Найти тему
Мир глазами историка

Утопия от Ивана Ефремова, часть 2: "Час быка": теория инферно

Планета Торманс. Молодые люди шествуют в Храм нежной смерти. Фото со страницы группы "Иван Ефремов. Час быка. Концепт арт" в соцсети ВКонтакте
Планета Торманс. Молодые люди шествуют в Храм нежной смерти. Фото со страницы группы "Иван Ефремов. Час быка. Концепт арт" в соцсети ВКонтакте

В предыдущих публикациях была рассмотрена тема утопии, то есть того самого всепоглощающего совершенного в себе государства, которое может маскироваться под полное своё отсутствие, если речь идёт о некоторых левацких идеологиях XIX - XXI веков. В этой статье предметом обсуждения будет роман Ивана Антоновича Ефремова "Час быка" (1968). Как детальное описании утопии, то есть далёкого "светлого будущего" согласно предсказаниям падкого на алкоголь Карла Маркса, "Час быка" — это второе произведение писателя и учёного Ефремова И. А. после романа "Туманность Андромеды". Но если принять во внимание повесть "Сердце змеи" (1958) о путешествии в космической бесконечности звездолёта "Теллур" и встрече его с инопланетным кораблём, то роман "Час быка" будет уже третьей частью эпопеи, в которой действуют разные герои потому, что слишком большой промежуток времени она охватывает. Диалоги-лекции в повести "Сердце змеи" можно считать своеобразным философским мостиком между первым и последним романами трилогии. В этих диалогах заложены некоторые тезисы того, что в романе "Час быка" будет названо теорией инферно.

Коллаж автора из скриншотов иллюстраций книги "Час быка" издания 1970 года
Коллаж автора из скриншотов иллюстраций книги "Час быка" издания 1970 года

Что такое "теория инферно"? И каково её место в повествовании об истории Земли? В "Туманности Андромеды" в лекции Веды Конг для передачи по Великому кольцу была изложена схематично история человечества. Но это была локализованная история человечества в основном цивилизованного. Теория инферно, думается, понадобилась Ефремову И. А. для связи общественной эволюции с эволюцией природной. Другой ракурс той же пантеистической парадигмы марксизма с её переходом от материализма диалектического в исторический материализм. В какой-то степени материальным доказательством положений теории инфернальности по замыслу писателя Ефремова И. А. и служит предположительно населённая выходцами с Земли планета, которой земляне дали характерное наименование Торманс и к этой планете направился звездолёт нового типа "Тёмное пламя" с главными героями романа на борту.

Начальник экспедиции историк Фай Родис и начинающая социолог-лингвист Чеди Даан. Коллаж автора из фото со страницы "Иван Ефремов. Час быка. Концепт арт" в соцсети ВКонтакте
Начальник экспедиции историк Фай Родис и начинающая социолог-лингвист Чеди Даан. Коллаж автора из фото со страницы "Иван Ефремов. Час быка. Концепт арт" в соцсети ВКонтакте

Инферно (inferno) с итальянского переводится как ад. Ад в его непосредственном значении. Латинское прочтение термина может быть немного короче — infer. Хотя о действии сил инферно говорят многие персонажи романа из числа астронавтов-землян из экспедиции на планету Торманс, но развёрнутая характеристика теории инферно в повествовании дана устами одного из центральных персонажей главы экспедиции историка Фай Родис в её беседе с социологом-лингвистом экспедиции Чеди Даан:

— Теория инфернальности — так говорят издавна. На самом же деле это не теория, а свод статистических наблюдений на нашей Земле над стихийными законами жизни и особенно человеческого общества.

Здесь сказался Ефремов И. А. палеонтолог, для которого история человечества тесно сплетена с геологической и биологической историей Земли. Но в изложении Фай Родис дальше положения этой "теории" больше похожи на философские рассуждения, чем на итоги статистических исследований. Под инферно или инфернальностью в этой концепции понимается не просто зло или место средоточения зла, но присутствие этого зла как необходимого составляющего всего процесса развития. При этом это зло не целенаправленное, а при всей неизбежности неизбирательное. Эта мысль начала формулироваться ещё в повести "Сердце змеи":

— Сколько же борьбы, труда и смертей вынесло человечество, а до него триллионы поколений животных на слепом пути исторического развития из-за вот этих зародышей будущего! — с азартом возразил Тэй Эрон.

В "Часе быка" концепция получила и своё наименование, и развёрнутый вид.

— Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчетное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и безысходности. Жестокий отбор формировал и направлял эволюцию по пути совершенствования организма только в одном, главном, направлении — наибольшей свободы, независимости от внешней среды. Но это неизбежно требовало повышения остроты чувств — даже просто нервной деятельности — и вело за собой обязательное увеличение суммы страданий на жизненном пути.

Всё время от поколения к поколения, от вида к виду, от одной геологической эпохи к другой живые организмы, проходя эволюционные изменения, находились в инферно.

— Человек, как существо мыслящее, попал в двойное инферно — для тела и для души. Ему сначала казалось, что он спасется от всех жизненных невзгод бегством в природу. Так создавались сказки о первобытном рае. Когда стало яснее строение психики человека, ученые определили, что инферно для души — это первобытные инстинкты, плен, в котором человек держит сам себя, думая, что сохраняет индивидуальность.

Природная, а затем и социальная эволюция, действуя как инфернальная сила, в то же время сама направлена на освобождение мыслящего живого существа от внешних условий, то есть на выход из инферно. При этом историческое развитие, так называемое стихийное развитие общества, цивилизованного человечества шло (в прошлом времени, потому что для героев книги наступил коммунизм) по тому же принципу слепого отбора.

— Так путались и в природных, и в общественных противоречиях, пока Маркс не сформулировал простого и ясного положения о прыжке из царства необходимости в царство свободы единственно возможным путем — путем переустройства общества.

Получается, что марксизм, согласно вот такому сопоставлению его с научно-фантастической "теорией инферно", и есть методологический путь к выходу из инферно. Если наступит всепланетный олигархический политический режим, то "крышка инферно захлопнется". Но, есть ещё один тезис, обозначающий гегемонию инферно — человек, как и все живые существа, смертен. В "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова люди в среднем могли дожить до 170 - 180 лет. Даже для пропаганды близкого достижения бессмертия маловато, мягко говоря. В "Часе быка" события происходят ещё почти через 1000 лет. Получается, что и коммунистическое человечество живёт в инферно, несмотря на все дифирамбы Марксу. Но в защиту Маркса Иван Ефремов проводит тезис, что коммунистическое человечество, по крайней мере, на правильном пути к выходу из инферно.

— Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?

Вообще же, концепция инфернальности для романа "Час быка" является стержневой в отличие от историософской концепции, озвученной Ведой Конг в "Туманности Андромеды". Собственно говоря, именно эта так называемая теория инферно вместе с некими законами Великого кольца помогает оправдывать вмешательство в дела суверенной вообще-то планеты Торманс, чтобы ни много, ни мало, а изменить весь уклад жизни от экономических отношений до политического строя. Никого при этом не смущал факт вмешательства в жизнь суверенной планеты, руководствуясь законами сообщества, в которое эта планета не входит.

— Разве можно полностью отвергать вмешательство, — спросил Гриф Рифт, — если с детских лет — и во всей социальной жизни — общество ведет людей по пути дисциплины и самоусовершенствования? Без этого не будет человека. Шаг выше, к народу — совершенствование его социальной жизни, а затем и совокупности народов, целой страны или планеты. Что же такое ступени к социализму и коммунизму, как не вмешательство знания в организацию человеческих отношений?

Командир корабля Гриф Рифт выказал солидарность Фай Родис. Конфликт среди членов экипажа "Тёмного пламени" возник не столько из-за решения о вмешательстве, сколько из-за допущенного главой экспедиции Фай Родис тактического обмана. Правда, в пользу действий экипажа "Тёмное пламя" говорит вполне обоснованная гипотеза земного происхождения населения Торманса. Собственно говоря, земляне вообще очень мало в романе задаются вопросом о правовой стороне решения о вмешательстве или невмешательстве в дела Торманса, только исключительно о моральных аспектах. В чём утопизм общества Земли и антиутопизм общества Торманса с точки зрения автора романа — в одной из следующих публикаций.

Продолжение следует...

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.

Фэнтези
0