"Спаситель Мира" кисти Леонардо да Винчи... Эта картина возникла из ниоткуда и через несколько лет так же внезапно исчезла из поля зрения специалистов. А над мистификацией "поработали" искусствоведы европейские и британские (это отдельный вид такой).
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Все мы знаем эти популярные байки, начинающиеся со слов "британские учёные доказали" и дальше самые разные смешные вариации.
Похоже, теперь пальму первенства у британских учёных прочно и надолго отняли британские искусствоведы.
"Доказать" недоказуемое на сумму в полмиллиарда долларов до них ещё никому не удавалось, да и впредь вряд ли кто сможет. Самое смешное, что они сначала "выдали" своё экспертное заключение, а потом взяли его обратно, передумали! Какой пустяк, полмиллиарда, правда?
Я не сразу смогла взяться за эту статью, настолько долгая, сложная и запутанная это история. Тянулась она несколько лет. Но на неё поступил запрос от нашего постоянного читателя и подписчика; в таких случаях я очень стараюсь раскрыть тему и помочь разобраться с ней.
Вторая - тоже существенная причина: реставрация этой картины проведена грамотно и деликатно, на высоком профессиональном уровне. Коллега предоставила фотографии в процессе реставрации. Когда есть такие фотографии - есть предмет для разговора. Только реставраторы видят состояние сохранности произведения, как оно есть. О её реставрации, возможно, расскажу в отдельной статье.
Этой картине на протяжении нескольких лет (начиная с 2011 года) были посвящены сотни статей в газетах и журналах всего мира, телерепортажи, вышли две книги с упоминанием о ней, о ней был снят фильм "Спаситель на продажу". Её называли "открытием 21-го века", "последним Леонардо", "священным Граалем", "мужской версией Моны Лизы", её открытие сравнивали даже с открытием новой планеты.
На деревянной доске (грецкий орех) маслом изображен Иисус Христос. В его левой руке — хрустальная сфера, символизирующая земной шар, а правой рукой он делает благословляющий жест. Экспертиза показала, что доска была изготовлена около 1500 года; теми же годами датируются и остатки оригинальной живописи. Её называют "Спаситель Мира" (вы также можете встретить её под названием "Сальватор Мунди").
В 2011 году она была явлена миру, вот так — вдруг, внезапно. Явлена, как ранее неизвестная, или (по крайней мере) неатрибутированная картина Леонардо да Винчи! Такое периодически случается с работами многих других художников. Открываются их неизвестные работы или, наоборот, оспаривается авторство, а то и вовсе вскрывается подделка. Но с Леонардо да Винчи всё обстоит несколько иначе. Нам известно всего около 20-ти его работ. При этом, твердо заявляется об авторстве лишь 14-ти, а оставшиеся шесть являются предметами непрекращающихся дискуссий.
В США есть только одна его работа; в Азии — ни одной. Все картины Леонардо да Винчи "крепко" и бессрочно принадлежат коллекциям крупнейших музеев.
И вдруг - Леонардо да Винчи в частных руках! Понимаете? Это шанс - стать обладателем шедевра кисти гениального Мастера! Пока картина находится в частной коллекции, всегда есть шанс стать её владельцем.
Помните это? Не так давно я написала это в статье "Возвращение Святого Марка".
Британские искусствоведы денно и нощно корпели над её атрибуцией, кульминацией которой стало включение этой картины в выставку "Леонардо да Винчи: живописец при миланском дворе" 2011 года в Национальной галерее Лондона. Событие века! Теперь картин, принадлежащих кисти Леонардо да Винчи стало не 14, а 15!
Вообще, это очень значимое для картины событие - участие в выставке такого крупного, уважаемого музея. Это такая "жирная точка" в подтверждении её авторства.
После такого фееричного подтверждения её подлинности, её в том же 2011 году с триумфом выставили на аукцион — и продали за 100 млн.$ одному российскому миллиардеру.
И теперь мои постоянные читатели должны задать мне правильный, логичный вопрос: а как же МУЗЕИ??? Как они могли упустить этот шедевр и не попытались приобрести его для своей коллекции?
Терпение, друзья, до музеев дойдет очередь.
В 2017 году на аукционе Christie’s эта картина снова была продана, на этот раз уже за рекордные 450млн $ (почти полмиллиарда долларов). Это самая большая сумма, когда-либо отданная за картину вообще, за всё время существования арт-рынка. Перед нами - самая дорогая картина на планете.
И это картина, появившаяся из "ниоткуда". Единственное что мы знаем о ней доподлинно: время создания, современным исследованиям можно доверять. Но для продажи на аукционе этого мало!
И теперь мои постоянные читатели должны задать мне правильный, логичный вопрос: а как же ПРОВЕНАНС???
Для недавно подписавшихся на канал читателей: провена́нс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, его происхождение и бытование. С помощью провенанса подтверждается подлинность. Провенанс в обязательном порядке приводится в аукционных каталогах, его отсутствие вызовет о-о-очень большие вопросы как у экспертов, так и у потенциальных покупателей.
На этот вопрос ответ краткий: нет у неё провенанса. А всё, что британские искусствоведы внесли в каталог, не имеет документального подтверждения.
Вроде бы Леонардо да Винчи работал над картиной с подобным сюжетом, остались его подготовительные рисунки для неё, целых два. А для неё ли?
Лично я вижу много отличий этого рисунка и конечного варианта картины, а вы? Можно вот такой коллаж посмотреть и сравнить. Отличий больше, чем сходства:
Точное время её создания оспаривается. Называют и конец 1490-х годов, и период после 1500 года. Предполагают, что на создание этой картины Леонардо да Винчи мог вдохновить образ, созданный его предшественником, Мелоццо да Форли двадцатью годами ранее, фото ниже:
Весь её провенанс основан на предположениях ( Probably - возможно).
Probably, картина могла быть заказана для короля Франции Людовика XII и его супруги Анны Бретонской (не доказано).
Probably, это могло произойти вскоре после завоевания Милана и Генуи (не доказано).
Probably, в 1625 году французская принцесса по имени Генриетта Мария вышла замуж за короля Англии Карла I, известного коллекционера произведений искусства, и могла привезти с собой в Англию замечательную картину, которая "будет очаровывать мир на столетия вперед" (не доказано).
Друзья, мне даже неловко перечислять вам все пункты провенанса этой картины, ну, честное слово, не серьезно!
Видимо, те же чувства испытывали и великие британские мистифик..., то есть искусствоведы. Они почувствовали, что "лёд под ногами даёт трещину" и выхватили из рукава козырь!
Вот! Вот оно, доказательство:
В 1650 году, знаменитый гравёр Вацлав Холлар создал гравюру на основе более раннего рисунка, сделанного им с этой неуловимой картины. Сам рисунок находился в королевской коллекции. А с неё ли сделана эта гравюра? Смотрите сами, вот коллаж.
Замечу, друзья, гравюра сделана через 150 лет после создания картины Леонардо да Винчи. 150 лет! Даже сейчас нам известно более двадцати повторений, более или менее точных, с предполагаемого оригинала. Все они были созданы ДО 1650-го года. Представляете, сколько их существовало на 1650-й год? Чтобы не отвлекаться от темы, покажу вам быстро некоторые из них в коллаже:
Дальше британские искусствоведы вытащили свой главный козырь: в 1666 году в описи королевской коллекции в Уайтхолле картина "Спаситель мира" значилась как 311-й предмет собрания. Важно, друзья, что все предметы коллекции помечались литерами "CR" (Carolus Rex), вот образец, предоставленный официальным источником. На нашей, самой дорогой в мире картине, этого штампа нет.
Потом картина "легла на дно" так глубоко, что до 1900 года никаких сведений о ней нет совершенно. С 1900-го года имена её владельцев известны, все они считали её работой леонардесков (учеников Леонардо да Винчи).
В период "безвестности" картина сильно пострадала, была не раз реставрирована, по сути - грубо починена, так, как это было принято делать в 18-19 веках. Лицо и волосы Христа были записаны и изменены до неузнаваемости. На фотографии 1904 года перед нами как будто бы совершенно другое лицо:
В таком виде картина и пребывала до 2005 года. Очередной владелец передал её на реставрацию Диан Модестини, реставратору Центра консервации Института изящных искусств Нью-Йоркского университета.
И только в процессе её теоретических изысканий и практической деятельности появилась догадка, что она работает над произведением огромной исторической и художественной ценности. А дальше всё прошло, как по маслу. Каждый из аукционов сопровождался мощной предпродажной подготовкой, рекламным туром. В 2017 году по данным Christie's, 27 000 человек увидели работу во время предпродажного тура с остановками в Гонконге, Лондоне и Сан-Франциско.
А что же музеи? Вернёмся к этому вопросу, друзья. Что происходило в период с 2005 года по 2011-й (год первого аукциона) кроме реставрации?
Картину показывали и предлагали приобрести музеям!
Скольким? Я уверена, что всем крупнейшим музеям мира. В частности, с предложением приобрести её обращались и в Эрмитаж, и в ГМИИ им. Пушкина. И тут (бывают же такие неудачные совпадения) внезапно нашелся штамп "CR"!
Но нашёлся он на нашем "Спасителе Мира" кисти Джампетрино в Музее изобразительных искусств в Москве, какая досада!
То есть именно эта картина находилась в коллекции казнённого Карла Первого. Джампетрино — ученик и последователь Леонардо. И нет ничего удивительного, что его работа долгое время, вплоть до XX века, приписывалась да Винчи — для леонардесков это довольно частая история. Московский "Спаситель мира" точно относится к коллекции короля, и это подтверждает Royal Collection Trust.
В ноябре 2010 года директор Пушкинского музея, Ирина Антонова, пригласила к себе главного научного сотрудника и хранителя итальянской живописи ГМИИ имени Пушкина Викторию Маркову, сообщила, что предлагают купить Леонардо и предложила внимательно изучить две папки с документами на картину.
Ознакомившись с ними, Виктория Маркова сказала, что эта картина не является работой Леонардо и музею не нужна. Картина в такой плохой сохранности, что говорить о ней как о произведении искусства нельзя. От подлинной живописи там почти ничего не осталось. Только половина правой кисти Христа. Возможно, эта кисть — действительно работа мастерской Леонардо. Но если кто-то будет приписывать ее самому да Винчи — это спекуляция, — объяснила свое решение Виктория Маркова.
Виктория Эммануиловна Маркова — учёный-искусствовед с мировым именем, друзья. Её приглашали читать лекции в Болонский, Урбинский, Флорентийский университеты, Католический университет в Милане. Итальянцы ждут её лекций, чтобы она рассказала им об изобразительном искусстве их итальянского Возрождения. Она не видела саму картину, ознакомилась лишь с документацией и фотографиями. Я нашла эти фотографии в очень хорошем качестве... и могу с ней только согласиться. Вот та фотография, которая ставит "крест" на этой картине, даже если бы она 100%-но железно и принадлежала кисти великого Леонардо.
Картина самым жестоким образом "помыта", снят верхний слой живописи. Страшны не механические утраты, которых по площади не так уж много. Страшны утраты тонких прописок и лессировок, от которых ничего не осталось. Нет глаз, нет 70% волос, нет бороды. На её месте пустота, коричневая пустота. Лично для меня такая пустота психологически неприятна, хочется "подкрутить резкость", чтобы увидеть хоть что-нибудь.
Картина, имеющая более 50% утрат теряет свою художественную ценность, музей никогда не выставит в экспозиции такую вещь. Именно поэтому ведущие музеи мира отказались от её приобретения в конфиденциальном порядке и не принимали участия в аукционах ни в 2011, ни в 2017 годах.
В итоге, картину на аукционе приобрёл за рекордную сумму наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. Приобрел, заметьте, как произведение великого мастера, Леонардо да Винчи.
Когда же картину ждали на выставке Леонардо в Лувре, в 2019 году, музей и владелец не смогли договориться о деталях экспонирования! Музей отказался обозначить её как картину да Винчи, а соглашался дать его авторство только со знаком (?).
Интересно, что ощутил принц при этом? Говорят, с тех пор картина находится на его яхте, и больше никто её не видел.
Как знать, быть может, от огорчения он вообще её утопил, как принц Флоризель утопил алмаз Раджи. Принцы, они такие.
Собственно, вот такая странная и очень некрасивая история атрибуции и продажи произошла. Реставратор сделала свою работу на 5+. Она вернула картине экспозиционный вид, сделала это тонко, деликатно, полупрозрачно, виртуозно. Но не в её силах вернуть произведению утраченную художественную ценность.
Прощаемся до следующей статьи, друзья!
Всем добра!