Лоуренс Кольберг (1927-1987) - американский психолог, практиковавший в 20-том веке, который прославился своими исследованиями в области морального развития и психологии морали.
Теория гендерного развития Лоуренса Кольберга
Для усвоения теории необходимо разобраться в двух понятиях:
Пол - анатомическое различие.
Гендер - представление о мужских и женских качествах и поведении, выведенное социумом.
Психологи 20-го века утверждали, что дети проходят стадии осознания своего пола под влиянием общества. Они усваивают гендерные роли посредством внутренней мотивации соответствовать тому, чего ожидает общество в зависимости от их биологического пола.
Их концепция выглядела так:
Рождение ---> Навязывание гендерной роли обществом в зависимости от пола (мальчики сильные, смелые и никогда не плачут, девочки прилежные, хозяйственные) ---> Признание пола, как чего-то постоянного
Кольберг же пошел иным путем и выдвинул собственную теорию гендерного развития: сначала дети принимают свой пол, а уже потом принимают гендерные роли, навязанные обществом.
Стадии гендерного развития Лоуренса Кольберга
- Гендерная идентичность (2–3 года) - ребенок осваивает язык и начинает понимать кто он - девочка или мальчик, а также могут определить пол других людей.
Однако они не понимают, что это характеристика, которая не может измениться со временем, как длина волос человека или одежда, которую он носит. - Гендерная устойчивость (3–6 лет) - ребенок понимает, что его пол постоянен и не меняется.
На стадии гендерной стабильности дети начинают понимать, что мальчики вырастут папами, а девочки - мамами и т.д. - Гендерная константность (6–11 лет) - дети узнают о половой связи мужчины и женщины. Как только они развивают это понимание, они начинают действовать согласно гендерным стереотипам общества.
Интересный факт: полоролевые стратегии могут различаться в зависимости от местного общества. Например, девушка, выросшая в традиционной культуре, может полагать, что единственный путь, доступный ей как женщине, — это выйти замуж и растить детей. Напротив, девушка, выросшая в более прогрессивной культуре, может продолжить карьеру, избегать заводить детей или решить не выходить замуж.
Таким образом, Кольберг утверждал, что наиболее важным аспектом гендерного развития является когнитивное понимание ребенком окружающего мира, а не биологические инстинкты или культурные нормы.
Другими словами, речь идет не о том, что ребенок чувствует себя мотивированным вознаграждением, чтобы действовать определенным образом в соответствии с тем, что ожидается от него как от мальчика или девочки. Вместо этого развитие их гендерной идентичности зависит от их ощущения себя мужчиной или женщиной, которое развивается поэтапно, соответствующими их когнитивному развитию (эти этапы тесно параллельны теории Пиаже о когнитивном развитии детей).
Интересные факты о Л. Кольберге:
- Предполагал, что женщины часто находятся на более низкой стадии морального развития по сравнению с мужчинами
- Получил степень бакалавра всего за год
- С 1968 года и до конца жизни занимал должность профессора психологии образования и социальной психологии в Гарвардском университете
- После длительной борьбы с депрессией в сочетании с болезненными симптомами заражения тропическим паразитом покончил жизнь самоубийством