и вот че скажу: одного разговора про нее будет мало, потому что произведения по своей сути и атмосфере вышли ну слишком уж разными. В этом цикле забавная сказка соседствует с научно-фантастическим триллером и даже откровенной постапокалиптикой. Какие-то из них - откровенно слабые, какие-то, наоборот, реально крутые. И своими впечатлениями я хочу поделиться в цикле статей, в котором расскажу, как со временем менялся образ "гостьи из будущего" и окружающий ее мир. И я пойду с самого начала - авторского цикла "Девочка с земли", в которую входят повести "Девочка, с которой ничего не случится", "Ржавый фельдмаршал", "Путешествие Алисы" и "День рождения Алисы".
"Девочка, с которой ничего не случится" (1968). Это, по сути, сборник рассказов про дивное будущее, в котором живет девочка по имени Алиса. Мир этот мил и уютен: в нем нет никаких серьезных опасностей, нет конфликтов, а если с человеком случится беда, то ему обязательно помогут окружающие. А заскучать там не дадут различные чудеса техники и природы и интересные зверушки, которые также безвредны. Алиса здесь представлена как дошкольница, что отличается от остальных книг. Но все же мы видим первые проявления характера Алисы: она любознательна, решительна и смекалиста, и любит животных. Поэтому "Девочку, с которой ничего не случится" можно считать не только сборником коротеньких историй для детей, но и этаким прологом к "Алисиане", не выбивающимся из общей канвы.
"Ржавый фельдмаршал" (1968). В этой повести Алиса уже постарше, но ей пока всего 7-8 лет. А так она любознательная, решительная, смекалистая, обладает развитой эмпатией и любит животных. Особенно дельфинов. Окружающий мир, однако, начинает меняться: жизнь здесь все еще сравнительно безопасна, но начинают появляться настоящие угрозы. В "Ржавом фельдмаршале" это были брошенные боевые роботы, случайно включившиеся при перевозке. Причем до Алисы осознание того, что она влипла по-крупному, приходит не сразу, и только когда роботы на глазах Алисы уничтожают робо-статиста, приняв того за человека, это оказывается для нее шоком. Хороший такой показатель того, насколько утопично показанное в "Алисиане" будущее.
Кстати, здесь впервые задается характерная для ранней "Алисианы" смена тональности: мирно начинающееся приключение неожиданно становится опасным. И все же опасности еще не происходят регулярно, они случайны. Кроме того, они не могут разрушить этот мир. Правда, в "Ржавом фельдмаршале" помимо Алисы, еще нет запоминающихся характерных персонажей вроде Громозеки и Пашки Гераскина, отчего мир кажется немного пустоватым.
"Путешествие Алисы" (1973). Если кто-то произносит "Алиса Селезнева", он обычно имеет в виду в первую очередь либо "Сто лет тому вперед", про которое мы еще поговорим, либо "Путешествие Алисы", ошибочно называемое "Тайна третьей планеты" в честь мультика по мотивам. Здесь Алиса совершает свое первое путешествие в дальний космос, а мир обретает свои привычные очертания. Есть центр вселенной - Земля. Место, в котором приятно жить, трудиться и самореализовываться, и оно безопасно, не считая неприятных подарочков из прошлого. Но есть и другие планеты. Одни - цивилизованы и вполне гостеприимны к людям, другие - неосвоенные дикие уголки, в которых опасные животные - не единственная угроза героям: здесь могут обитать и окопавшиеся космические пираты. Правда, они слишком разрознены, чтобы постоянно грозить этому миру, но все же могут причинить неприятности, вплоть до локального апокалипсиса - вспомним Крысиных червячков с их взрывным размножением или же испорченную смазку, от которой парализовало роботов с Шелезяки. И, кстати, о локальных катастрофах планетарного масштаба - на кое-каких планетах они могут случаться и сами собой: то роботы переработают всю биосферу в себе подобных (отменное топливо ночного кошмара, если подумать), то шешинерцы изобретут волшебные пилюли, которые перемещают их в прошлое, но им так это понравилось, что они забили на дела настоящего. Правда, основные персонажи во всю эту апокалиптику плотно не вовлечены: катастрофы либо произошли слишком давно (успешно или нет), либо легко решаются извне (как с роботами), либо герои не могут ничего с этим поделать, да и необходимости в этом нет (как с шешинерцами).
Еще здесь впервые появляются персонажи с выраженными, яркими характерами, такие, как Филидор Зеленый и инопланетянин-археолог Громозека. Про первого мы и так все знаем: механик, рыж, бородат, пессимист. А вот с Громозекой дело поинтереснее. Внешне он - просто монстр: выглядит как помесь слона и осьминога. И незнакомые с ним люди его откровенно боятся. Но за необычной внешностью скрывается хоть эмоциональный, ранимый и чудаковатый, но все же добродушный приятель.
И говоря про ставший культовым мультик "Тайна третьей планеты" 1982 года, то немалую долю популярности "Путешествие Алисы" получило как раз от него. Сценаристом мультика был сам Кир Булычев, кстати. Он хорошо адаптировал оригинал под другой художественный язык кино, убрав слабые и сюжетно незначимые сцены, что придало сюжету больше динамичности. А еще он воспользовался наработками из своих более поздних произведений: тигрокрысом, например. И вышло так, что мультик оказался известнее книги. Настолько, что многие думают, что оригинал так и называется: "Тайна третьей планеты" (но на самом деле это лишь его новеллизация 1997 года. Оригинал, повторяю, называется "Путешествие Алисы"), и настолько, что вызвал трещину в каноничном образе птицы Говоруна.
Что в итоге: повесть была неплоха, но мультик оказался все-таки лучше.
"День рождения Алисы" (1974). В этой повести Алиса в компании археологов посещает руины вымершей цивилизации на планете Колеида. Описанный мир начинает расширяться: в нем впервые в игру вступают путешествия во времени, которые станут сюжетно важными в "Сто лет тому вперед". Да, они раньше были и в "Девочке, с которой ничего не случится", но это был все-таки мимолетный курьез. Здесь же машина времени встроена в сюжет по-настоящему. Из новых ярких персонажей тут инопланетный археолог с Брастака Рррр, выглядящий как одноглазый котенок. И его образ хорошо сочетается с образом Громозеки: мудрый, серьезный и ответственный милый зверек контрастирует на фоне чудаковатого и эмоционального огромного и дружелюбного чудища. А так больше сказать про повесть особо нечего: легкое приключение, которое оказывается даже не очень опасным на фоне "Путешествия Алисы". Детям будет интересно, но вот взрослые заскучают, потому как по ходу сюжета не создается никакой интриги.
А на сегодня все. В следующий раз расскажу про "Миллион приключений".