Найти в Дзене
Gnomiishe

Т-54/55

Оглавление

Предыстория и причины создания.

После создания осенью 1943 года среднего танка Т-34-85, конструкторы понимали, что возможности «тридцатьчетверки» в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны полностью. Причина крылась в компоновке машины с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, занимавшего 48 % длины корпуса. Из-за этого башня была сильно смещена вперед, что с одной стороны, приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, а с другой, не позволило разместить люк механика-водителя на крыше корпуса. Первое обстоятельство лимитировало процесс усиления вооружения: как известно, несмотря на предпринятые попытки, разместить 100-мм пушку в Т-34-85 так и не удалось, ни в штатной башне, ни в башне с расширенным погоном.

Средний танк Т-44 создали в 1943—1944 г. КБ Уралвагонзавода под руководством конструктора Морозова и предназначался для замены танка Т-34.

Танк Т-44 отличался от танков Т-34-85 значительными изменениями в габаритах, устройстве и компоновке. Благодаря поперечному расположению двигателя удалось сократить длину корпуса и снизить вес, что позволило улучшить бронезащиту. По сравнению с предыдущей моделью, боевое отделение было увеличено, а условия работы экипажа значительно улучшены.

Танк Т-44 был принят на вооружение в июле 1944 года и вплоть до конца Второй мировой войны на заводе № 38 в Харькове произведено - 190 танков. Правда, эти машины так и не получили возможности участвовать в боевых действиях. Производство Т-44 продолжалось до 1947 года, а общее число изготовленных машин достигло 1823. Но вскоре после войны, предпринималась попытка модернизировать танк путем установки 100-миллиметровой пушки Л-1 и стальных противокумулятивных экранов. Однако, получившаяся новая машина оказалась слишком тяжелой и не была принята на вооружение.

Кошмарная реальность настигла Т-44 в конце 1944 года, и стало ясно, что он не сможет выступать в роли ведущего танка на боевом поле. Появление новых немецких танков и самоходных артиллерийских установок с улучшенной броней стало весомой проблемой. Оснащенное 85-мм орудие ЗИС-С-53 было явно не в состоянии справиться с такими противниками. Что хуже, немецкая 88-мм пушка намного превосходила Т-44 в плане бронепробиваемости.

История создания и значительные модификации.

Опытные образцы и Т-54 (обр. 1947 года).

В ноябре 1944 года А.А. Морозов представил замысел создания нового танка наркому танковой промышленности В.А. Малышеву. В результате чего был составлен график работ. В декабре 1944 года было завершено проектирование, а в январе - феврале 1945 года был изготовлен опытный образец. Следуя ожиданиям, танк был представлен правительственным чиновникам в марте - апреле 1945 года, после чего прошел испытания на полигоне в Кубинке. Испытательная комиссия, проведя анализ результатов, рекомендовала его для принятия на вооружение Красной Армии, с указанием необходимости устранения выявленных недостатков. Благодаря этим усовершенствованиям, боевая машина была присвоена индекс Т-54.

Прототип танка Т-54 отличался от серийной «сорокчетверки» по нескольким характеристикам. Во-первых, у него была использована литая башня с диаметром погона в свету 1800 мм. Её бронирование составляло 180 мм в лобовой части и 150-90 мм по бокам, с переменным углом наклона до 20°. Крыша башни состояла из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, которые были сварены между собой.

Корпус Т-54 был аналогичен Корпусу Т-44, но с некоторыми изменениями. Верхний и нижний лобовые листы имели толщину 120 мм и были установлены под углами 60° и 45° от вертикали соответственно, в отличие от 90 мм у Т-44. Также, лобовой лист корпуса Т-54 не имел смотровой щели.

Вооружение Т-54 состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов СГ-43 ленточного заряжания. Один из пулеметов был спарен с пушкой, второй находился в курсовом отделении справа от механика-водителя. Пушка имела не скреплённый ствол-моноблок длиной 5608 мм. Скорострельность составляла до 7 выстрелов в минуту при стрельбе с места и до 4 выстрелов в минуту при движении. Масса подвижной части пушки без бронировки не превышала 1866 кг.

В Т-54 устанавливался двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель В-2-44 мощностью 520 л.с. Для облегчения пуска в холодных условиях, танк оборудовался пародинамическим ламповым подогревателем. Также, в воздухоочистителях применялся электроподогреватель воздуха. В топливную систему входило четыре бака общей емкостью 530 литров. Два передних бака емкостью 210 литров располагались в отделении управления справа от механика-водителя. Два других бака были размещены в моторно-трансмиссионном отделении параллельно двигателю.

По требованию Межведомственной правительственной комиссии была инициирована необходимость улучшения технических параметров танка, включая снижение его массы, модернизацию станции вооружения, ходовой части и систем управления. К концу сентября 1946 года было окончательно решено использовать 100-мм пушку Д-10Т в качестве основного вооружения танка. На крыше его башни был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Для точной стрельбы из спаренной установки использовался телескопический шарнирный прицел TШ-20. За год внесено 649 изменений в конструкцию. В феврале 1947 года четвертый прототип Т-54 прошел заводские испытания, а в марте — испытания на министерском уровне. Апреле-май 1947 года два основных серийных танка были подвергнуты ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. Положительные результаты также были получены при испытаниях броневого корпуса и башни танка на полигоне, которые проводились в октябре 1947 года. Конечно, по результатам этих испытаний было издано 1490 приказов о необходимости проведения доработок и изменений в деталях и узлах, поэтому первая серия из 20 танков Т-54 была выпущена только в конце года. В разных источниках эти машины получили разные обозначения, включая Т-54-1 (Т-54 1-й серии), Т-54 выпуска 1947 года и, наиболее часто встречаемое обозначение, Т-54 образца 1947 года.

Что же касается танков выпуска 1947–1948 годов, то на них, начиная с 1960 года, в ходе капитального ремонта устанавливались новые средства связи и приборы ночного видения. Впоследствии основная часть этих машин, еще находившихся на вооружении, подверглась переоборудованию в танковые тягачи БТС-4А.

-2

Т-54 (обр. 1949 года).

На Т-54 образца 1949 года была установлена модифицированная башня с узкими амбразурами для пушки, лишенная скосов спереди и по бокам. Кроме того, в башню была встроена командирская башенка, оснащенная прибором ТПК-1 и пятью смотровыми приборами. Зенитный пулемёт заменили на новую и усовершенствованную модель, а в отделении управления справа от механика-водителя установили один курсовой пулемет вместо двух, которые располагались по бортам на надгусеничных полках.

-3

Т-54 (обр. 1951 года)

В 1951 году была проведена вторая модернизация танка Т-54. Одной из главных изменений стала замена башни на литую полусферическую форму без обратных скосов и кормовой ниши. Улучшили уплотнение погона, что существенно повысило защиту от пыли цапф артсистемы. Было внесено несколько изменений в командирскую башенку, турели и маску пушки. Также на нижний лобовой лист корпуса были добавлены узлы крепления каткового минного трала. Важным обновлением стало замена оборудования для дымовых завес - две новые и более мощные БДШ-5 вместо двух шашек МДШ.

-4

Т-54А

-5

Стабилизатор наведения пушки Д-10Т в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт» был создан в 1951 году в ЦНИИ-173 под руководством И.В. Погожева. Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ. В стабилизаторе СТП-1 был заложен принцип, обеспечивавший постоянное слежение орудия и жестко связанного с ним прицела. Эта схема имела и недостаток — во время заряжания пушка блокировалась на заданных углах возвышения, и наводчик лишался возможности наблюдения за целью.

Т-54Б

Пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон» устанавливалась на Т-54Б. Благодаря двухплоскостному стабилизатору вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу возросла до 60%. Управление пушкой и башней стало возможным с помощью пульта управления, поэтому была осуществлена модернизация механизма поворота башни. Угловые скорости наведения составляли 0,07 — 4,5 град./с по вертикали и 0,07–15 град./с по горизонтали. Стабилизатор позволил снизить углы вертикальной наводки пушки на 0,5° и увеличить углы возвышения на 3,5°.

Для улучшения условий работы экипажа, особенно заряжающего, пол в боевом отделении был оснащен вращающейся платформой, установленной на шариковой опоре, и имел сдающее звено. Это потребовало изменить расположение боекомплекта, но количество снарядов осталось прежним.

Также были введены активные приборы ночного видения, включая инфракрасный ночной прицел для наводчика, ночной прибор для командира и механика-водителя.

Танк был оборудован ИК-прожекторами для обеспечения работы приборов ночного видения. Приборы механика-водителя и командира были сменными, устанавливались вместо дневных, в то время как прицел наводчика был установлен стационарно внутри башни, и головка находилась на крыше башни. Также был заменен дневной прибор наблюдения командира на прибор ТПКУБ.

Танк Т-54Б был первым в отечественном танкостроении, который был оснащен ОПВТ. В положении по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.

Базовый Т-54Б также использовался в качестве основы для командирской модификации Т-54БК, которая имела аналогичное дополнительное оборудование, как и Т-54AK.

-6

Т-55

В период 1952–1953 гг. в СССР проводились испытания ядерного оружия с целью изучения воздействия атомного взрыва на различные виды боевой техники, включая танки. Полученные данные показали, что танки полностью обеспечивали защиту экипажа от светового излучения и значительно ослабляли действие ударной волны и проникающей радиации. Однако ситуация не была столь проста. Например, при значительном удалении от эпицентра взрыва, башню танка Т-54, находящуюся в застопоренном состоянии, могло повернуть на 90°. В результате, стопор башни ломался, повреждая танк и делая его непригодным для боевых действий. В целом, испытания показали, что в радиусе 300 м от эпицентра взрыва мощностью от 2 до 15 килотонн, танки Т-54 становились неработоспособными, но на больших удалениях оставались исправными. Однако животные, находившиеся на местах экипажа, погибали от ударной волны на расстоянии до 700 м от эпицентра. В связи с этим возникла необходимость создания автоматической системы противоатомной защиты.

Во втором полугодии 1956 года проектирование системы ПАЗ было закончено. Для установки этой системы на танке Т-54Б было необходимо внести серьезные изменения в его конструкцию. Кроме того, в заделе танкового КБ на заводе № 183 имелись конструкторские проработки, существенно повышавшие боевые и технические характеристики танка. Было решено ввести все новшества одновременно и оформить эту работу не как модернизацию, а как создание нового танка. Новой разработке присвоили название «объект 155».

Этот танк, который получил обозначение Т-55, был включен в арсеналы вооруженных сил постановлением Совета министров СССР № 493–230 от 8 мая и приказом министра обороны № 34 от 24 мая 1958 года. Несмотря на то, что внешний вид и структура Т-55 почти не отличались от его предшественника, танка Т-54Б, некоторые изменения все же произошли. Так, боекомплект пушки был увеличен до 43 снарядов, а запас патронов для пулеметов СГМТ стал равен 3500. В качестве двигателя был установлен мощный агрегат В-55 с мощностью в 580 лошадиных сил, кроме того, были введены планетарные бортовые передачи. Танк Т-55 мог развивать максимальную скорость до 50 километров в час.

Кроме приобретений конструкция танка понесла и потери, в частности был изъят зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ. Он оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, а боевых вертолетов в конце 1950-х годов еще не было.

С прошествием времени с 1 июня 1958 года по 1963 год, продолжалось серийное производство и совершенствование танка Т-55. На базе этого танка была также разработана и серийно выпускалась командирская модификация - Т-55К. Дополнительно, некоторые из экземпляров были модифицированы для использования специализированных систем, включая катковый минный трал ПТ-55, колейно-ножевые тралы КМТ-4 или КМТ-5, а также бульдозерное оборудование БТУ-55 и плавсредства ПСТ-63.

-7

Т-55А

Средний танк Т-55А был последней серийно выпускавшейся модификацией в семействе Т-54/55. Он был оснащен усиленной противоатомной защитой и был разработан в конструкторском бюро ОКБ-174 под руководством А.А. Морова на заводе № 174 в 1961 году. Принят на вооружение по приказу министра обороны от 16 июля 1962 года, танк начал производство на заводах № 75 и № 174, которое продолжалось с 1962 по 1978 год. Однако в Харькове на заводе № 75 производство танка Т-55А закончилось в 1967 году, после начала выпуска танка Т-64. Всего для Советской Армии было изготовлено 4435 танков этой модификации.

Т-55А отличался наличием внутренней и внешней противорадиационной защиты корпуса и башни (подбоя). Подбой состоял из отдельных элементов противорадиационного покрытия, которые прочно прилегали к броневым деталям корпуса и башни и крепились специальными винтами

Танк также прошел некоторые изменения в ходе своего существования. Был удален курсовой пулемет, а боекомплект сократился на 750 патронов.

Введено новое сиденье для механика-водителя. С 1965 года танк начал оснащаться гусеницами с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1970 года на танк устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, а с 1975 года — лазерный дальномер КДТ-1.

На базе танка Т-55А выпускался командирский танк Т-55АК.

-8

Т-55М (Т-55АМ)

В начале 1980-х годов Омское конструкторское бюро танковой техники разработало программу модернизации Т-55 с целью приближения его характеристик к уровню основных танков Т-64А и Т-72. В результате этих усилий были созданы и в апреле 1983 года приняты на вооружение танки Т-55М и Т-55АМ.

Танк Т-55М (Т-55АМ) был оборудован многослойными экранами из комбинированной брони на корпусе и башне, а также бортовыми резинотканевыми экранами. Защита механика-водителя от мин была усилена благодаря дополнительному бронированию днища. На танке был установлен комплекс управляемого вооружения «Бастион» и система управления оружием (СУО) «Волна», которая включала лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и двухплоскостной стабилизатор «Циклон» М1. Некоторые машины были оснащены зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Был установлен двигатель В-55У мощностью 620 л.с., а также был увеличен динамический ход опорных катков. Теплозащитный чехол был установлен на ствол пушки. Радиостанция Р-123М была заменена на радиостанцию Р-173 и радиоприемник Р-173П. Система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода» были установлены на этих машинах. Боевая масса танка после модернизации составила 40,5 тонны. Вариант Т-55АМ оснащался двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

-9

Дальнейшие малые модификации (Т-55 «КАЗ Дрозд» и Т-55АМВ (МВ))

В 1983 году был принят на вооружение вариант Т-55Д (Т-55АД), который представлял собой модернизированную версию танка Т-55М с установленным комплексом активной защиты 1030М "Дрозд". Через два года была создана модификация Т-55МВ (Т-55АМВ) с комплексом навесной динамической защиты.

Комплекс активной защиты 1030М "Дрозд" состоял из двух блоков вооружения с по двум 107-мм выстрелами в каждом, а также двух радиолокационных станций миллиметрового диапазона и аппаратуры управления. Его главное предназначение — защита танка от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и противотанковых гранатометов (РПГ) путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории с помощью защитного снаряда. Взрывная часть этого снаряда создавала направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 квадратный метр на расстоянии 1,5 метра. Скорость осколков достигала 1600 метров в секунду, а масса каждого осколка составляла 3 грамма.

Танки Т-55МВ были оснащены комплексом навесной динамической защиты "Контакт-1" на башне и корпусе. Эта динамическая защита значительно повысила уровень защиты от кумулятивных снарядов, эквивалентный установке 400 миллиметровой дополнительной стальной брони. Танки также получили бортовые экраны и дополнительное бронирование днища. Некоторые танки дополнительно оснащались элементами комплекса динамической защиты, установленными на бортовых экранах.

Т-55АМВ (МВ)
Т-55АМВ (МВ)
Т-55 с "КАЗ Дрозд"
Т-55 с "КАЗ Дрозд"

Иностранное производство и модернизация.

Танки Т-55 были выпущены не только в Советском Союзе, но и по лицензии в Польше и Чехословакии. Эти страны, а также Ирак, Израиль, Египет, Финляндия, Словения, Аргентина и некоторые другие провели глубокую модернизацию этих мощных боевых машин. В процессе модернизации была значительно усилина огневая мощь, защищенность и маневренность танков. Также вариации танка были произведены в Китае и Румынии.

-12

Польша.

Польский танк Т-55АМ отличается уникальной системой управления огнем, названной "Мерида" ("Merida"), которая включает в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель, пассивный ночной прицел и датчик атмосферных параметров. Одной из особенностей польской модификации является интеграция дальномера в прицел наводчика, а также размещение Т-образного метеодатчика на передней части крыши башни.

Новой возможностью Т-55АМ стала система обнаружения и оповещения о лазерном облучении танка под названием WPL-1 "Bobrawa". Благодаря проведенному модернизационному процессу, боевые характеристики танка значительно улучшились. Тем не менее, увеличилась и его масса - на 4,4 тонны, а удельная мощность снизилась.

Помимо боевого танка, на базе Т-55А был разработан и выпускался серийный бронированный тягач WZT-2, произведено приблизительно 600 единиц. Также в небольших количествах производились мостоукладчики МТ-55 и BLG-67, основанные также на Т-55А.

Всего построено около 5000 машин всех модификаций.

Чехословакия.

В 1964 году Чехословакия получила разрешение на производство танков. Сначала находившийся в словацком городе Мартине завод ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) выпускал модель Т-55, а с 1967 по 1982 год – модель Т-55А. Всего было собрано 3820 единиц.

В 1980-х годах была запущена уникальная двухступенчатая программа модернизации, в рамках которой был разработан чешский Т-55АМ2.

Первым этапом программы было установление на танки системы управления огнем «Кладиво», разработанной в Чехословакии. Она включала в себя баллистический компьютер и лазерный дальномер, что значительно повысило точность стрельбы на расстояниях до 4000 метров. Также на заднюю часть башни были установлены датчики и индикаторы системы SDIO, предупреждающие экипаж о захвате танка противником с помощью лазерного прицела. Танкам, прошедшим данную модернизацию, был присвоен индекс Т-55АМ1.

На втором этапе модернизации чешские машины получили комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион» и были оснащены лазерной системой подсветки цели 1К13БОМ. Система управления огнем «Кладиво» была сохранена.

Дополнительное многослойное бронирование требовало увеличения мощности двигателя, поэтому был установлен более мощный двигатель В-55АМ2 с мощностью 620 лошадиных сил. Также была доработана топливная система, чтобы внешние дополнительные баки могли быть подключены к основным бакам. Ствол орудия был защищен теплозащитным кожухом. На правом борту башни были установлены дымовые гранатометы в количестве 8 штук.

После всех внесенных изменений танк был обозначен как Т-55АМ2, а с установленным комплексом управляемого вооружения «Бастион» — Т-55АМ2-Б.

Танки Т-55АМ2 находились на вооружении армий Чехословакии, Венгрии и ГДР. Кроме боевого танка, на основе модели Т-55А был разработан бронированный тягач VT-55A. Общее число произведенных машин составило 1820.

Китай.

В Китае, на основе моделей Т-54/55, были разработаны и серийно произведены модификации танков под названием "тип Т". Началось это с получения лицензии на производство модели Т-54А, после чего в городе Баотоу начали изготавливать танки, которые получили индекс "Тип 59". В середине 1980-х годов, используя компоненты и узлы из модели Т-55, были созданы и выпущены танки "Тип 69".

В конце 1980-х годов Китай совместно с США попытался модернизировать танк "Тип 59", и так появился американо-китайский танк "Ягуар" в 1989 году. Была проведена переработка верхней части корпуса, включая добавление дополнительной бронеплиты в лобовой части, использование брони для моторного отсека и надгусеничных топливных баков. Двигатель дизель 8V-92TA мощностью 750 л.с., как и автоматическая трансмиссия XTG-411, были практически без изменений взяты у "Стингрея". Также была внесена ряд усовершенствований в подвеску, включая использование улучшенных торсионных валов производства США и гусеницы с РМШ. Главным замыслом создателей было найти спрос на танк "Ягуар" в странах третьего мира, особенно среди тех, кто уже использовал на вооружении танки Т-54/55 и "Тип 59/69".

Танк Type 69-II, вооруженный более простой 100-мм нарезной пушкой «59-М», производился в основном на экспорт. Танк получил усовершенствованную СУО ISFCS-212 (Image-Stabilised Fire Control System), разработанную фирмой NORINCO: стабилизированный прицел наводчика TGS-A, прибор наблюдения и прицеливания командира, электронный баллистический вычислитель, система датчиков входной информации (скорость бокового ветра, температура воздуха, наклон оси цапф пушки), лазерный дальномер, двухплоскостной стабилизатор пушки и блок управления.

Румыния.

Румыния, будучи участницей Организации Варшавского договора, вопреки этому активно претворяла в жизнь свою собственную программу разработки танков

С 1975 по 1976 год румынские инженеры создали танк TR-580 на базе компонентов советского Т-55. Обозначение TR означало "танк румынский", а число 580 указывало на мощность двигателя. Массовое производство танка осуществлялось на заводе в городе Брашов в период с 1977 по 1986 годы. За это время было произведено около 1000 единиц всех модификаций.

Израиль

В результате "Шестидневной войны" в 1967 году израильская армия сумела захватить до 820 египетских танков и самоходных артиллерийских установок на Синайском полуострове, включая несколько сотен Т-54 и Т-55 (по разным отчетам - 291 Т-54 и 82 Т-55). Дополнительно было захвачено 15 Т-54 и 5 Т-55 на Голанских высотах. Приблизительно 200 трофейных танков оказались в полностью рабочем состоянии, многие из них имели только незначительные повреждения. Учитывая необходимость в дополнительных танках, израильские власти решили принять трофейные советские машины на вооружение. В июле 1967 года было выпущено первые 130 танков: 81 Т-54 и 49 Т-55. На начальной стадии производится ремонт, замена пулеметов и радиооборудования, а также некоторые незначительные изменения (запчасти частично производились на месте, а некоторые приобретались в Финляндии). В течение 1968-1969 годов в армию Армии обороны Израиля было принято 146 танков - 139 в 1968 году и 7 в 1969 году. В процессе дальнейшей модернизации и приведения танков к стандартам израильской армии было решено заменить оригинальное 100-мм орудие на 105-мм американских М68. Часть из них была переделана в разновидность тяжелых БМП.

Применение.

-13

Танки Т-54 активно применялись в Советской армии в различных операциях. В 1956 году они использовались при вводе войск в Венгрию, бок о бок со своим «дедушкам» - танкам Т-34/85. Пятьдесятчетверки из Венгерской народной армии были захвачены повстанцами и использовались против советских частей. Однако 2-я гвардейская механизированная дивизия потеряла 4 танка во время боев за Будапешт.

В 1968 году танки Т-54 и Т-55 вместе с другими советскими войсками участвовали в операции «Дунай» на территории Чехословакии. Главную роль в операции играли советские танковые соединения, включая 9-ю, 11-ю, 13-ю, 15-ю и 31-ю танковые дивизии. Было задействовано около 2 тыс. танков, преимущественно моделей Т-54 и Т-55, которые появились на улицах чешских и словацких городов.

В период с 1979 по 1989 год танки Т-55 различных модификаций использовались в Афганистане. Они составляли основу танковых подразделений "ограниченного контингента". Такие подразделения включали штатные танковые полки 24, 285 и 234 мотострелковых дивизий, а также танковые батальоны мотострелковых полков и бригад. Использование старых танков первого послевоенного поколения объяснялось несколькими факторами, в том числе приоритетом направления более современных танков в Дивизии Западной группы войск Советского Союза и наличием Т-55 и Т-62 на южной границе СССР. Моджахеды, ведущие войну против советской армии в Афганистане, не располагали танками и обладали ограниченным количеством противотанковых средств.

Таким образом, танки Т-54 и Т-55 использовались в военных операциях, в разных конфликтах они выполняли разнообразные функции, являясь как основными силовыми средствами, так и дальнобойными огневыми точками в составе сторожевых застав.

Достаточно широко применялись Т-55 в ходе вооруженного конфликта в Абхазии. Грузинская армия располагала большим количеством танков Т-55. Только от 10-й дивизии Закавказского военного округа в Ахалцихе грузинской армии было передано 108 танков Т-55М. Российская сторона передала боевую технику Грузии с условием, что она не будет использоваться во внутриполитических конфликтах, однако об этом забыли уже на следующий день. Абхазская сторона так же применяла Т-55, правда, в очень ограниченных количествах, спустя четыре месяца после начала вооруженного конфликта абхазские формирования располагали только 8 танками (вероятно, захваченных у грузин).

Арабские и Африканские войны выступают наиболее выдающимся этапом в боевой карьере Т-54/55. Они служат основным средством для танковых войск различных арабских государств на протяжении более 30 лет и активно принимают участие во всех вооруженных конфликтах региона. Что особенно интересно, это то, что эти танки часто одновременно участвуют сразу на двух противоборствующих сторонах:

Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане — использовались иракской армией.

Война на истощение (1967—1970) — применялись Египтом и Израилем.

Иордано-палестино-сирийский конфликт (1970—1971) — использовались сирийскими войсками. Успешно боролись с иорданскими «Центурионами».

Третья индо-пакистанская война (1971) — применялись индийскими войсками.

Арабо-израильская война (1973) — применялись в составе войск Египта и Сирии, а также трофейные Т-54 и Т-55 применялись израильской армией.

Война в Западной Сахаре (1975—1991) — использовались в операциях соединений фронта Полисарио.

Чадско-ливийский конфликт (1975—2002) — применялись ливийской армией, 183 танка было уничтожено и 113 захвачено Чадом.

Египетско-ливийская война (1977) — применялись ливийскими и египетскими войсками.

Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) — применялись обеими сторонами.

Угандийско-танзанийская война (1978—1979) — танзанийские Т-55 смогли нанести поражение угандийцам, поддерживаемым танками «Шерман».

Ирано-иракская война (1980—1988) — применялись иракской армией.

Гражданская война в Никарагуа (1981—1988) — эпизодически применялись Сандинистской армией против отрядов контрас.

Ливанская война (1982) — использовались сирийской армией и Организацией Освобождения Палестины[139].

Гражданская война в Судане (1983—2005) — применялись вооружёнными силами Южного и Северного Судана.

Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией.

Вторжение США и их союзников в Ирак (2003) — применялись иракской армией.