Найти тему

Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа».🔥

Постановка - Петр Фоменко

Режиссер- ассистент - Евгений Калинцев

Авторы инсценировки - Петр Фоменко, Эверетт Кристофер Диксон, Галина Покровская

«Почему все именно так, а не иначе?»

Лев Рубинштейн.

Спектаклю уже 23 года, а он живой.

Это невероятно!

Причина такой живучести, конечно, в актерах, выпестованных Петром Наумовичем Фоменко, и в глубоком прочтении романа. В спектакле представлены только первые главы эпического полотна. Это сцена в салоне Шерер, разговор Пьера и Андрея, кутеж у Анатоля Курагина, именины Наташи Ростовой, смерть графа Безухова и приезд княжны Лизы в Лысые горы. Но уже в этих эпизодах намечены все основные линии романа, то, о чем размышлял писатель: его философия истории, взгляд на роль личности в истории и на жизнь человека. И в этом заслуга авторов инсценировки: Петра Фоменко, Эверетта Кристофера Диксона и Галины Покровской.

Задача невероятная, поскольку особенностью стиля Толстого является передача в слове самой стихии жизни во всей ее неповторимости. А здесь - спектакль! Поэтому я задалась вопросами : какими средствами П.Фоменко и его ассистенту Евгению Калинцеву удалось передать эту стихию жизни и философское содержание романа? Где Бог на сцене? В романе же Лев Николаевич взирает на своих героев с неба, как Бог. А здесь?

На плечах у Пьера барон. Барон - пешка на исторической карте мира. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
На плечах у Пьера барон. Барон - пешка на исторической карте мира. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Режиссер начинает с главного вопроса: какая сила движет народами? Почему происходит война? Что есть грех? В чем смысл истории? Об этом спрашивает себя Пьер ( Никита Тюнин) на фоне огромной карты Европы. Война уже началась. Он обращается в зал и дает свои ответы. Пьер уверен, что он свободен и все зависит только от него! Договорив эту мысль, а идет он по стульям, герой неожиданно спотыкается и падает, и это, конечно, не случайно. Одно дело теории, другое - жизнь и смерть.

Анна Михайловна и графиня Ростова ( Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Анна Михайловна и графиня Ростова ( Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Все персонажи верят, что свободны в своем выборе, как и мы, конечно. Андрей (Илья Любимов) верит в свой талант полководца, только вот жена для него обуза. Пьер обожает дергать Бога за бороду, участвуя в попойках Курагина. Он боготворит Наполеона, ведь его кумир принял титул императора ради народа. Анна Михайловна (Мадлен Джабраилова), конечно, полагается на себя и свои ноги, а также добрые связи. Наташа (Вера Строкова) загадывает, как они будут жить с Борисом. Одним словом, все строят планы.

На сцене недописанные (и это значимо!) портреты Наполеона и Александра в полный рост. Может быть они вершители судеб? А.П. Шерер и барон так и считают. Но масштаб карты, развернутой во всю сцену, говорит о другом: все персонажи уже вовлечены в неумолимый ход истории, в той или иной степени.

И вот князь Андрей, подражая Наполеону, идет на войну, вопреки желанию беременной жены. «Андрэ, как ты изменился!» - твердят ему Лиза (Ксения Кутепова) и княжна Марья, а он одержим войной. Забывшись, он даже надевает на голову подушку вместо треуголки. Какая-то сила внутри князя Андрея заставляет его идти на смерть и убийство других людей, хотя исход во многом предсказуем. Об этом и грустная песенка про Мальбрука, которую Андрею споют его близкие. И этот маленький хор напоминает пророческий хор в античном театре. Но герой не прислушивается ни к кому, как и царь Эдип. Его ведет только внутренний голос.

Князь Андрей мечтает о славе Наполеона. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Князь Андрей мечтает о славе Наполеона. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Толстой писал, что исторические деятели только ярлыки исторических событий, но не они пишут историю. Так кто же?

Вот Пьер, с которым никто не считается, становится наследником огромного состояния. И дело не в том, что помогла Анна Михайловна, а в том, что совпало множество причин: старый граф месяц назад переписал завещание на Пьера. Случайно вовремя прискакала общая тетушка Анна Михайловна. Случайно упал портфель и т.д.

Анна Михайловна и графиня Ростова ( Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Анна Михайловна и графиня Ростова ( Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

В салоне Анны Павловны, которым открывается действие, казалось бы собрались знатоки политической ситуации. Партия Шерер верит в Александра, хотя все общество говорит на французском языке. И как точно все расставляет по местам образ “ma tante”, сумасшедшей тетушки, которая время от времени пытается принять участие в разговоре. А подтекст понятен: все, кто с умным видом рассуждает о ходе войны, безумны, полагая, что что-то знают. В следующей сцене будущие участники истории - Пьер и Андрей, вынесут барона и Шерер как кукол. Так кто же кукловод?

Толстой создает свой миф о войне 1812 года, а не исторический роман. Он сам признавался, что пишет свою «Илиаду». А в эпосе действует Судьба. У Л.Н.Толстого вершитель судеб - Бог. Нам только кажется, что мы участвуем в событиях по своей воле, пересказываю я мысль Л.Н.Толстого. На самом деле, нас увлекает божественная воля, которая действует и через наши желания, суть которых мы тоже не всегда осознаем.

П.Н.Фоменко показывает стихию жизни, божественную волю, через жизненные устремления героев романа. У одних движение в сценическом пространстве представлено только в позировании. У других, любимых героев писателя, намечается тема пути.

Прием вращающихся дверей как нельзя лучше помогает реализовать этот смысл. Это не только вход и выход. Двери вращаются так же стремительно, как проходит сама жизнь. Они - материальное воплощение появления человека на сцене жизни и его ухода. Кто-то задерживается в проеме, застывает и больше никогда духовно не изменится, а кто-то все время ищет смысл. Кто-то, как милая Соня, все время убегает от Николая через эти двери, а убегает, на самом деле, от своего счастья. Зал смеется, а это игра в догонялки точно схватывает суть Сони. Она - благородный и благодарный семье Ростовых человек. Она знает, что ей не суждено выйти замуж за Николая. И к Марье Дмитриевне она, застеснявшись, не подойдет в сцене именин, не перешагнет дверной проем. А в конце романа пожертвует всем для любимого человека. Двери и есть обозначение пути как важного лейтмотива романа.

И характер движения героев по сцене тоже многое говорит о них. Наташа, Соня, Николай устраивают беготню, танцы, они полны жизни, а есть те, кто застыли в салоне Шерер: Элен, князь Василий, барон. Есть еще и дурная беготня Анны Михайловны. Но беготня не есть путь, потому что она хлопочет только о материальном.

Начало пути Пьера. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Начало пути Пьера. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Лестницы тоже символично обозначают устремления героев. Одни взбираются по ним за карьерой, другие - за идеалом.

Андрей выбирает мученическую судьбу Дон Кихота.  Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Андрей выбирает мученическую судьбу Дон Кихота. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

И еще П. Фоменко, вслед за Толстым, как Бог, (вот он Бог на сцене ) наделяет героев своими атрибутами пути. Пьера - длинным плащом вечного странника. Андрея - шлемом Мамбрина, а на самом деле это таз, который Андрей надевает на голову, подражая идеальному рыцарю, Дон Кихоту. Наташу - слюнявчиком. Потом она станет прекрасной кормящей матерью. Анну Павловну - жезлом как главнокомандующую в своем салоне. У А.П.Шерер пути нет, и в истории она не сыграет никакой роли, в отличие от Андрея, Наташи и Пьера. Ее баталии, а точнее, интриги, ограничивается салоном.

Анна Павловна Шерер с жезлом.  Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Анна Павловна Шерер с жезлом. Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Лиза в серебристом одеянии ( художник по костюмам - Мария Данилова) тоже скоро исчезнет со сцены жизни. Она не выйдет за границы уютного мирка.

Княжна Марья в доме отца одета в белое платье, которое воплощает ее чистоту и религиозность. Ее путь обозначен крестом, который она отдает Андрею. Она и так его несет в своем доме рядом с деспотичным отцом. Пройдет по сцене шагающим солдатиком Николай Ростов, и в будущем он станет хорошим служакой, но не больше.

Те герои, которые ищут смысл, еще и осенены светом (у П.Фоменко божественным, конечно). Пьер танцует с Наташей на именинах в лучах света, княжна Марья передает крест Андрею, и платье ее сияет. Умирает старый граф, но это не конец. Он продолжает свой путь, но уже в другом мире, и все герои замирают, чувствуя значительность смерти. И суета, беготня из двери в дверь замирает. Это один из моментов, когда всем дается шанс переосмысления жизни.

Вот и князь Василий, увидя своим глазами смерть графа Безухова, вдруг очнется и скажет: «Зачем мы столько грешим, столько обманываем? Все кончится смертью».

И, конечно, особый смысл в спектакле имеет совмещение сцен жизни и смерти в одном сценическом пространстве. На сцене возведена двухъярусная конструкция (художник - Владимир Максимов). Она помогает реализовать два плана действия: у Ростовых именины, а в это время, в своей спальне ( на втором ярусе) умирает граф Безухов. Сценография точно передает мысль писателя о том, что в жизни все связано. Об этом и заглавие романа. «Сопрягать, сопрягать надо», - услышит Пьер голос во сне в плену. Кто сопрягает, тот нелегковесен, тот толерантен к жизни другого человека, независимо от положения, веры, национальности, считает Толстой. Этому учит смерть, перед которой все равны. Поэтому в романе столько смертей, и каждая смерть раскрывает масштаб личности.

И в своем сценическом тексте П.Н. Фоменко делает паузу и создает почти реальное ощущение ухода человека из жизни. Зал замирает. И Пьер в этот момент рядом с отцом, на втором ярусе, а не внизу, с теми, кто боролся за портфель. Именно его отец из всех своих отпрысков и членов семьи сделает Пьера наследником. Вот он, масштаб личности графа! Тело бренно, о чем свидетельствуют вздохи графа, а дух? Сопрягая два плана, расплескав дух веселья по сцене в домашних плясках, песнях и играх, в милых веночках, как не увидеть в этом торжество жизни над смертью!

У П. Н. Фоменко дом - это маленький Рай, а семья Ростовых - это образ идеального мира, где вся связаны узами любви. Хотя семья князя Болконского совсем другая, там тоже членов семьи связывает любовь, только ее не принято показывать, и это точно сыграно в спектакле Карэном Бодаловым. До сих пор у меня перед глазами сцена прощания отца и сына. Старый князь так и не смог не то что обнять сына, а даже дотронуться пальцем до его головы. И в этом родовые черты семьи Болконских: гордость и принципиальность.

Ростовы же (Галина Тюнина и Рустэм Юсканов) проще и человечнее. Они прощают своим родным слабости. И Пьер такой же, поэтому признается Андрею, что не может бороться со своими страстями. И, конечно, Наташа маленькая уже его выбрала. «Он веселый!» - восклицает она.

Как точно авторы инсценировки выстроили диалоги!

Наташа о Пьере: «Он веселый!». Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.
Наташа о Пьере: «Он веселый!». Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Фото автора.

Концовка спектакля переносит нас в 4-ый том романа, когда мир в представлении Пьера после казни пленных «завалился» и он опять задает себе те же проклятые вопросы : кто сделал все это? От кого все зависит? А от него, Пьера, зависит? Вопрос этот обращен и к зрителям.

Сама постановка вопроса и желание героев участвовать в истории - это уже ответ. А мера влияния на историю, по Толстому, определяется жертвой. И в спектакле есть это предчувствие жертвы и в уходе Андрея, и в вопросах Пьера.

Есть и еще один интересный ход Петра Фоменко: одни и те же актеры играют отрицательных и положительных персонажей. Мне кажется, этот прием отражает взгляд Толстого на человека: писатель отрицал расхожее клише, что человек или только добр, или зол. Он говорил, что человек и добр, и зол одновременно. И мы видим Галину Тюнину то в роли Анны Павловны Шерер, то в роли графини Ростовой.

Спектакль П.Н.Фоменко часто сравнивают с постановкой Римаса Туминаса. Они разные. Р.Туминас ставит пластический спектакль жизни, сопрягая жизнь и смерть через танец, а П. Н. Фоменко передает стихию жизни через множество деталей: особый рисунок роли, символику предметного мира и движение героев на сцене. И, конечно, фирменный почерк Петра Наумовича - это песни, вздохи, паузы и акценты, игра с текстом и такие неповторимые и очень личные интонации любимых актеров.

Спектакль Римаса Туминаса мне кажется более динамичным и пронзительным. Выбор за зрителем.

Культпоход. Записки театромана. | Спектакль П.Н.Фоменко «Война и мир. Начало романа». Поклоны. | Дзен