Найти тему
Просто об искусстве

Что изображено на картине П. П. Рубенса?

Известная работа П. П. Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа" основана на мифе о братьях-близнецах Диоскурах. Прежде чем углубиться в анализ этой картины, предлагаю освежить в памяти несколько ключевых моментов этого менее известного мифа...

Питер Пауль Рубенс, "Похищение дочерей Левкиппа2, 1617—1618. Старая пинакотека. Мюнхен.
Питер Пауль Рубенс, "Похищение дочерей Левкиппа2, 1617—1618. Старая пинакотека. Мюнхен.

Согласно одной из наиболее известных версий, братья Диоскуры родились благодаря Зевсу, который, восхищённый красотой Леды, принял облик лебедя и овладел ею. В ту же ночь к Леде пришёл и её законный муж, царь Тиндарей. В результате у Леды родились двое сыновей — Кастор и Полидевк, а также две дочери — Елена Прекрасная и Клитемнестра.

П. П. Рубенс, "Леда и лебедь" Ок. 1604. Музей изящных искусств, Хьюстон (вариант в Галерее старых мастеров, Дрезден).
П. П. Рубенс, "Леда и лебедь" Ок. 1604. Музей изящных искусств, Хьюстон (вариант в Галерее старых мастеров, Дрезден).

Кастор и Клитемнестра были детьми спартанского царя Тиндарея, а Полидевк и Елена — результатом союза Леды с Зевсом, который принял облик лебедя. Интересно, что Кастор был смертным, в то время как Полидевк обладал бессмертием. Леда, забеременев от Зевса, снесла яйцо, из которого появились её дети. В зрелом возрасте они носили характерные заострённые шапки-пилосы, напоминающие яичную скорлупу.

Чезаре да Сесто, "Леда и лебедь", 1505—1510. Дерево, масло. Уилтон-хаус, Уилтшир, Юго-Западная Англия
Чезаре да Сесто, "Леда и лебедь", 1505—1510. Дерево, масло. Уилтон-хаус, Уилтшир, Юго-Западная Англия

Близнецы Кастор и Полидевк, известные своими многочисленными подвигами, оставили значительный след в мифологии. Они участвовали в знаменитом походе аргонавтов и калидонской охоте, а также добились возвращения своей похищенной сестры, Елены Прекрасной, которую украл Тесей еще до начала троянской войны. Эти братья, неразлучные на протяжении всей жизни, были гордостью Спарты: Кастор прославился как искусный укротитель лошадей, а Полидевк — как выдающийся кулачный боец. Оба неоднократно становились победителями Олимпийских игр. Они вошли в историю не только благодаря своей братской привязанности, но и за свои неоднозначные поступки.

"Кастор и Поллукс освобождают Елену", Жан-Бруно Гасье, 1817.
"Кастор и Поллукс освобождают Елену", Жан-Бруно Гасье, 1817.

Похищение дочерей Левкиппа: В одном из своих смелых поступков Кастор и Полидевк, после ссоры с двоюродными братьями, решили похитить невест своих оппонентов — Гилаейру и Фебу, дочерей царя Левкиппа. У девушек была и третья сестра, которая, в свою очередь, успела родить сына от Аполлона, ставшего впоследствии Асклепием — богом медицины.

Братья Диоскуры.
Братья Диоскуры.

Разгорелся жестокий конфликт между братьями Диоскурами и героями из Мессении. Кастор был ранен стрелой противника и упал, к нему поспешил на помощь Полидевк. Наблюдая за битвой, Зевс решил вмешаться и поразил стрелами Идаса и Линкея. Когда Полидевк увидел, что Кастор погиб, он начал молить Зевса вернуть брата к жизни. Громовержец предложил выбор: либо оба братья будут жить вечно среди богов на Олимпе, либо проводить полгода в подземном царстве Аида и полгода на Олимпе. Полидевк не мог расстаться с братом и выбрал второй вариант.

Дж. Киприани, "Небесные близнецы".
Дж. Киприани, "Небесные близнецы".

Теперь обратим внимание на картину П. П. Рубенса

Питер Пауль Рубенс, "Похищение дочерей Левкиппа2, 1617—1618. Старая пинакотека. Мюнхен.
Питер Пауль Рубенс, "Похищение дочерей Левкиппа2, 1617—1618. Старая пинакотека. Мюнхен.

Рубенс прославился как мастер изображения человеческого тела и сложных многофигурных сцен. В картине "Похищение дочерей Левкиппа" он продемонстрировал свое мастерство в создании динамичных и сложных композиционных решений. Несмотря на кажущуюся напряженность сцены, художник виртуозно организует восемь фигур в круговом движении, создавая гармоничное и мощное визуальное впечатление. Композиция, хотя и выглядит напряженной, в действительности образует почти идеальный квадрат, что подчеркивает мастерство Рубенса в управлении пространством и динамикой.

-9

В картине Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа" движение образует динамическую спираль, начинаясь с Кастора, сидящего верхом на черном коне и поднимающего одну из похищенных девушек. Рука второй девушки, как бы отталкивающая ногу Полидевка, продолжает движение вверх, завершая круг и устремляясь к небесам. Взоры похищенных невест также следуют этому направлению, создавая ощущение стремительного подъема.

Кастор изображён в доспехах и верхом на черном коне, что символизирует его близкую к смерти судьбу. В контексте картины черный конь подчеркивает его быструю и трагическую гибель. Полидевк представлен с обнаженным торсом, его смуглая кожа контрастирует с белоснежной кожей дочерей Левкиппа, что акцентирует внимание на его физической мощи и отличии от похищенных.

-10

Два амура, которые присутствуют на картине Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа", играют значительную роль в создании общего настроения произведения. Эти помощники Эрота, бога любви, часто появляются в мифологических сценах, связанных с эротическими сюжетами. Их присутствие подчеркивает не только сексуальную природу похищения, но и добавляет элемент игривости и страсти.

Обнаженные девушки в картине, хотя и могут быть восприняты как жертвы насилия, символизируют не просто акт похищения, но и завуалированное изнасилование, что делает изображение более драматичным и сложным. Амуры, присутствующие на картине, усиливают ощущение эротического подтекста и подчеркивают тематику мифологической драмы.

-11
-12

Фрагмент:

Картина Рубенса продолжит вдохновлять художников будущих эпох. Через два века французский живописец Эжен Делакруа, путешествуя по Бельгии, Англии и Германии, станет глубоко впечатлён работами Рубенса. Особенно его привлечет динамика в образе Фебы, вырывающейся из рук Полидевка, и этот выразительный жест будет повторён в его картине "Смерть Сарданапала". Там одна из рабынь царя также стремится вырваться из захвата слуг, демонстрируя тот же отчаянный ужас и стремительный жест.

Э. Делакруа, "Смерти Сарданапала".
Э. Делакруа, "Смерти Сарданапала".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вам эта картина?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)