Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Конституционный суд России разрешил усыплять бродячих животных

Оглавление

Конституционный суд России поставил точку в споре между региональными властями и зоозащитниками. Высшая инстанция назвала условия признания эвтаназии животного объективно необходимой мерой.

В июле 2024 года зоозащитники потерпели сокрушительное поражение в споре о методах регулирования численности бродячих животных. Конституционный суд России опубликовал постановление № 38-П, согласно которому у региональных властей появилась возможность умерщвлять невостребованных питомцев. Общественность на позицию высшей инстанции отреагировать не успела.

Предпосылки спора

Около года назад парламентарии внесли поправки в закон № 498-ФЗ от 27.12.2018 года. Региональным властям предоставили право самостоятельно утверждать перечень мер по регулированию количества безнадзорных животных. Базовый список включает:

  • отлов;
  • лечение, ведение профилактических вакцин и сывороток;
  • операции по стерилизации;
  • передачу в специализированные приюты;
  • возврат в среду обитания.

Одним из первых регионов, дополнивших перечень, стала Бурятия. Местные власти посчитали допустимой эвтаназию животных. Закон позволял лишать питомца жизни не только в целях прекращения страданий, но и при отсутствии хозяина. Смерть ожидала бродячее животное, если таковое не обрело владельца в течение 1 месяца пребывания в приюте.

Зоозащитники инициировали оспаривание норм об эвтаназии. Рассматривая дело, Верховный суд Бурятии затребовал оценку конституционалистов. Возможность самостоятельного определения судьбы животных якобы противоречило основному закону страны и принципам организации публичной власти.

Мнение Конституционного суда России

Высшая инстанция нарушений не усмотрела. В определении № 38-П указано следующее:

  • регулирование вопросов обращения с безнадзорными животными отнесено к совместному ведению федеральных и региональных властей;
  • при реализации полномочий необходимо достигать баланса между защитой людей, положениями о добре, справедливости, гуманности, нравственности;
  • географические, социально-экономические, климатические и иные характеристики регионов могут исключать достижение поставленных законом целей базовыми методами;
  • само по себе положение об эвтаназии не противоречит общему запрету умерщвления животных в приютах;
  • отсутствие в федеральном законе упоминаний об экстраординарных методах связано с недопустимостью широкого их распространения;
  • эвтаназия здорового животного может являться вынужденной, но необходимой мерой обеспечения общественной безопасности;
  • умерщвление допускается как временное решение проблемы, если иные средства региональными властями исчерпаны;
  • эвтаназия не может рассматриваться в качестве инструмента оптимизации бюджетных расходов или решения проблемы перегруженности специализированных приемников.

Таким образом, региональные власти получили веский аргумент в борьбе с зоозащитниками. Правовая позиция позволяет вводить эвтаназию бродячих животных, ссылаясь на особенности территории, временный характер меры и исчерпание иных средств.