В этом году барселонская подземка отметит вековой юбилей. Метро в столице Каталонии запустили 30 декабря 1924 года. В этой статье расскажу о плюсах и минусах местного метрополитена. Исходить буду (как и всегда) из личного опыта. Ну а если вам есть что добавить — смело пишите в комментариях. Обсудим.
Минус № 1. На некоторых станциях душно
В Барселону мы приехали в июле. На улице было жарко. Казалось, что местная подземка может стать прекрасным укрытием от палящего солнца. В некоторых случаях это действительно работает, но вот на старых станциях впечатление складывалось такое, будто система вентиляции не работает вовсе. Особенно хорошо это ощущалось в часы пик, когда на платформах скапливалось много людей. Душно бывает и в поездах. Исключение составляют разве что новые составы. В них всегда работает кондиционер, ехать приятно. Впрочем, сами барселонцы, похоже, придумали, как бороться с жарой на станциях и в вагонах. Они просто носят с собой карманные вентиляторы. Посреди жаркого лета это настоящий must have.
Минус № 2. Навигация в метро неудобная
Понятно, что местные уже давно привыкли к своей подземке, а вот туристы в ней рискуют запутаться. Конечно, всюду есть таблички с названиями станций и линий, но они не всегда помогают, а иногда даже запутывают. Особенно если вам нужно сделать переход с одной ветки на другую. Периодически нам приходилось спрашивать дорогу у полицейских, которые дежурят в подземке. К счастью, каталонцы очень отзывчивые и всегда готовы помочь.
Минус № 3. Переход с ветки на ветку может занять много времени
Переходы между линиями зачастую устроены так, что ты не можешь сделать пересадку быстро. Иногда для этого нужно пройти всю платформу от начала до конца, чтобы потом попасть в длинный коридор, который в итоге и приведёт вас к нужной станции. Я, например, из-за своего ДЦП не могу ходить очень быстро, поэтому переходы между линиями занимали у меня много времени.
Минус № 4. Не все вагоны подстроены под высоту платформы
Опять же, исхожу из своих ДЦПшных потребностей. Порой мне было сложно заходить в поезд или наоборот выходить из него. Уровень пола в вагоне оказывался выше уровня платформы. Справедливости ради скажу, что в некоторых поездах (я так понимаю, более современных) автоматически откидывается дополнительная ступенька. Она очень мне помогала.
Ну а теперь переходим к плюсам. Они у барселонской подземки, конечно, тоже есть.
Плюс № 1. Барселонское решение: удобно и быстро
Барселонским решением называют систему, при которой на станции строят не две, а три платформы. Получается, что войти в вагон или выйти из него можно с любой стороны. Это сокращает время стоянки поезда и не создаёт столпотворения. Массовым барселонское решение стало в 1930-е годы, хотя сама по себе идея была воплощена ещё раньше в Нью-Йорке и Бостоне.
Плюс № 2. Поезда ходят без машинистов
Да, эра автоматизации уже настала. Правда, пока в барселонском метро только две полностью автоматизированных линии. На станциях установлены раздвижные двери. Они открываются только после полной остановки поезда. Конечно, сегодня уже мало кого удивишь беспилотными поездами. Подобная система есть во многих городах мира, но всё-таки не могу не засчитать этот плюс в копилку барселонской подземки.
Благодаря тому, что в поездах отсутствует кабина машиниста, пассажиры могут увидеть тоннель изнутри. Для этого достаточно встать рядом с обзорным окном в конце (или начале) вагона. Как это выглядит, мы показывали в нашем фильме.
Плюс № 3. Метро работает круглосуточно
Но не каждый день. 24 часа подземка открыта только по субботам, в пятницу метро закрывается в два часа ночи, а в остальные дни — уже в полночь. Тем не менее, я считаю, что это плюс. В субботу не придётся тратиться на такси, чтобы вернуться домой после затянувшейся вечеринки, например.
Плюс № 4. Навигация с помощью QR-кодов
Да, в минусах я уже писал, что навигация у барселонского метро местами хромает. Но не всё так безнадёжно. На станциях мы заметили разноцветные QR-коды, и сначала долго не могли понять, зачем они нужны.
Такие квадраты встречались нам и на полу, и на стенах, и даже у входа на станцию. Мы решили разобраться, что это такое. Выяснилось, что считывать яркие QR-коды нужно через мобильное приложение, которое называется NaviLens Go. При сканировании открывается страница с расписанием и прочей полезной информацией.
Однако в первую очередь приложение разработано для слабовидящих людей. Разноцветные квадраты считываются камерой гораздо быстрее, чем обычные QR-коды, а дальше смартфон даёт подсказку: где вы сейчас находитесь, как проехать до нужной станции, где расположен лифт и так далее. Подсказки выдаются на экран крупным текстом или озвучиваются. Такую систему навигации постепенно вводят не только в общественном транспорте, но и в других местах вроде музеев и учебных заведений.
А ещё NaviLens поможет узнать состав продукта, который обычно написан на упаковке ну очень мелким шрифтом. Голосовой помощник всё прочитает за вас или продублирует текст крупными буквами на экране смартфона.
Система работает не только в Барселоне, но и в других городах. Разноцветные QR-коды мы встречали и у себя в Амстердаме. Если окажетесь на Центральном вокзале, точно их увидите.
Понравилась статья? Будем рады вашим лайкам и комментариям. Кстати, мы есть не только на Дзене, но и на YouTube.