Бобров Владимир Иванович-один из лучших советских летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. По результативности его часто сравнивают с известными советскими асами, Покрышкиным, Кожедубом, и считают равным этим выдающимся летчикам. Но если имена этих советских асов были известны каждому советскому человеку и в годы войны они трижды были удостоены звания Герой Советского Союза, то имя летчика Боброва им ни о чем не говорит, а высшей правительственной наградой, Золотой Звезды Героя, он был награжден лишь в 1990 году посмертно.
Эту, казалось бы, вопиющую несправедливость объясняют неприязнью некоторых высоких авиационных начальников, препятствующих награждению Владимира Ивановича высшей правительственной наградой из личных побуждений.
Количество сбитых им в годы Великой Отечественной войны самолетов противника до сих пор является предметом споров.
В книге Михаила Быкова «Асы Великой Отечественной войны» сказано, что Владимир Иванович сбил 23 самолета лично и 11 в группе.
Из наградного листа подписанного Покрышкиным мы узнаем, что уже в августе 1944 года летчик Бобров в воздушных боях сбил 24 вражеских самолета лично и 18 в группе. В других источниках указывается, что летчик сбил 30 самолетов противника лично и 20 в группе. И все это без учета войны в Испании, где Владимир Иванович сбил 4 самолета лично и 13 в группе.
Если говорить о служебном росте Владимира Ивановича в годы войны, то в нем были, то взлеты, то падения. Он, то командир эскадрильи, то командир полка, потом вновь командир эскадрильи и вновь командир полка, затем вдруг становится инспектором-летчиком по технике пилотирования авиадивизии, после чего выводится в резерв. Затем он вновь командир эскадрильи, а через четыре месяца уже командир полка, в коей должности и пробыл до конца войны.
За Испанию был награжден орденом Красного Знамени, в годы войны орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденами Суворова 3 степени и орденом Александра Невского, медалью За боевые заслуги.
После войны список его наград пополнился орденом Красное Знамя и двумя орденами Красной Звезды.
В годы войны Бобров командовал, только вдумайтесь, шестью авиаполками, из которых три были гвардейскими. Это говорит о том, что Бобров как летчик и командир высоко ценился вышестоящим начальством!!! А вот Золотую Звезду Героя он в годы войны так и не получил.
Часто это объясняется тем, что Бобров, имея сложный характер, резал правду-матку в глаза, невзирая на чины и должности, за что и впал в немилость злопамятного начальства, но мне это объяснение кажется слишком простым.
Давайте попытаемся разобраться.
Родился Владимир Иванович 11 июля 1915 года в Луганск в семье рабочего. В 1930 году окончил десять классов средней школы, в 1932 году — школу фабрично-заводского ученичества. С декабря 1932 года работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе в Луганске.
В августе 1934 года призвали в ряды Красной Армии. В 1936 году он окончил Ворошиловградскую военную школу лётчиков.
Боевое крещение получил в небе Испании. В воздушных боях, по различным данным, сбил лично 4 самолёта противника, в том числе, новейший на то время «мессершмитт 109» и 13 самолетов уничтожил в группе. В Испании находился с февраля по август 1938 года.
Среди советских летчиков-истребителей участвующих в той войне, по результативности- сбитые лично и сбитые в группе, он стоит на четвертом месте. В Испании 24 советских летчика-истребителя стали Героями Советского Союза. Кто-то из них, после этого, сделал стремительный карьерный рост, который, впрочем, для некоторых завершился очень трагично.
При этом, ряд советских летчиков-истребителей за гораздо более скромные результаты были удостоены звания Героя Советского Союза, а Бобров, один из самых результативных, получил только орден Красного Знамени. Так что, уже в этой войне Бобров впал в немилость начальства и был обделен наградами?
Я бы не стал этого утверждать. Воевавшие в Испании летчики, такие как Степанов Евгений Николаевич, Захаров Георгий Нефедович и еще ряд других, по результативности были близки к Боброву, а по количеству личных побед даже превосходили его, но, они так же не были представлены к званию Героя.
Какой критерий при присвоении высшей правительственной награды был в то время важнейшим, остается загадкой. Летчик-истребитель Виктор Дмитриевич Скляров 7 самолетов сбил лично и 9 в группе, что сопоставимо с результативностью Боброва. Он погиб в небе Испании 30 декабря 1937 года, но, был награжден лишь орденом Красного Знамени, хотя, по всем критериям, должна была быть Золотая Звезда Героя.
Можно привести еще ряд подобных примеров, так что, Владимир Иванович Бобров в этом вопросе не является исключением.
Следующий свой боевой опыт Бобров приобрел в советско-финской войне, начавшейся в ноябре 1939 года и известной, как Зимняя война. В ходе этой компании он совершил 48 боевых вылетов.
Великая Отечественная война застала капитана Боброва в Прибалтике в должности командира эскадрильи 238 иап, на вооружении которого стояли самолеты И-153.
23 июня 1941 года, в одном из боев он получает легкое осколочное ранение и попадает в госпиталь. Что любопытно, в списках 238 иап Бобров числится как пропавший без вести в 1941 году.
Вероятнее всего, это произошло вследствие того, что после госпиталя, откуда он выбыл 11 июля, летчик был направлен в 237 иап.
По данным сайта Память Народа, уже с 1 сентября 1941 года Бобров, в звании майора становится командиром этого полка, придя на место снятого с должности прежнего командира, Суворова Ивана Павловича. В должности командира Владимир Иванович пробыл до 1 января 1942 года.
И вот первая неожиданность. Из наградного листа от 29 марта 1942 года, согласно которому Бобров Владимир Иванович был представлен к ордену Ленина, мы узнаем, что в тот момент он находился в должности командира эскадрильи 521 истребительного полка в звании капитана.
Из этого следует, что Владимир Иванович был переведен из 237-го полка в 527-й с понижением в должности. А если на сайте Память народа ничего не напутали, так его еще и понизили в звании. Произошло это в тот момент, когда полк находился в резерве и не вел боевых действий. О причинах можно лишь догадываться, но вряд ли, это было неприязненное отношение его начальства, так-как с 6 июня 1942 года, т.е. всего лишь через пять месяцев после снятия с должности, он вновь уже майор и является командиром 521 авиаполка, что его недоброжелатели вряд ли допустили бы. Этим полком он командовал до 17 сентября 1942 года.
С 20 октября майор Бобров становится командиром 21-го гвардейского истребительного авиаполка, но командовал он им менее месяца, до 17 ноября. Причины столь короткого срока не называются, но уже 20 ноября 1942 года он вступает в командование 161-м истребительным авиаполком. На этой должности он пробыл до апреля 1943 года.
С 4 апреля Владимир Иванович назначается на должность командира 27 иап. Полк участвовал в Курской битве, а также в Белгородско-Харьковской наступательной операции. 11 августа 1943 года Бобров награждается орденом Красное Знамя, а 14 августа ему присваивается воинское звание «подполковник».
09.10.1943 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм, приказом НКО СССР 27 иап был преобразован в 129 гвардейский истребительный авиационный полк.
29 января 1944 года Владимир Иванович награждается орденом Отечественной войны 1 степени. Присвоение воинского звания, два ордена в период командования полком, который при нем становится гвардейский — это ли не признании заслуг летчика?
Но, 22 февраля 1944 года Боброва отстраняют от занимаемой должности и назначают инспектором-летчиком по технике пилотирования 190-й истребительной авиадивизии. В апреле 1944 года его выводят в резерв отдела кадров 5-й воздушной армии, а в мае исключают из партии с формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики».
Как могло случиться, что успешный командир, опытный летчик вдруг впадает в опалу?
Если посмотреть наградные листы Боброва за период его командования полком, то в них о нем говорится только в превосходной форме.
В наградном листе, от 13 июля 1943 сказано:
«Благодаря исключительной энергии, требовательности и организованности т. Боброва полк сразу стал передовым в дивизии. В полку за время пребывания в дивизии не было не одного случая небоевых потерь. Товарищ Бобров за это время воспитал ряд отличных воздушных бойцов, трое из которых представлены к званию "Герой Советского Союза".
За отличное руководство полком, воспитания в личном составе мужества и отваги, личную храбрость и мужество, достоин награждения орденом Красное Знамя.»
А в наградном листе от 28 декабря 1943 года имеются строки: «Товарищ Бобров является отличным организатором и руководителем боевой деятельности полка. За отличное руководство полком, воспитание в личном составе мужества и отваги, в результате чего сбито 74 самолета противника, за лично сбитые 4 Ю-87 и 1 Хейнкель 111, достоин Правительственной награды, ордена "Красное Знамя"».
Тогда Бобров был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Действительно, «Красное знамя» по статуту выше ордена Отечественной войны. Но, тогда подобные случаи были нередки и о неприязни высоких начальников вряд ли в этом случае стоит говорить.
Так почему же, менее чем через месяц после награждения, кто-то из высокого начальства вдруг стал испытывать к Боброву неприЯзнь?
Ответ, я думаю, надо искать в воспоминаниях его сослуживцев.
В воспоминаниях советского периода летчики, знавшие Боброва, отзывались о нем как о хорошем товарище и командире, а вот в наше время в воспоминаниях некоторых ветеранов стали появляться довольно негативные высказывания в его адрес.
Как пример: Герой Советского Союза Евгений Пахомович Мариинский в своей вышедшей в 2005 году книге «Я дрался на аэрокобре» вспоминает, как однажды Бобров заявил, что никто из летчиков не получит выше Красной Звезды, пока он не станет Героем Советского Союза. Так же он открыто обвинил Владимира Ивановича в том, что тот приписывал себе сбитые самолеты.
При этом Мариинский отмечал, что накануне боев на Курской дуге Бобров немало сделал для повышения боеспособности полка и на этом все. Далее автор описывает командира полка, мягко говоря, как непорядочного человека.
Так он вспоминает эпизод, когда группа истребителей, которую вел в бой Бобров, отправившись на перехват немецких бомбардировщиков, показала себя не с лучшей стороны, в результате чего немецкие самолеты беспрепятственно отбомбились по переправе.
Однако, после возвращения истребителей на аэродром, Бобров заявил, что он сбил немецкий самолет. Командир первой эскадрильи Павел Чепинога, будущий Герой Советского Союза, не сдержался и высказал все, что он думает по поводу Боброва и «сбитого» «Хейнкеля». Дело дошло до драки.
В другом эпизоде Мариинский вспоминает, как в одном из боев Бобров его едва не сбил, записав при этом на свой счет «мессершмитт». Тогда летчик чудом не погиб.
К сожалению, Бобров не смог бы ответить на эти вопросы, так как рано ушел из жизни. А Мариинский не высказал свои претензии при жизни Владимира Ивановича вероятно потому, что этот материал просто не пропустила бы советская цензура.
Другой летчик, Букчин Семен Зиновьевич, на один из вопросов Артема Драбкина ответил: «Я могу вам поведать историю как летчик Герой Союза избил тылового генерала, или кто и когда летал в бой пьяным. Или рассказать о такой «легендарной» личности как Бобров. (При этом, легендарная личность была произнесена со скепсисом). Только зачем вам нужна эта «чернуха»? Что бы кто- то, прочтя этот текст ехидно похихикал? Вот, мол «герои»....
Воевали люди, а не ангелы. Нас сейчас на земле, осталось два человека из летного состава полка, так что вы желаете, чтобы я «травил байки» о людях, уже покинувших этот мир?»
Достойная позиция достойного человека. Да, негатив по отношению к Боброву, заслуги которого, судя по его мнению, преувеличены, в его высказывании чувствуется, но он посчитал себя не вправе говорить плохое о человеке после его смерти. Он правильно сказал: воевали люди, а не ангелы.
Разгадка неприятностей в истории, произошедшей с Бобровым, частично открывается в воспоминаниях Героя Советского Союза, Федора Федоровича Архипенко. Он пишет: «О командире 129 гв. авиаполка подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу — энергичный, колготной, правда, но был он хороший летчик и блестящий боец, участник боев еще в Испании, а как человек добрый и сердечный. На его счету были 43 личные и 24 групповые воздушные победы — с лихвой хватало на дважды Героя! Но единственная Звезда была присвоена ему в 1991 году, через двадцать лет после смерти.
Накануне перелета в Кировоград что-то не поладил он со своим заместителем майором Овчинниковым и его сняли, перевели в другую авиадивизию нашего авиакорпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время.»
К сожалению, что это был за конфликт, Архипенко не разъясняет и об этом можно только предполагать.
Если принять во внимание то, что Боброва уже в начале 1942 года снимали с командования полком, что он, по воспоминаниям Архипенко был колготным человеком, его драку с Чепиногой на аэродроме, нежелание Букчина плохо говорить о людях, которых уже нет в живых, и то, что он в начале 50-х годов за нарушения по службе был понижен в звании до майора, можно понять, что Владимир Иванович имел довольно непростой характер. По-другому я бы сказал, что у него были проблемы с дисциплиной. В этом и кроется корень неприязни к нему высшего начальства.
Причина конфликта не известна, но я смею предположить, что он вряд ли завершился обычным разговором на повышенных тонах. За это с командование полком не снимают и из партии не исключают. Тем более, что Овчинников был подчиненным Боброва.
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Боброва, если бы Александр Иванович Покрышкин, став в мае 1944 года командиром авиадивизии, не добился его перевода к себе. 29 мая Владимир Иванович становится командиром эскадрильи в 104-м гв.иап., а сентября он уже командует этим полком.
Можно сказать, что Покрышкин протянул руку помощи одному из лучших советских летчиков того периода. Александр Иванович как никто другой понимал Боброва, ведь в 1942 году он сам побывал в подобной ситуации.
Тогда, в конце августа 16 гв.иап, в котором капитан Покрышкин командовал эскадрильей, убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты.
В запасном авиаполку гвардейцы находились в ожидании получения новой техники. Условия жизни и снабжение были неважными.
Переполненные общежития, очереди в столовой. Бурные перебранки и ссоры не являлись редкостью в этих очередях фронтовиков с потрепанными нервами. У гвардейцев была привилегия — в столовой для них стояли отдельные столы.
В связи с этим у летчиков 16 гв.иап, среди которых был и Покрышкин, как-то произошел конфликт с тремя старшими офицерами, не довольными привилегиями гвардейцев. Ситуацию усугубило и принятие обеими сторонами наркомовских сто грамм. Говоря простым языком, произошла банальная драка. Покрышкин, как ее зачинщик, был посажен на гауптвахту.
Вернувшись в полк с гауптвахты, он узнал, что его сняли с должности командира эскадрильи и вывели за штат. Его даже успели исключить из партии, а дело направить в Бакинский военный трибунал!
Эта история завершилась для Александра Ивановича благополучно. Он был восстановлен в партии и продолжил летать в прежней должности.
В этих двух историях много совпадений, поэтому уверен, Александр Иванович не мог остаться безучастным к судьбе одного из лучших летчиков советских ВВС.
Утверждается, что за годы войны Боброва не раз представляли к званию Героя Советского Союза, но документальное подтверждение найдено пока лишь в наградном листе, подписанном Покрышкиным 12 марта 1945 года.
В нем говорится: «За 424 успешных боевых вылетов, лично сбитые 24 самолета и в групповых боях 18 самолетов противника, 19.8.1944 года представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.»
И хотя Бобров имел солидный личный счет сбитых самолетов противника, достаточных, как минимум на Золотую Звезду Героя, августовскому представлению не дали хода. Моральный облик кандидата на звание Героя Советского Союза проверялся очень тщательно и должен был быть кристально чистым. А тут Покрышкин подал наградной лист на человека, которого за полгода до этого сняли с должности командира полка и исключили из партии.
Пожалуй, человек, имевший какие-то огрехи в биографии, мог получить Золотую Звезду Героя лишь посмертно, ибо, как известно: «мертвые сраму не имут».
Так что, я не вижу ничего удивительного в том, что один из лучших советских летчиков был удостоен звания Героя Советского Союза лишь посмертно, в 1990 году, а о том, почему это произошло, было рассказано выше.
После окончания Великой Отечественной войны Владимир Иванович Бобров продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. 26 января 1948 года ему было присвоено воинское звание «полковник». В 1952 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-воздушной академии.
Позднее, за нарушения по службе он был понижен в звании до майора. Причины этому вновь не называются. 10 февраля 1956 года он снова получил звание подполковника, а 19 февраля 1958 года - звание полковника. В этом звании, в 1960 году, он и вышел в отставку.
Проживал в Харькове. Окончил юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института «Гипрокомунстрой». Владимир Иванович ушел из жизни 28 февраля 1970 года, не дожив и до 55 лет.
И в заключении мне хотелось бы поговорить о некоторых мифах, созданных вокруг этого имени.
Откуда у них растут ноги, и когда они появились, я не знаю, но считаю, что их авторы оказывают, подобным образом, медвежью услугу одному из лучших советских летчиков Великой Отечественной войны.
Так утверждается, что свой первый самолет в той войне Владимир Иванович сбил 22 июня 1941 года, а последний, 9 мая 1945 года, что выглядит очень символично.
По первому вопросу ясного ответа нет. По исследованиям Михаила Быкова, первый самолет на счету летчика появился лишь 10 февраля 1942 года, но это ни о чем не говорит. Архивные документы, подтверждающие победы Владимира Ивановича за 1941 год, если они были, могли просто не сохраниться или быть утерянными в годы войны.
Настораживает другое. При упоминании этого боя ни один автор не смог правильно назвать самолет, на котором Бобров вел тот бой. Это то И-16, то Як-1, между тем как на вооружении 238-го полка стояли только И-153 и другим самолетам взяться было просто неоткуда. При этом, утверждается, что был сбит Хейнкель 113, т.е. самолет, который никогда не стоял на вооружении люфтваффе.
Да, в отчетах союзников и советских летчиков среди сбитых самолетов иногда указывали этот тип истребителя, но, летчиков за подобную ошибку можно простить, шла война, немцы проводили широкую компанию дезинформации, но сейчас это уже известно и можно было внести какие-то коррективы.
А вот утверждение о том, что Владимир Иванович сбил свой последний самолет 9 мая 1945 года в небе над Прагой вообще не выдерживает никакой критики. Его последняя победа в той войне была одержана 17 апреля 1945 года, что подтверждается ЖБД 104 гиап. Это был ФВ-190. И ошибки быть не может. Учет сбитых вражеских самолетов в тот период был уже налажен основательно.
На самом деле в небе Праги немецкий корректировщик Дорнье 217 сбил летчик 16 гиап Голубев Георгий Гордеевич. Об этом рассказывал в своих воспоминаниях Покрышкин, учтен он и в списке побед Голубева, есть эта информация и в ЖБД 16 гиап.
Или еще один миф, кочующее из одной публикации в другую с незначительными вариациями: В совершенстве владея "Аэрокоброй", он (т.е. Бобров)продемонстрировал свое мастерство в сентябре 1944 г., когда в паре с Павлом Крюковым они буквально растерзали группу Хе-111, уничтожив по три грозные машины.
В списке воздушных побед Крюкова Павла Ивановича, командира 104 гиап, последний сбитый самолет зафиксирован 22 июля 1944 года. Это был именно Хе-111. 22 июля этот же тип самолета зафиксирован и в списке побед Боброва. Сбиты были они в одном бою, что подтверждает ЖБД 104 гв.иап. Именно об этом бое и ведется речь, просто его итоги сильно преувеличены. После этого боя Бобров в группе с Крюковым вылетал лишь 28 и 31 июля на прикрытие переправы, но воздушных боев эта группа не вела. Больше совместных вылетов этих летчиков в последующий период в ЖБД 104 гиап не зафиксировано. Ни у Крюкова, ни у Бобров в послужных списках нет по три сбитых самолета в одном бою.