Известная работа П. П. Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа" основана на мифе о братьях-близнецах Диоскурах. Прежде чем углубиться в анализ этой картины, предлагаю освежить в памяти несколько ключевых моментов этого менее известного мифа...
Согласно одной из наиболее известных версий, братья Диоскуры родились благодаря Зевсу, который, восхищённый красотой Леды, принял облик лебедя и овладел ею. В ту же ночь к Леде пришёл и её законный муж, царь Тиндарей. В результате у Леды родились двое сыновей — Кастор и Полидевк, а также две дочери — Елена Прекрасная и Клитемнестра.
Кастор и Клитемнестра были детьми спартанского царя Тиндарея, а Полидевк и Елена — результатом союза Леды с Зевсом, который принял облик лебедя. Интересно, что Кастор был смертным, в то время как Полидевк обладал бессмертием. Леда, забеременев от Зевса, снесла яйцо, из которого появились её дети. В зрелом возрасте они носили характерные заострённые шапки-пилосы, напоминающие яичную скорлупу.
Близнецы Кастор и Полидевк, известные своими многочисленными подвигами, оставили значительный след в мифологии. Они участвовали в знаменитом походе аргонавтов и калидонской охоте, а также добились возвращения своей похищенной сестры, Елены Прекрасной, которую украл Тесей еще до начала троянской войны. Эти братья, неразлучные на протяжении всей жизни, были гордостью Спарты: Кастор прославился как искусный укротитель лошадей, а Полидевк — как выдающийся кулачный боец. Оба неоднократно становились победителями Олимпийских игр. Они вошли в историю не только благодаря своей братской привязанности, но и за свои неоднозначные поступки.
Похищение дочерей Левкиппа: В одном из своих смелых поступков Кастор и Полидевк, после ссоры с двоюродными братьями, решили похитить невест своих оппонентов — Гилаейру и Фебу, дочерей царя Левкиппа. У девушек была и третья сестра, которая, в свою очередь, успела родить сына от Аполлона, ставшего впоследствии Асклепием — богом медицины.
Разгорелся жестокий конфликт между братьями Диоскурами и героями из Мессении. Кастор был ранен стрелой противника и упал, к нему поспешил на помощь Полидевк. Наблюдая за битвой, Зевс решил вмешаться и поразил стрелами Идаса и Линкея. Когда Полидевк увидел, что Кастор погиб, он начал молить Зевса вернуть брата к жизни. Громовержец предложил выбор: либо оба братья будут жить вечно среди богов на Олимпе, либо проводить полгода в подземном царстве Аида и полгода на Олимпе. Полидевк не мог расстаться с братом и выбрал второй вариант.
Теперь обратим внимание на картину П. П. Рубенса
Рубенс прославился как мастер изображения человеческого тела и сложных многофигурных сцен. В картине "Похищение дочерей Левкиппа" он продемонстрировал свое мастерство в создании динамичных и сложных композиционных решений. Несмотря на кажущуюся напряженность сцены, художник виртуозно организует восемь фигур в круговом движении, создавая гармоничное и мощное визуальное впечатление. Композиция, хотя и выглядит напряженной, в действительности образует почти идеальный квадрат, что подчеркивает мастерство Рубенса в управлении пространством и динамикой.
В картине Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа" движение образует динамическую спираль, начинаясь с Кастора, сидящего верхом на черном коне и поднимающего одну из похищенных девушек. Рука второй девушки, как бы отталкивающая ногу Полидевка, продолжает движение вверх, завершая круг и устремляясь к небесам. Взоры похищенных невест также следуют этому направлению, создавая ощущение стремительного подъема.
Кастор изображён в доспехах и верхом на черном коне, что символизирует его близкую к смерти судьбу. В контексте картины черный конь подчеркивает его быструю и трагическую гибель. Полидевк представлен с обнаженным торсом, его смуглая кожа контрастирует с белоснежной кожей дочерей Левкиппа, что акцентирует внимание на его физической мощи и отличии от похищенных.
Два амура, которые присутствуют на картине Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа", играют значительную роль в создании общего настроения произведения. Эти помощники Эрота, бога любви, часто появляются в мифологических сценах, связанных с эротическими сюжетами. Их присутствие подчеркивает не только сексуальную природу похищения, но и добавляет элемент игривости и страсти.
Обнаженные девушки в картине, хотя и могут быть восприняты как жертвы насилия, символизируют не просто акт похищения, но и завуалированное изнасилование, что делает изображение более драматичным и сложным. Амуры, присутствующие на картине, усиливают ощущение эротического подтекста и подчеркивают тематику мифологической драмы.
Фрагмент:
Картина Рубенса продолжит вдохновлять художников будущих эпох. Через два века французский живописец Эжен Делакруа, путешествуя по Бельгии, Англии и Германии, станет глубоко впечатлён работами Рубенса. Особенно его привлечет динамика в образе Фебы, вырывающейся из рук Полидевка, и этот выразительный жест будет повторён в его картине "Смерть Сарданапала". Там одна из рабынь царя также стремится вырваться из захвата слуг, демонстрируя тот же отчаянный ужас и стремительный жест.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вам эта картина?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)