Через стороннюю организацию я устроился в один из «Ашанов» в Москве. Рабочий день длится 12 часов (если работаешь больше 5 часов, полагается 2 перерыва по 30 минут).
В первые дни для новичков организовывают стажировки — их проводят люди, которые уже давно работают в магазине. Мне повезло: коллектив достался хороший, объясняли всё понятным и доходчивым языком.
Перед началом смены каждый кассир получает денежные средства (размен) через машинку, которая сама считает и выдает нужную сумму. Ежедневно на главной кассе выдают 21 435 рублей — купюрами и монетами номиналом 500, 100, 50, 10, 5, 2, 1 рубль. После этого нужно подписать два заявления — о том, что кассир получил деньги, и о том, что он не будет продавать алкоголь несовершеннолетним.
«Каждый день в заявлении о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним меняется минимальная дата, которая должна быть в паспорте»
Сотрудники переодеваются и хранят вещи в специальных шкафчиках. У сотрудников «Ашана» и тех, кто устроился в магазин через другую организацию, раздевалки разные.
Обязательные слова
Практически каждую смену нас проверяют на то, как мы говорим с клиентами. С каждым покупателем нужно поздороваться, предложить ему пакет, озвучить сумму покупки, спросить скидочную карту (если ее нет — предложить оформить), поблагодарить за покупку и сказать какие-то приятные слова — пожелания хорошего дня или вечера. Еще нам нужно всегда улыбаться, выдавать рекламные листовки — иначе могут накладывать штрафы.
«Тест-тележка»
В некоторых магазинах «Ашан» есть так называемая «тест-тележка» — ее суть в том, что работники супермаркета проверяют кассиров на 5–6 видов обмана, которые могут осуществить клиенты. Например:
- пронос мимо кассы в руках (вынести какой-то товар, не выложив его на ленту и не оплатив);
- пронос на себе (предметы одежды, аксессуары);
- провоз в тележке (мелкие товары или шампуры — их сложнее всего увидеть в тележке, они с ней одного цвета);
- неправильное взвешивание товаров (взвесили какой-либо товар на 300 г, а потом доложили еще 200 г сверху);
- разносорт (дорогие и дешевые конфеты вместе и пробиты по штрихкоду дешевых);
- переклейка штрихкодов на разных товарах на более дешевые;
- вкладывание одного товара в другой (в упаковку от одного товара прячут другой).
Когда ты работаешь на кассе, важно заметить эту «тест-тележку», обнаружить товары, которые хотят «украсть».
«Если находишь все эти товары — ты молодец, а если систематически не проходишь эту проверку, то тебя могут уволить и даже запретить работу в "Ашане"»
Что раздражает?
Очень бесит бестактность и невоспитанность людей. Неприятно, когда ты с ними здороваешься, а они в ответ — ноль реакции, будто я не человек. Или, например, когда клиенты стоят в наушниках и не слушают тебя, а ты хочешь узнать или сказать что-то про определенный товар.
Раздражают еще клиенты, которые все свои товары раскладывают в фасовочные пакеты. Пробивая эти покупки, я трачу время, чтобы достать каждый товар и положить его обратно.
Стоит сказать, что работа на кассе — на любителя. Она подойдет только тем, кто может сидеть на одном месте и практически без движения выполнять одну и ту же работу. Важно быть очень внимательным, потому что, работая кассиром, ты бесплатно работаешь и охранником: нужно следить, чтобы ничего не пронесли мимо кассы.