Весной 2014 года мы опубликовали материал о проекте Стратобус (StratoBus) [1]. Затея франко-итальянской компании Thales Alenia Space не выглядела заведомо провальной — в первую очередь потому, что предполагалось, что проект разработали специалисты высочайшего уровня. Thales Alenia Space — крупнейший в Европе производитель спутников.
Но «пятилетний план» выполнен не был и в 2019 году Стратобус не полетел.
Аппараты проекта StratoBus — нечто среднее между огромным беспилотником и спутником на геостационарной орбите. Аппарат, похожий на дирижабль, должен был самостоятельно подниматься на высоту около 20 километров и удерживать там нужное положение при помощи двух саморегулирующихся электрических моторов.
Согласно позабытым ныне пресс-релизам, StratoBus предназначался для того же, для чего нужны спутники и беспилотники: наблюдать, служить ретранслятором для различных систем связи, вести аэрофотосъёмку, способствовать более точной работе геолокационных служб и т.п.
Предполагалось, что размеры StratoBus будут достигать 70—100 метров в длину и 20—30 метров в диаметре поперечного сечения. В качестве обшивки хотели использовать прочный материал на основе углеродного волокна, устойчивый к ультрафиолетовому излучению. Ожидаемая полезная нагрузка такого аппарата — 200 кг.
Предполагаемое удобство стратобусов в том, что летать они могли бы выше линий движения самолётов и другого традиционного воздушного транспорта. Однако это ещё не космос, и для их подъёма не нужны дорогостоящие ракеты-носители. На заданную высоту стратобусы потенциально способны подниматься самостоятельно.
Электроэнергию летательные аппараты могли бы получать от высокоэффективных солнечных панелей, что позволило бы им выполнять рабочие миссии длительностью не менее года. Полный срок службы каждого стратобуса мог составить около пяти лет.
Первые стратобусы должны были подняться в небо не позже 2019 года. Компания вместо дирижабля запустила новый рекламный ролик, в котором сообщалось, что «проект находится на стадии проектирования» и первый тестовый запуск ожидается в 2022-2023 годах, а уже в 2025 начнётся коммерческая эксплуатация стратобусов. Но на середину лета 2024 проект, похоже, заморожен, и даже некоторые его презентационные ютуб-ролики удалены.
Подготовка материала — «XX2 ВЕК».
Вам также может быть интересно: