Этот материал, надеюсь, будет полезен всем тем, кто вынашивает идею открыть своё дело и не знает с чего начать.
Представим себе, что мы с Вами решили открыть пилораму. Намереваемся из досок, толщиной 25 мм и длиной 6 метров, при ширине 150 мм резать доски на длину 2 метра 85 сантиметров.
Всеми правдами и неправдами узнаём, что на действующей пилораме в месяц приблизительно продают 1000 досок по цене 485 рублей/ шт., если мы перемножим эти значения между собой, то узнаем выручку действующей пилорамы за месяц продаж. 1000 шт.*485 рублей=485000 рублей
На втором шаге выясняем, цену реализации готового изделия.
В среднем рыночная цена 1 м3 доски нужных нам размеров составляет 18798 рублей/м3.
Производим расчёт, сколько досок в м3. Для этого рассчитываем объём, занимаемый в м3 досок одной доской. Вспоминаем школьный курс). 150/1000=0,15 метра-это ширина, 25/1000=0,025 метра-это толщина, 6000/1000=6 метров.
Объём, который будет занимать одна доска составит 6*0,15*0,025=0,0225 м3
Таким образом, в метре кубическом будет 1/0,0225= 44 доски;
Закупочная цена одной доски составит 18798/44=427 рублей.
500 досок длиной 6 метров нам обойдутся в 500 шт*427 рублей= 213500 рублей
Рыночная розничная цена доски длиной 3 метра 485 руб/шт.
Учитываем тот факт, что из одной 6-и метровой доски получается два готовых изделия (доски длиной 2,85 метра) понимаем, что нам нужно будет купить 1000 шт./2 =500 шт.
Мы понимаем, что потратив на закупку сырья 213500 рублей мы выручим 485000 рублей, то есть получим разницу в 485000-213500=271500 рублей.
И так, что мы с Вами имеем:
-из выручки в 485000 рублей 213500 рублей мы потратим на закупку новой партии заготовок (досок длиной 6 метров). После этого мы должны из оставшейся суммы предусмотреть траты на:
-аренду помещения (50000 руб/мес);
-амортизацию оборудования (отсутствует так, как вместо специализированного оборудования применяем болгарку);
-на налоги (УСН 30 000 руб/мес);
-на электроэнергию (примем стоимость кВт 6,5 руб, мощность пилорамы 3 кВт/час; работа с сменная 8 часов, тогда 8*3*6,5*23 дня=3588 руб/мес.);
-на зарплату (3 чел *50000 руб.=150000 рублей);
-на канцелярию (1000 рублей);
-на прочие расходы (1000 рублей)
Итого, имеем постоянных затрат на производство в сумме 236000 рублей.
У нас остаётся ещё 271500-236000=35500 рублей.
Эту сумму мы можем отнести к прибыли.
За счёт прибыли мы можем осуществлять закупку расходных материалов, оставшуюся сумму мы можем либо скапливать, размещая в банке, либо трать по своему усмотрению.
Как мы организуем технологическую часть проекта?
Первое, что приходит в голову, нужно подрезать один из торцов у исходной заготовки. Этот рез будет служить базой для последующих резов, которых будет ещё 2, вторым резом мы отрежем доску на длине 2,85 метра, третьим резом отрежем вторую доску той же длины.
Собственно, технологическая часть процесса на этом нами будет завершена.
С точки зрения маржинального подхода, мы имеем:
-выручку от реализации;
-переменные затраты, которые зависят от объёма производства, в нашем случае это те денежные средства, которые мы израсходовали на закупку сырья (213500 рублей)
-постоянные затраты, которые мы несём не зависимо от того, сколько продадим готовых изделий, в нашем случае эта сумма будет состоять из оплаты аренды, налогов, зарплаты, затрат на канцелярию и суммы прочих расходов, то есть 50000+30000+150000+1000+1000+3588=235588 рублей округлим до 236000 рублей;
В нашем случае, маржинальный доход составит: выручка за минусом переменных расходов или 285000-213500=271500 рублей.
Перед нами стоит вопрос, а сколько мы можем реализовывать готовой продукции в месяц, чтобы можно было продолжать производство и не терпеть убытков. То есть, какова точка окупаемости затрат?
Другими словами, мы должны иметь нулевую прибыль)
А это возможно лишь в том случае, если наш маржинальный доход будет равен постоянным расходам. В нашем случае, 271500-271500=0, где постоянные затраты равны маржинальному доходу.
Нас интересует вопрос, до какой величины мы можем уменьшить реализацию, чтобы не нести убытков?
Давайте прикинем. Мы из выручки уберём нашу прибыль, то есть, 485000 рублей-35500 рублей= 449500 рублей
449500 руб./485 руб.=926 шт. То есть, мы можем вместо 1000 готовых изделий реализовывать только 926. Вот эти 926 штук. готовых изделий и будут точкой окупаемости, рассчитанной в натуральных измерителях.
Но, на практике, мы можем столкнуться с тем, что наша фирма произведёт за месяц не 1000 штук, а 1200 готовых к реализации изделий, потратив на это 427 руб*1200 шт.=512400 рублей, а вот реализовать сможет только 1000 штук)
Получается, что дополнительно потратив на закупку сырья 200*427=85400 рублей, мы заморозили эти деньги, а 200 готовых к реализации изделий мы вынуждены хранить на складе. Хранение товара на складе, влечёт за собой дополнительные денежные затраты.
Что не есть хорошо.
На следующий месяц, мы знаем, что реализовать сможем не более 1000 готовых изделий. Из них, 200 изделий у нас уже есть. Тогда мы должны произвести только 800 штук, что в совокупности и даст нам 1000 штук.
Но это хорошо, если наши работники находятся на окладе, а если на сделке?
В этом случае, мы не можем себе позволить снижать объём производства, рискуя потерять работников так, как следом за снижением объёмов производства потянется и снижение зарплат у сдельщиков. Кстати, зарплату сдельщиков мы должны будем отнести к категории переменных затрат)
Продолжая производить 1200 изделий каждый месяц, мы с Вами к концу года получим складской запас, не реализованных готовых изделий в количестве 12*200=2400 штук или замороженных средств на сумму 2400 шт.*485 руб/шт.=1 164 000 рублей.
Что с этим делать? Останавливать производство? Не вариант)
Значит нужно всех своих работников переводить на оклады. В этом случае, работники получат свои деньги и при спаде производства.
Вы уже слышали, что западные фирмы в основном используют окладную систему оплаты труда и это одна из причин, почему они это делают.
Вывод.
-из статьи Вы узнали, как, опираясь только на здравые рассуждения и, не особо углубляясь в терминологию маржинального учёта, грубо прикинуть целесообразность открытия того или иного бизнеса с нуля;
-поняли, что выпускать продукции больше, чем сможете реализовать не стоит;
-оптимально зарплату своим работникам устанавливать фиксированную, то есть, оклад;
Как можно увеличить прибыль?
-изучив рынок сырья, производить закупки там, где цены минимальны;
-арендовать помещение ближе к потенциальным потребителям Вашей продукции и по более низким ценам;
-по возможности, снизить все постоянные расходы;
-для реализации продукции выбирать средние по региону продаж отпускные цены;
-исключить из практики складские запасы ("торговля с колёс");
-всю прибыль направлять на развитие производства;
-расширять географию продаж;
-расширять ассортимент продукции;
-поддерживать качество продукции на конкурентном уровне;
-задуматься об оказании сервисных услуг, например, организовать бесплатную доставку;
-думать о том, как можно пристроить отходы производства для извлечения дополнительного дохода;
Процесс производства, реализации и учёта хоть и звенья одной цепи, но они должны осуществляться работниками, специализирующимися на этих функциях;
Контрольные функции собственник не должен делегировать никому в масштабах небольшого производства.