Это похоже на произведения сэра Артура Конан Дойля: курьёзное дело королевской семьи, итальянского кондитера и один из самых драматичных моментов в истории Олимпийских игр. Загадка, которая наконец-то раскрыта благодаря отставному государственному служащему и королю Карлу III.
Как и многие классические детективные истории, она начинается с тела на полу. 116 назад, в среду, 22-летний итальянец Дорандо Пьетри лидировал в лондонском олимпийском марафоне 1908 года, но упал в нескольких метрах от финиша. Пять раз он падал. Пять раз ему помогали подняться. Под рёв почти 100 000 зрителей на стадионе Уайт-Сити он, пошатываясь, всё же преодолел финишную черту, заняв первое место.
Конан Дойл наблюдал за происходящим, как заворожённый. "Среди склонившихся фигур и цепких рук я разглядел изможденное, желтое лицо, остекленевшие, ничего не выражающие глаза, длинные черные волосы, рассыпавшиеся по плечам, - писал он. - Наверняка с ним уже покончено? Раздаётся стон, когда он снова падает, и радостный возглас, когда он, шатаясь, поднимается на ноги. Это ужасно и в то же время завораживающе".
Но все было безрезультатно. Пьетри был дисквалифицирован за получение "посторонней помощи", а победителем был объявлен американец Джонни Хейс. Однако подвиги Пьетри в одночасье сделали его знаменитостью: королева Александра подарила ему кубок за доблесть, а Конан Дойл собрал для него 300 фунтов стерлингов (около 40 000 фунтов стерлингов в пересчёте на современные деньги).
Тот жаркий лондонский день стал не только драматическим, но и историческим: впервые олимпийский марафон был проведен на дистанции 26 миль и 385 ярдов (42 км 195 м), которая уже более века является официальной дистанцией соревнований. До того же времени она свободно колебалась в районе 25 миль.
Сто лет спустя произошёл шокирующий поворот. Бывший редактор Daily Telegraph Джон Брайант сообщил, что дистанция 1908 года была измерена заново с использованием "карт, современных фотографий и методов XXI века" и оказалась короче на 174 ярда (159 метров). Другими словами, знаменитое расстояние было основано на ошибке.
Кто измеритель? Не кто иной, как Джон Дисли, один из основателей современного Лондонского марафона. По словам Дисли, расхождение могло быть вызвано тем, что место старта в Виндзорском замке в последний момент было перенесено с Длинной аллеи к Восточной террасе. Когда Джо Нинор, государственный служащий в отставке, прочитал эту историю, он в шоке отпрянул. "Как марафонец я был опустошен, - сказал он. - Я подумал: "Мы бежим эту дистанцию, а она неверна"".
Так началась четырехлетняя одиссея, чтобы доказать, что Дисли ошибся. Предметом спора стали первые 700 ярдов (640 м) внутри Виндзорского замка. Проблема заключалась в том, что никто не знал, где находилась точка старта, а в официальном отчете было сказано: "Забег начинается от Виндзорского замка, рядом с Восточной террасой, в 700 ярдах от статуи королевы Виктории".
Это казалось неблагодарным занятием. Но Нинор был вознаграждён за бесчисленные часы, проведённые в газетных и фотографических архивах. Наградой стал панорамный снимок в газете Illustrated London News, на котором были изображены замок, бегуны на старте и кронпринц Швеции, отмечающий линию.
«Это единственная фотография, которая объединяет эти два элемента в одном изображении, - говорит Нинор. - И существует она только благодаря двум детям в самом низу - принцессе Мэри и будущему Георгу VI, деду нашего короля Карла. Фотографу явно хотелось чего-то большего, чем кучка бегунов, поэтому он сделал снимок с королевскими детьми».
Теперь, зная точку отсчёта, Нинор попросил Хью Джонса, который выиграл Лондонский марафон в 1989 году и зарабатывает на жизнь измерением марафонских дистанций, помочь ему. Но перед ним возникла еще одна проблема: Виндзорский замок является собственностью короны, поэтому двое мужчин не могли просто прийти туда с рулеткой.
И тогда он написал королю Карлу, прося разрешения. К его радости, монарх согласился. Представитель Виндзорского замка сказал: «Учитывая, что мы работали в частной зоне, король лично одобрил проведение замера и выразил свою заинтересованность в его результатах».
В дождливый день этого года Нинор наконец-то проверил свою теорию на практике. Ему помогли верный измерительный велосипед Джонса и управляющий замком, полковник Дункан Дьюар. Джонс начал с того, что отмерил расстояние от статуи королевы Виктории до калитки, сделал отметки мелом, чтобы определить каждый участок дистанции, а затем отметил расстояние. Первая часть: 285,5 ярда (261 м). Оставшаяся часть стены Восточной террасы: еще 86,5 ярдов (79 м).
Вскоре Джонс получил ответ: первые 700 ярдов марафона 1908 года были точно измерены. Нинор был прав.
Джонс и Нинор обменялись рукопожатием и сфотографировали этот момент на память. Но на этом дело, возможно, еще не закончилось, поскольку Виндзорский замок рассматривает возможность признания детективной работы Нинора. "Мы изучаем возможность обозначить место старта для будущих ссылок, - сказал представитель замка. - Но на данный момент ничего пока не решено".
Что бы ни случилось, Неанор может быть доволен тем, что доказал: Лондонский марафон 1908 года стал не только родоначальником современного марафона как зрелища, но и был забегом, который действительно длится 42195 мучительных метров.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».