Жизнь Александры Захаровой, дочери легендарного режиссёра театра «Ленком» Марка Захарова, могла бы показаться со стороны настоящей сказкой…но в той лишь части, где «чем дальше, тем страшнее».
Рождение в знаменитой театральной семье, избранный круг общения не избавили ее от проблем и своей доли падений. Характер Саше Захаровой достался боевой и своевольный, а склад довольно романтический, но в жизни слишком много сил и огня ушло на борьбу за право БЫТЬ! И ежечасно доказывать это право всем.
С детства Александра решила «хочу быть артисткой и именно в театре отца». И вот она на прослушивании в Щукинское училище! Александра показала себя блестяще и дерзко - вместе с матерью (актриса Нина Лапшинова) она готовила монолог из Достоевского, а затем перешла к сатирической басне…и тут в комиссии разгорелся спор о том, стоит ли вообще принимать дочь режиссёра в училище. Заступником оказался Юрий Катин-Ярцев, набиравший себе курс, а решающее слово сказал Владимир Этуш - ректор учебного заведения, заявивший: «Наших детей надо брать».
Дочь Марка Захарова окончила Щукинское училище и получила приглашение сразу в пять ведущих театров. Однако сама она ждала единственного приглашения - в «ЛЕНКОМ». Возможно, рокового решения в своей Судьбе! Марку Анатольевичу пришлось провести тайное голосование, прежде чем принять дочь на работу. Захаров боялся кривотолков и разговоров о «кумовстве» и не хотел её брать в труппу, боясь, что его будут за это упрекать. Впрочем, избежать обвинений в несправедливом продвижении дочери ему всё же не удалось.
В театре за Александрой Захаровой закрепилось второе имя, которым ее называли коллеги — «Принцесса Ленкома». При этом «Принцесса» 10 лет играла крошечные роли в массовках - таким было решение самого Марка Захарова. Слишком долгое испытание таланта и терпения юной актрисы…но, как режиссер Захаров ждал от дочери безупречного мастерства, прежде чем давать ей главные роли в своих постановках.
«Я дочь Марка Захарова и думаю, что мне повезло. Ведь каждая актриса мечтает о том, чтобы попасть к режиссеру, а я родилась у режиссера. И оказалась, наверное, все-таки способной, неплохой актрисой в результате. Он вырастил меня», — говорила в интервью актриса.
Но свою первую ведущую роль Александра сыграла в спектакле Глеба Панфилова «Гамлет».
А вот снимать в кино наследницу Марк Анатольевич начал сразу: дебют состоялся в 1982-м году в картине «Дом, который построил Свифт». Затем актрисе досталась забавная роль Фимки в «Формуле любви» и Эльзы в «Убить дракона». Затем последовали заметные работы с другими режиссерами: «Графиня», «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, «Тонкая штучка». Триллер «Криминальный талант» оказался одним из звездных фильмов актрисы, где ей удалось в драматическом контексте проявить свою харизму и сыграть в одном из запоминающихся дуэтов с Алексеем Жарковым. Она дразнит, дерзит, читает «Буревесника»… Мне нравятся все роли в фильмах, где она играла: смелая с юмором. Нравится даже ее некрасивость, за которую ее часто упрекают, а это то что делает ее реальной и живой, особенно она нравится в фильме "Заложница" режиссера Ашкенази.
В 2001-м Захарова удостоилась звания народной артистки России, основной для Захаровой все годы оставалась служба в театре, на подмостках которого она прожила почти 40 лет. На сцене «Ленкома» она была как дома, была очень близка с отцом и долгие годы находилась под его защитой. «Саша — дочь своего папы, его тень», — однажды заметил актер Алексей Веселкин. Но своим талантом и пониманием сцены она доказала, что может быть самостоятельной личностью, а не только дочерью Марка Захарова и «принцессой Театра». Я видела лично ее в спектаклях «Шут Балакирев», «Королевские игры», «Чайка», помню ее в телеспектакле «Поминальная молитва» - она играла вместе с очень известными и прославленными актерами и не уступала ни одному из них.
Пять лет назад в 2019 году Марка Анатольевича не стало, а его дочь осталась один на один с театральной реальностью сегодняшнего дня.
Сказочное время было и прошло, прежней жизни не стало, рухнула стена, за которой всю свою жизнь провела «принцесса «Ленкома».
Александра Марковна вдруг превратилась в человека, которому приходится доказывать в судах, что она по праву считается достойной продолжательницей ремесла своего отца и имеет право быть его наследницей авторских прав на спектакли отца.
После смерти режиссера между его дочерью и руководством театра произошел конфликт. На протяжении нескольких лет эту тему неоднократно поднимали в прессе. Появились слухи, что актрисе сократили репертуар, а затем и вовсе уволили.
В интервью Стас Садальский говорил в тот момент: «Вся Москва об этом говорит. Я Саше сказал — не расстраивайся. Так будет не всегда. Раньше у Саши все было в порядке. И тогда ей надо было понимать: так будет не всегда… А сейчас у нее другая жизнь. И так тоже будет не всегда». На высказывание артиста пресс-службе театра «Ленкома» заявляла, что Станислав Юрьевич выдает «желаемое за действительное», отметив, что Захарова продолжает не только играть в постановках, но и получать приличную зарплату — 158 тысяч рублей в месяц. Также ей полагается пенсия в размере 30 тысяч рублей, как народной артистке. А на Садальского театр за распространение ложной информации намерен был подать в суд.
17 июня Александре Марковне исполнилось 62, и в этом возрасте рановато говорить о «возрасте» для актрисы. Актрисы «за 70» не редкость на сцене, вспомним, Инну Чурикову которая в свои 79 лет играла на сцене до последних дней. Почему же недоброжелатели до сих пор негодуют, а руководитель театра позволяет себе откровенную грубость в адрес Захаровой?
Причина всех бед Захаровой оказалась на поверхности – деньги и борьба за власть в Театре.
Напомню, что уже прошли суды по иску Александры к театру об авторских правах на спектакли отца, которые она унаследовала: «Поминальная молитва», «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Королевские игры» и «Шут Балакирев». Актрису возмутило, что «Ленком» восстановил постановки без ее согласия, а исключительные права на творчество Марка Анатольевича передал продюсеру Валерию Янкловичу.
В итоге Александра проиграла три судебных заседания.
Ее интересы представал журналист Александр Караулов. В качестве доказательств неправоты театра он преподнес судье «нотариально заверенное интервью» с первым мэром Москвы Гавриилом Поповым. Караулов назвал «мерзостью» театр, который судится с дочерью легендарного режиссера. «Театр украл у нее 200 миллионов рублей», — подчеркнул он.
Со своей стороны, директор театра Варшавер пояснял, что Александра требует то, что Марк Анатольевич неоднократно получал, но удовлетворить ее требования не могут.
«Через полгода после того, как не стало отца, пришло время решать вопросы наследства. Хотя вопросов как таковых в общем-то нет. Я единственная дочь. Помню, как пришла в кабинет директора, где сидели Варшавер с Янкловичем, что-то спросила о спектаклях, и Янклович сказал, что спектакли Захарова принадлежат ему - продюсеру Янкловичу. Я тихо спросила, можно ли мне посмотреть договоры. Их мне, конечно, никто не показал, мол «потом-потом». И это «потом» тянется до сих пор.
Сначала они потребовали принести им справку, что я действительно единственная наследница отца, потом еще какие-то проволочки придумывали. Потом Варшавер как-то очень быстро стал обострять отношения. Начались какие-то заочные оскорбления. Возможно, ему хотелось, чтобы я оставила попытки увидеть наконец договоры. Хотя, казалось бы, если договор есть — покажите его, это же так просто! Но я уже понимала, что этих документов просто не существует», — сетовала Захарова.
Варшавер во всеуслышание заявил, что Александра сама настроила в театре всех против себя: «Она нахальная некрасивая дама. Ведет себя безобразно, недостойно. Приходит в театр и по-хамски разговаривает с людьми. Со многими не здоровается. А наши артисты ценят директора. В декабре (речь о 2021 годе) Александра Марковна получила большие деньги — тринадцатую зарплату. Это театр ей заплатил!», — заявил Варшавер.
По словам Марка Борисовича, актриса получает гонорары, у нее есть возможность играть на сцене. «Никто у нее не отнимал никакие роли. Захарова все лжет. Только как можно так лгать и врать. Ее все актеры терпеть не могут. Она уже не артистка, а дамочка. Считает, что, если у нас есть второй состав, значит, у нее воруют роли. Это она говорит при артистах. Она не стесняется. Думает, что является какой-то ценностью для театра. К сожалению, уже нет. Есть другие чудные и талантливые артисты, которые являются звездами «Ленкома», — добавил директор учреждения.
Возмущение Варшавера в СМИ достигло апогея: «Все, что я говорю, есть на самом деле, в отличие от слов Александры Марковны. Вы, наверное, слышали это безумие и безобразие про офшоры с миллиардами, про то, что Марк Анатольевич никогда не дружил со мной. Оказывается, я был человеком не его уровня. Вы представляете, что несет эта женщина… Либо на нее повлиял возраст, либо она тяжело болеет. Это колоссальное предательство. Причем со стороны человека, которого я считал почти своим родственником. Хотя Марк Анатольевич как был, так и остался для меня родным человеком. Он же не виноват в том, что дочь носит его фамилию. А ведь она этого не достойна. Это сегодня говорю я, который всегда вступался за Александру. Но когда она пошла по всем начальникам просить, чтобы меня сняли с работы, мне это не понравилось», — заявил Варшавер.
Признаюсь, от себя, одно дело суды за наследство, авторские права…но ЭТО поистине какая-то страшная сказка наяву…А ведь многие действительно считают Александру Захарову фурией, которая сама ввергла театр в междоусобную войну.