Найти в Дзене
Новый проспект

«Будут перебои с импортом, рост цен и разгон инфляции». Эксперты о санкциях против Мосбиржи

Минфин США внес в санкционный список Мосбиржу, где проходят торги ценными бумагами и валютой. Евро и доллар там больше не торгуются. Центробанк уверяет, что это не отразится на расчетах в валюте. Но курсы евро и доллара уже поползли вверх, а у обменников выстроились толпы сограждан. Чем всё это обернется для бизнеса и россиян, разбирался «Новый проспект».

Александр Скоробогатов, профессор департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, автор ТГ-канала «Экономика и приложения»:— Смысл новых санкций в том, что они не позволяют Мосбирже и связанным с ней структурам проводить биржевую торговлю валютами недружественных стран. Речь идет не только об этих валютах, но и об активах, номинированных в них. Соответственно, пропадает возможность для населения вложить свои деньги в доллары и хранить сбережения в валюте недружественных стран, а также совершать сделки на бирже.Кроме того, санкции против Мосбиржи приведут к ограничению внешней торговли, в первую очередь с недружественными странами в их валюте. Речь не идет о том, что импорт из недружественных стран прекратится совсем. Но всё же мы увидим перебои с поставками товаров, которые сейчас получаем оттуда. При этом ограничения приведут к удорожанию импортируемых товаров и стимулированию инфляции в целом. Но в долгосрочной перспективе, уверен, бизнес адаптируется к новым условиям. Это всего лишь вопрос времени.
Наталия Пырьева, аналитик «Цифра брокер»:— Нельзя сказать, что новая порция санкций стала большой неожиданностью для России. В отношении Мосбиржи и других площадок введение ограничительных мер было вопросом времени. Такие риски были учтены и самой биржей, и властными структурами. Механизмы по переориентации внутренних процессов были заранее проработаны.Мы полагаем, что волатильность на рынках будет сохраняться в течение некоторого времени. Основной вопрос — как в дальнейшем будут осуществляться внешнеторговые платежи.Сложности с расчетами были и до введения новой порции санкций, поэтому последующие торговые отношения даже с дружественными странами будут усложняться. В связи с этим наибольшие риски с точки зрения рынка акций относятся к экспортно ориентированным компаниям. Бумаги компаний, которые ориентированы на внутренний рынок, могут просесть на фоне общего ухудшения настроений, но фундаментально их кейс не меняется.Риски введения санкций в отношении финансовой инфраструктуры обсуждались еще год назад. С определенной долей уверенности можно предположить, что регулятор прорабатывал разные сценарии, в том числе и тот, с которым мы в настоящее время сталкиваемся. А именно — официальный курс рубля к доллару США будет рассчитываться ЦБ не по данным Мосбиржи, а по внебиржевым сделкам.Физлица могут и дальше осуществлять операции с евро и долларами США через российские банки. Эти операции и до новой порции санкций имели определенные ограничения, поэтому глобально обстановка не меняется. Таким образом, в контексте потенциального всплеска волатильности рекомендуем инвесторам воздержаться от поспешных решений и необдуманных действий.
Антон Любич, экономист, юрист, автор книги «Деньги»:— В 2024 году, мне кажется, несколько странно ожидать резких изменений в экономике страны в связи с введением санкций против Московской биржи. Я полагаю, что большинство финансовых институтов и инвесторов закладывало в свои бизнес-модели ожидание того, что рано или поздно такие санкции будут введены. Поэтому, если честно, я не ожидаю от этого события каких-либо последствий более серьезных, чем несколько дней колебаний индексов, вызванных тем, что розничные инвесторы, то есть простые граждане, поддадутся панике и продадут те акции, которые на самом деле продавать не стоило бы.Что касается иностранных инвесторов, то раз они с 2022 по 2024 год не уходили с российского рынка и по-прежнему владеют бумагами, они найдут способ, как эти акции сохранить в новых условиях. Поэтому, повторюсь, единственными пострадавшими и потерпевшими будут только те граждане, которые поддадутся панике.
Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума:— В СССР не было биржи, но был Центральный банк, и все валютные операции проходили под государственным контролем и регулированием. К этому и возвращаемся. Напрямую на здравоохранении остановка биржевых валютных торгов не скажется. Это скорее затронет отрасли, в которых сильна экспортная составляющая. Клиник, чьи ценные бумаги обращались бы на глобальном рынке, единицы. Импорт также не прекратится: кому надо, будут менять рубли на доллары или евро по курсу ЦБ и закупать и ввозить необходимое по уже сформировавшимся за 2 года альтернативным каналам поставок.
Сергей Вотинцев, заместитель руководителя финансово-кредитного департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод»:— Российская промышленность уже давно была к этому готова, и сейчас шока нет. Из-за ранее введенных санкций, в том числе и против финансового сектора, у отечественных машиностроительных предприятий уже нет сколько-то серьезного объема прямых внешних контрактов, заключенных в долларах или евро. Что касается импортной составляющей, здесь тоже ничего страшного не вижу. За последние годы наши компании нашли альтернативные способы поставок и взаиморасчетов с иностранными поставщиками, в том числе в валютах дружественных стран, таких как юань.
Виталий Липский, генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций:— Под санкции сейчас попали не только биржа, клиринговые центры и расчеты в долларах и евро, но и банки, которые работают с Китаем и имеют там представительства. Они осуществляли расчеты между Китаем и Россией, и высока угроза, что отныне китайцы будут еще более аккуратно работать с нами, из-за чего снизится торговый оборот.Непосредственно на лесопромышленном комплексе эта история если и отразится, то в краткосрочном периоде. В среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможность рассчитаться в долларах или евро никого не будет беспокоить, так как к этому времени уже выстроится система взаиморасчетов через Китай.Основные проблемы, которые могут испытать отечественные лесопромышленники в краткосрочной перспективе, связаны с необходимостью перестройки финансовой логистики при работе с рынками арабских стран и Турции, так как через Турцию некоторая часть нашей лесопродукции прямо или косвенно попадает в Европу. Все платежи уйдут в юань, и это приведет к определенным потерям из-за необходимости дополнительной конвертации валюты либо в турецкую лиру, либо в юань. Могут возникнуть сложности на рынке Египта, так как там все-таки привыкли работать именно с долларом или евро. Всё это, безусловно, разрешится через банки других стран, например Турции, ОАЭ или Саудовской Аравии, которые могут проводить платежи с переводом в другие валюты. Деньги от экспортных операций будут поступать в Россию, но это будет уже выручка не в долларах или евро. Но, с другой стороны, эти потоки и так сократились в последние годы.
Руководитель молочного завода:— Торги ценными бумагами-то не отменяются. Но мы в недоумении от курса. Насколько вырастет волатильность? Причем я не уверен, что в конечном итоге доллар и евро заметно подорожают. Но можно ожидать, что цены на валюту будут формироваться менее прозрачно. На ситуацию стоит смотреть шире: санкции ужесточаются, поэтому будет всё труднее привозить запчасти, закваски, ветпрепараты, семена. Всё это будет дорожать и дальше, поскольку инфляция издержек высока.
Мария Ушакова, к.э.н., генеральный директор компании «Арт Тревел», туроператора с 2003 года:— Конечно, увеличится покупка наличности. Так обычно и бывает на волне паники, но потом она останавливается. А туроператоры всегда всё оплачивают по безналичному расчету и валюту покупают по безналу. Сегодня, например, покупали по безналичному курсу, который в разы ниже, чем в обменниках.
Лариса Холмова, соучредитель компании «Бон Тур»:— Есть страны, с которыми мы работаем в национальных валютах. Это, допустим, Китай, куда мы уже давно продаем туры в юанях, или Индия. Но есть страны, которые так пока не работают. К примеру, тур в европейские или в арабские страны я не могу проплатить напрямую, поэтому должна пользоваться услугами банков: они создают прокладку, переводя рубли в национальную валюту тех стран и наоборот. И сейчас мы ждем предложения банков. Но, думаю, услуги банков будут дороже. Если раньше в зависимости от банка они обходились в 5–7%, то теперь стоимость таких услуг, наверное, увеличится еще где-то на 5%. И соответственно подорожают путевки. Но сегодня ведь пока первый день, мы все ждем, что будет.
Виктория Шамликашвили, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo 5*:— Мне кажется, что сейчас будет гораздо больше паники, чем реального изменения, потому что, как мы знаем, серый рынок существовал всегда и будет существовать, и курс внебиржевой тоже существовал всегда и будет существовать. Приведет это только к одному — к тому, что курс будет повышаться, но не думаю, что прямо-таки значимо.Будет увеличиваться спред между покупкой и продажей. Банки будут больше зарабатывать. И, собственно говоря, не более того.Что касается конкретно отрасли гостеприимства, то, мне кажется, тех, кто ориентируется в ценообразовании на валюту, у нас уже почти не осталось — это первое. А второе — это то, что будет отсроченный эффект: будут расти цены на комплектующие, на продукты и на всё остальное. Но этот процесс и так идет и будет продолжаться в любом случае. Немножечко сложнее, немножко дольше будут осуществляться переводы. Еще сложнее будут осуществляться закупки. А что, кто-то ожидал чего-то другого?Я знаю точно, чего сейчас не надо делать: не надо впадать в панику и в истерику. Сейчас точно не надо ничего ни скупать, ни продавать. А нужно делать лишь то, что необходимо. Нужна валюта? Покупаем. Нужно продать валюту? Продаем. Но никаким образом не нервничаем и не паникуем.
Елена Рейзентул, управляющий партнер MYS Boutique Hotel 5*, Москва:— Ситуация для всех новая и для большинства непонятная. Можно предполагать, что первое время будет паника, которой, как обычно в таких случаях, воспользуются спекулянты. Главное — получать информацию из проверенных источников и не поддаваться слухам. Если вам не нужно завтра ехать заграницу, не стоит бежать покупать валюту или, если говорить про отельную отрасль, закупать аменитис (комплименты для гостя, англ. — Прим. «НП») на год вперед по завышенным ценам.Я думаю, что данные санкции в первую очередь затронут крупные компании, которые занимаются импортом и экспортом товаров и услуг. Отели как отрасль, скорее всего, пострадают меньше, но пострадают, так как многие товары, которые мы используем для работы, имеют иностранные корни: комплектующие, фурнитура, ткани и упаковка.Но именно потому, что это будет серьезным вопросом (я намеренно не говорю «проблемой») для крупных организаций, на мой взгляд, ответ будет решаться на государственном уровне. И то, что была своевременно разработана система платежных карт «Мир», то, как работает Центробанк с ключевой ставкой, говорит о том, что государство найдет правильное решение этого вопроса. Нам нужно просто подождать.При этом, как всегда в любой сложной ситуации, мы должны четко понимать нужды бизнеса. Например, мы сегодня утром провели инвентаризацию и определили те расходные материалы, запас которых нужно сделать, чтобы иметь подушку безопасности на ближайший месяц. За это время, я надеюсь, будет понятно, в каких условиях мы живем дальше.Сейчас самое главное, чтобы у тебя была подушка, которая даст возможность не потерять в качестве сервиса и в качестве обслуживания гостей. А всё остальное будем смотреть по ситуации.
Артур Мурадян, генеральный директор компании Space Travel (из телеграм-канала):— Для туризма это возможность ускорить переход на оплату в национальных валютах дружественных стран. Конечно, многие туроператоры уже давно проводят платежи через третьи страны в национальных валютах. Этот механизм отработан, но добавляет к расчетам еще один этап конвертации, и его стоимость так или иначе отражается в конечной цене туров.Также есть риски возникновения ажиотажного спроса на наличность, поскольку большинство туристов едет за рубеж с бумажными долларами. Но, на мой взгляд, сейчас точно не стоит спешить скупать валюту на волне паники без реальной необходимости.Так или иначе, в долгосрочной перспективе всем нам предстоит проработать условия работы с партнерами и возможность расчета в национальных валютах. Это логичный вариант для ОАЭ и других стран Ближнего Востока, чьи национальные валюты жестко привязаны к доллару, и Китая с очень ровным курсом юаня. Всё это значительно упростит расчеты.Для других стран, например Турции и Египта, этот вариант малореализуем в силу слабости их нацвалют. Там доминирующей валютой расчетов останутся евро и доллар.Словом, туризму в очередной раз придется адаптироваться и решать вопросы с расчетами по внешним сделкам. Не первый раз и, думается, не последний, так как просвет в санкционном давлении пока не просматривается.