Найти в Дзене
ОСК | Северная верфь

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ИЛИ КАК РОЖДАЛСЯ «НОВИК»

11 сентября 1913 года Путиловская верфь (сейчас «Северная верфь») передала в состав Российского Императорского флота эсминец «Новик». Этот корабль внес огромный вклад в развитие кораблей своего класса. Поражение России в Русско-японской войне привело к двум серьёзным последствиям: опустошению государственной казны и фактической потере двух флотов — Тихоокеанского и Балтийского. В Государственной думе требовали расследования действий, которые привели к падению Порт-Артура и уничтожению Тихоокеанской эскадры.
После подписания Портсмутского мирного мира комиссия Морского генерального штаба пришла к неутешительному выводу: имеющийся флот не способен эффективно противостоять врагу в открытом море и обеспечить безопасность прибрежной морской торговли. 2 октября 1906 года Николаю II был представлен доклад, в котором предлагалось в течение 4-5-ти лет создать на Балтийском и Черном морях силы, способные противостоять германскому и турецкому флотам.
«ОСОБЫЙ КОМИТЕТ»
В феврале 1904 года был

11 сентября 1913 года Путиловская верфь (сейчас «Северная верфь») передала в состав Российского Императорского флота эсминец «Новик». Этот корабль внес огромный вклад в развитие кораблей своего класса.

Модель минного крейсера «Новик» в музее истории завода Северной верфи.
Модель минного крейсера «Новик» в музее истории завода Северной верфи.

Поражение России в Русско-японской войне привело к двум серьёзным последствиям: опустошению государственной казны и фактической потере двух флотов — Тихоокеанского и Балтийского.

В Государственной думе требовали расследования действий, которые привели к падению Порт-Артура и уничтожению Тихоокеанской эскадры.

После подписания Портсмутского мирного мира комиссия Морского генерального штаба пришла к неутешительному выводу: имеющийся флот не способен эффективно противостоять врагу в открытом море и обеспечить безопасность прибрежной морской торговли.

2 октября 1906 года Николаю II был представлен доклад, в котором предлагалось в течение 4-5-ти лет создать на Балтийском и Черном морях силы, способные противостоять германскому и турецкому флотам.

«ОСОБЫЙ КОМИТЕТ»

В феврале 1904 года был создан «Особый комитет по усилению военного флота». Примечательно, что этот комитет имел право вести сбор добровольных пожертвований, заключать договоры в России и за рубежом для строительства кораблей.

Комитет, под председательством великого князя Александр Михайловича принял решение о строительстве минных крейсеров и подводных лодок на пожертвования.

На собранные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и 4 подводные лодки. Названия кораблям решили присвоить в честь главных спонсоров.

Так, головной минный крейсер получил наименование «Эмир Бухарский» — в честь правителя Бухарского ханства Абдулахада, пожертвовавшего 1 млн рублей. Треть миллиона была получена от сената Финляндии, и второму кораблю присвоили имя «Финн». Примерно такую же сумму внесли кочевые
туркмены Ставропольской губернии — и в русском флоте появился минный крейсер с необычным названием «Туркменец Ставропольский».

Ставка делалась на минные крейсеры. Опыт показал, что именно эти корабли способны эффективно бороться с бронированными гигантами, к тому же, времени на создание больших боевых кораблей не было — необходимо было в сжатые сроки усилить флот на Дальнем Востоке.

Переговоры на проектирование и постройку вели одновременно с тремя германскими фирмами. Немцы обещали выполнить заказ в кратчайшие сроки. По международным нормам того времени экспортные поставки категорически запрещались.

Поэтому в проектах минные крейсера для конспирации были названы «паровыми яхтами», так как их открытая постройка на германских верфях грозила России серьезными дипломатическими осложнениями.

Строительство корпусов решено было отдано отечественным верфям, но все механизмы, оборудование производились в Германии. Председатель комитета великий князь Александр Михайлович действовал так, словно отечественных заводов не существовало. Все самые выгодные заказы отдавались немецкому и рижскому заводам.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Первые контракты на строительство были подписаны уже в марте 1904 года. Комитет заказал строительство 18 угольных миноносцев с поршневыми паровыми машинами. Кроме того, были построены несколько подводных лодок.

Путиловский завод построил в рекордно сроки до 1 марта 1905 года два корабля («Москвитянин», «Доброволец») по проектной документации германской фирмы «Ф. Шихау».

После контрактов на счету комитета осталось 2 млн 190 тысяч рублей, которые решено было потратить на инновационный проект минного крейсера, способного развивать скорость до 36 узлов.

Предполагалось, что новый корабль будет наносить мощные торпедные удары по противнику в составе дивизиона из четырёх-пяти кораблей во время плавания с эскадрой. Также он может осуществлять постановку минных заграждений и действовать в одиночку в шхерах.

Была попытка заказа у английской фирмы «Торникрофт» турбинного эсминца, способного развивать скорость более 35 узлов. Однако министр торговли и промышленности Иван Павлович Шипов отказался санкционировать размещение подобного заказа за границей, хотя от технической помощи англичан все же не отказывались.

Летом 1908 года Особый комитет объявил международный конкурс на проектирование «миноносца 36-ти узловой скорости». Первые конкурсные проекты начали поступать на рассмотрение уже в октябре 1908 года, а итоги были подведены в январе 1909 года.

Все проекты иностранных заводов не соответствовали заявленным требованиям, а из российских проектов рассматривались только те, в которых использовались турбины Парсонса, потому что МТК считал эти турбины наиболее надёжными.

-2

После рассмотрения всех предоставленных документов, председатель конкурсной комиссии Густав Фёдорович Шлезингер объявил, что победителем становится Путиловский завод.

Итак, контракт на постройку крейсера был заключен 29 июля 1909 года с Путиловским заводом, при этом все части корабля, кроме главных механизмов, должны были изготавливаться в России, из материалов русского производства. Главные же механизмы изготавливались в Германии, заводом «Вулкан», имеющим большой опыт в создании турбинных судовых механизмов.

Получив заказ на постройку крейсера по собственному проекту, Путиловский завод приступил к разработке детальных чертежей. К участию в этой работе были привлечены наиболее опытные иностранные заводы: английский «Каммель -Лэрд», а затем германский «Вулкан».

Сборка первых шпангоутных рамок.
Сборка первых шпангоутных рамок.
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).
Строительство «Новика» на Путиловском заводе (сейчас «Северная верфь»).

Продолжение — в следующей статье.