Как Томск остался вдали от важного транспортного пути, а главной городской станцией стала провинциальная «Межениновка»
Сегодня в нашей рубрике, посвящённой сибирским станциям Транссиба, мы расскажем о единственном, пожалуй, здании в старинном Томске, которое четыре раза кардинально меняло внешний вид – железнодорожный вокзал этого города трижды строили с нуля, а потом ещё дважды перестраивали. Но не это главное в истории, которую мы вам собираемся поведать. Гораздо важней, наверное, узнать, как повлияло строительство Транссиба на развитие города. Спойлер – всё стало гораздо хуже.
Наша новая рубрика уже рассказала о жд вокзале Новосибирска, вошедшем в топ самых красивых в стране. И о «железнодорожных воротах Байкала» - станции в Иркутске, которая стала расти и процветать, как только Транссибирская железнодорожная магистраль заработала на полную мощность. Строительство Великого Пути не могло не влиять на развитие сибирских городов. Кардинально изменило оно и судьбу Томска.
Начало строительства Транссиба / фотохроники ТАСС
Итак, в 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна была связать (и уже через 10 лет связала) столицу Российской Империи Санкт-Петербург с её тихоокеанскими портами. И чаще всего мы слышим истории, как, благодаря этой грандиозной стройке, вдоль полотна появлялись новые города, а маленькие посёлки превратились в мегаполисы. С Томском, который к тому времени был крупным торговым центром, произошла обратная ситуация – железнодорожное полотно пролегло в 70 верстах южнее, город потерял былое значение, а его развитие остановилось на долгие годы.
Ходили упорные слухи, что Томск лишился важного железнодорожного сообщения потому, что кто-то кому-то вовремя не дал взятку, упрекали в скупости местных купцов, отчего город получил только тупиковую однопутную ветку. Однако настоящая причина, скорей всего, кроется в другом: в случае прохождения Транссиба через Томск, крупные его участки пришлись бы на пустынные заболоченные или пересечённые оврагами местности, появлялась необходимость мосты через реки. Причём в самых невыгодных местах. При всём этом, дорога удлинилась бы на 86 вёрст, что не только делало строительство дороже, но и в будущем обрекало транзитные грузы на лишний пробег.
Но сегодня мы говорим не об этом – мы обсуждаем здания жд вокзалов. И ничто не помешает нам любоваться их красотой и изяществом линий.
«Томск-I». Начало
Обычно станцию, которая является воротами города, по имени этого города и называют. А вот вокзал «Томск-I» долгое время звался Межениновкой. Ну, как «вокзал»... Это была деревянная полуказарма, расположенная на Степановском разъезде.
Полуказарма на Степановском разъезде, 1896г / Источник: История строительства Томской ветви, В. И. Привалихин
Межениновкой станцию назвали с лёгкой руки местных жителей, которые таким образом решили увековечить память об инженере-путейце Николае Павловиче Меженинове.
Николай Меженинов / Фото: iknigi.net
Нет, станция под названием «Томск» тоже была – именно туда прибыл первый поезд в 1896 году. Теперь это «Томск-II» - вполне себе действующий вокзал. В те времена поезд останавливался и там, и там. Но пассажиры предпочитали платформу на Степановском разъезде, отчего Томская Дума в 1909 году принимает решение: переименовать станцию «Межениновка» в «Томск-I», а станцию «Томск» в «Томск-II». Имя Меженинова было закреплено в названии разъезда, расположенного на 38 километре томской ветки.
Современная Межениновка / Фото: wiki.nashtransport.ru
Однако уже в 1898 году на «Межениновке» строят новое здание вокзала. Да, тоже деревянное, но куда более презентабельное. Оно было хоть и красивым, но совсем не уникальным, так как строилось по типовому проекту – такие же строились на станциях Обь, Тайга, Мариинск, Ачинск, Канск и проч.
Второе здание вокзала, начало XX века. Источник: Мой Томск / С. Привалихина
Главный вокзал Томска
Несмотря на то, что город находился вдали от Транссиба, вскоре вновь возникла необходимость расширять вокзал, создавая более комфортные условия для пассажиров. И в 1917 году было построено (и освящено!) здание станции «Томск-I» по проекту архитектора Якова Яковлевича Родюкова. Однако достройка северного крыла затянулась до 1960-х годов.
Здание вокзала «Томск-I». Вид со стороны перрона, 1930-е годы / Фото: «ВКонтакте» / vseotomske
Здание несколько раз перестраивалось и расширялось, последний проект его реконструкции был разработан институтом «Сибжелдорпроект». Сегодня вокзальный комплекс «Томск-I» - образец современной архитектуры, который прекрасно вписывается в облик старинного города.
Вокзал изнутри / Фото: dzen.ru / «Смехом по жизни»
Здание представляет собой двухэтажное строение, состоящее из трёх подъездов и трёх выходов к подъездным платформам. Просторные залы ожидания оборудованы всем необходимым для комфортного пребывания пассажиров. Кроме того, среди прочих преимуществ станции, пассажиры называют её удобное расположение – теперь «Томск-I» расположен в центре города, а не на разъезде, как в начале своей истории.
Современный вид вокзала / Фото: bangkokbook.ru
Услугами станции пользуется больше 1 000 человек в сутки. Регулярное сообщение по железной дороге реализуется по маршрутам: Томск – Москва, Томск – Адлер, Томск – Новокузнецк. На прицепных вагонах можно добраться до Анапы, Бийска, Владивостока, Кисловодска, Читы и других городов.
Наталья Смирнова
Главное фото: bangkokbook.ru