тонкости и разбирают на уроках будущие водители этого пассажирского транспорта. Поэтому и обучение занимает определенное время.
К окончанию курсов слушатели будут знать не только правила дорожного движения, но и правила технической эксплуатации троллейбуса, изучат электрическую часть, механику, пневматическое устройство, прослушают уроки по первичной медицине, инструкции для водителя, а также будут знать, как организованы перевозки пассажиров в городских условиях, в том числе их безопасность. Совсем скоро они начнут мастерски управлять троллейбусом в плотном потоке автомобилей, в считаные секунды ставить на место слетевшие с проводов штанги-токоприемники, а ближе к ноябрю курсантам предстоит сдать финальный экзамен, пройти аттестационную комиссию в МУП «Экспресс» и получить заветные корочки водителя троллейбуса 3-го класса.
Начальник отдела кадров МУП «Экспресс» Анна Зайцева рассказывает, что набор на курсы водителей троллейбусов, в первую очередь, связан с увеличением парка.
«У нас хорошие условия работы: расширенный соцпакет, в него входят путевки в детские лагеря и санаторно-курортное лечение, досрочный выход на пенсию, достойная заработная плата. В рядах курсантов мы хотим видеть в первую очередь ответственных и трудолюбивых дзержинцев, не боящихся трудностей в непростой работе водителя троллейбуса».
Напомним, на троллейбусе в Дзержинске появилось граффити по мотивам картины «Утро в сосновом лесу».
Ольга СЕРЁГИНА
Фото автора и Сергея Якушева