Калининградская земля – свидетельница множества исторических событий. Она помнит ожесточенные бои Великой Отечественной войны, изменившие её судьбу навсегда. Но она же стала и уникальной съемочной площадкой для многих любимых советских фильмов. Есть ли связь между этими двумя ипостасями? Оказывается, есть, и очень глубокая.
Сегодня я расскажу о судьбах известных деятелей советского кинематографа, чьи пути пересеклись с Янтарным краем дважды: сначала в дыму и грохоте сражений Восточно-Прусской операции Красной армии 1945 года, а затем – уже в мирное время, под светом кинокамер.
Эти люди не играли войну – они ее пережили, и их талант, закаленный в горниле испытаний, придавал их работам особую глубину и правдивость. Вспомним этих выдающихся личностей, чьи истории – неотъемлемая часть истории нашего края.
Юрий Николаевич Озеров
Начать стоит с Юрия Озерова (1921-2001), легендарного кинорежиссера и сценариста, чье имя неразрывно связано с монументальной киноэпопеей «Освобождение», а также фильмами «Битва за Москву», «Сталинград» и трогательной лентой о московской Олимпиаде «О спорт, ты — мир!».
Народный артист СССР, он прошел всю войну связистом, от обороны Москвы до штурма Кёнигсберга. Воевал Юрий Николаевич в составе 50-й армии (сначала 2-го, затем 3-го Белорусского фронта), в звании капитана, а позже майора, участвовал в ожесточенных боях за города Восточной Пруссии: Ликк, Биаллу, Нойендорф, Николайкен, Вормдитт и другие. Был он и непосредственным участником апрельского штурма Кёнигсберга в 1945 году, его боевые заслуги отмечены двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красного Знамени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга» и другими.
Именно здесь, потрясенный увиденным среди дымящихся руин Кёнигсберга, молодой офицер дал себе зарок:
«Если выживу – расскажу о войне людям...».
И он сдержал слово.
Верность этому зароку Озеров хранил всю жизнь, и отрадно, что часть своей главной картины – киноэпопеи «Освобождение», а именно один из эпизодов 3-й серии «Направление главного удара», – он снимал спустя годы на калининградской земле, в городе Советске. Подробности о съёмках фильма в Янтарном крае — по ссылке на названии кинокартины.
Аркадий Николаевич Толбузин
Аркадий Толбузин (1920-1972), заслуженный артист РСФСР, актер театра и кино, многим зрителям запомнился по яркой роли полковника контрразведки белых Кудасова в «Новых приключениях неуловимых мстителей».
Но в его творческой биографии были и другие заметные роли в фильмах «Кортик», «Сердце не прощает», «Конец „Сатурна“», множество работ по озвучиванию и даже режиссерская работа – фильм «Капитаны голубой лагуны».
На фронт Аркадий Николаевич ушел добровольцем в мае 1942 года. После Карельского фронта служил на 3-м Белорусском фронте в составе 192-й стрелковой Оршанской дивизии (входившей в 113-й стрелковый корпус 39-й армии). Его боевой путь пролег через Белоруссию, Литву, он участвовал в боях на территории Восточной Пруссии, форсировал реки Неман и Шешупе. Дивизия, в которой он служил, принимала участие в Мемельской, Гумбинненской, Инстербургско-Кенигсбергской, Кенигсбергской и Земландской наступательных операциях. Кроме исполнения своих прямых обязанностей, по собственной инициативе создал кружок художественной самодеятельности и давал музыкальные концерты непосредственно перед товарищами на передовой. В ходе боев за Зидлунг (современный калининградский район Чкаловск) получил контузию. Награждён орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Спустя двадцать лет после войны, в 1965 году, Аркадий Николаевич вернулся на калининградскую землю уже как актер – для съемок в шпионском детективе «Игра без правил». Здесь он исполнил роль советского военного коменданта города Сергея Петровича Леонтьева, которого пытались скомпрометировать американские спецслужбы. Фильм сохранил для нас его образ в мундире советского полковника на фоне узнаваемых пейзажей послевоенного Янтарного края.
Николай Александрович Боярский
Нельзя не вспомнить и Николая Боярского (1922-1988), Народного артиста РСФСР, яркого представителя ленинградской театральной школы и любимого многими киноактера. Родной дядя Михаила Боярского, он блистал на сцене Театра им. Комиссаржевской (особенно в роли Кисы Воробьянинова) и запомнился зрителям по ролям в фильмах «12 стульев», «Золотой телёнок», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Приключения Электроника».
Его путь на фронт начался прямо со студенческой скамьи Ленинградского театрального института в июле 1941 года. Он оборонял родной город, был ранен уже в декабре 1941-го, затем воевал под Сталинградом, освобождал Крым. Великую Отечественную войну Николай Александрович закончил в Кёнигсберге в звании старшего сержанта, командира стрелкового отделения 366-го стрелкового полка 126-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии (входившей в разное время в 51-ю, 2-ю гвардейскую и 43-ю армии 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов) он участвовал в Инстербургско-Кенигсбергской, Кенигсбергской и Земландской наступательных операциях. Его личное мужество отмечено высокими наградами: медалями «За боевые заслуги» (за Крым) и «За отвагу», орденами Славы III и II степени, орденом Красной Звезды и медалью «За взятие Кёнигсберга».
В наградных листах (см. фото вверху) зафиксированы его подвиги: в январе 1945-го в боях на территории Восточной Пруссии он уничтожил 18 гитлеровцев (Орден Красной Звезды), а 8 апреля 1945 года, уже в Кёнигсберге, в уличных боях у Зоологического сада уничтожил снайпера и еще 6 солдат противника, взяв в плен 16 (Орден Славы II ст.). Примечательно, что как раз в районе современного Калининградского зоопарка, у здания художественной школы, размещен информационный стенд, рассказывающий о фронтовике и актёре Николае Боярском.
Память о герое жива: 28 июля 2024 года автору этих строк посчастливилось провести небольшую экскурсию к этому памятному месту для племянника героя – Михаила Сергеевича Боярского, который, находясь в Калининградской области, захотел услышать историю фронтовых подвигов своего родного дяди.
Спустя более тридцати лет после войны, в 1978 году, актерская судьба вновь привела Николая Боярского на землю его фронтовой юности. Режиссер Наум Бирман пригласил его на съемки музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки», где Боярский сыграл небольшую, но колоритную роль отставного гренадера.
Съемки проходили в живописных местах на реке Неман, в той самой Калининградской области, на территории которой он когда-то воевал. Съемочная группа базировалась в Советске, в гостинице "Россия". Так земля, ставшая свидетелем его ратных подвигов, спустя десятилетия стала и местом его мирной творческой работы.
Виктор Иванович Щеглов
Еще один актер, чья фронтовая биография связана с небом Восточной Пруссии – Виктор Щеглов (1925-1991), актер театра и кино, режиссер. Многим зрителям он запомнился благодаря небольшой, но яркой роли следователя гестапо, который выдавал себя за страхового агента в культовом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Сын писателя Ивана Щеглова, он рвался на фронт после гибели брата Сергея в 1941 году, добившись зачисления в летное училище. Виктор Иванович служил в Военно-воздушных силах Краснознаменного Балтийского флота, в прославленном 15-м отдельном морском разведывательном авиационном Таллинском Краснознамённом ордена Ушакова II степени полку (15 ОМРАП).
В составе этого полка он участвовал в боевых действиях над Балтикой, сражался за Данциг, Свинемюнде, Кёнигсберг и Пиллау. Но вот какую загадку задает нам его фронтовая биография: официальные документы, в частности, акт о награждении медалью «За победу над Германией» от 9 февраля 1946 года (подписанный командиром полка, Героем Советского Союза Ф.А. Усачевым), указывают его должность как «механик авиавооружения» в звании старшего сержанта. Это, как правило, наземная служба.
Однако интригующую и трагическую ноту вносит история, о которой рассказывал сам Виктор Иванович. С его слов, в районе Кёнигсберга он был вынужден вступить в бой и ответить огнем на обстрел его самолёта противником. Подойдя к месту, откуда велась стрельба, он увидел убитого им немецкого солдата. Весь трагизм произошедшего состоял в том, что перед ним оказался юный парень, его сверстник, одурманенный нацистской идеологией. Именно это горькое осознание – необходимость защищаться и убивать врага, который оказался почти ребенком, – оставило, по его собственным словам, глубокий и незаживающий след в душе, став тяжелым моральным грузом на всю жизнь.
Этот рассказанный им самим эпизод боя вполне вписывается в реалии фронтовой жизни: обстоятельства на передовых аэродромах нередко требовали от любого военнослужащего, включая технический состав, взяться за оружие для отражения внезапной атаки или защиты техники. Были ли обстоятельства именно таковы, или эта драматическая история имеет другие, пока неизвестные нам детали – еще одна страница его военной биографии, которая ждет своих исследователей.
Несмотря на эти неясности, вклад Виктора Щеглова в общую Победу как военнослужащего прославленного авиаполка несомненен. После войны 15 ОМРАП некоторое время базировался в Хайлигенбайле (ныне Мамоново), а затем был переведен в Чкаловск под Калининградом.
Подобно Аркадию Толбузину, Виктор Щеглов спустя два десятилетия вновь оказался на Калининградской земле, уже для работы в кино. В 1965 году он снялся здесь в фильме «Игра без правил», создав запоминающийся образ скользкого карьериста, офицера советской контрразведки Георгия Ромина. Так переплелись в его судьбе грозные дни войны в небе над Восточной Пруссией и мирная работа в кино на той же земле.
Юрий Иванович Аверин
Продолжает наш список еще один талантливый актер, чья судьба также оказалась связана с этой землей и войной, и мирным творчеством – Юрий Аверин (28.10.1922 – 29.01.1990). Заслуженный и Народный артист РСФСР, он был прежде всего человеком театра, но оставил заметный след и в советском кинематографе.
Его фронтовой путь начался стремительно: движимый патриотическим порывом, совсем юный Юрий Аверин, едва окончив театральное училище в Воронеже, ушел добровольцем на фронт уже в июне 1941 года. По утверждению его близких, для этого он даже приписал себе возраст, став по документам старше. Он прошел долгую и трудную дорогу войны, был несколько раз ранен. Служил в качестве музыканта музыкантского взвода в составе прославленной 48-й гвардейской стрелковой дивизии (входившей в 28-ю армию на 3-м Белорусском фронте во время Восточно-Прусской операции), участвовал в освобождении Украины и дошел до Кёнигсберга, став участником его штурма. Выступая с концертами перед бойцами на передовой и в госпиталях, он разделял со своими боевыми товарищами все тяготы фронтовой жизни. Его вклад в Победу отмечен орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина» и, что особенно важно для нашей истории, медалью «За взятие Кёнигсберга». Закончил войну Юрий Иванович в звании гвардии старшины.
После войны и недолгой службы в армейском ансамбле в Гродно, Юрий Аверин посвятил себя театру. Он стал ведущим актером сначала в Иркутске (где встретил свою жену, актрису Валентину Архангельскую), затем блистал на сценах Малого театра и Театра имени Пушкина в Москве. Театр был его главной страстью, ради которой он мог отказаться даже от выгодных кинопредложений (как, например, от роли Наполеона у Сергея Бондарчука). Киноработ у него сравнительно немного (около 24), но они запомнились зрителям. Интересно, что из-за характерной внешности Аверину часто доставались роли немецких офицеров, которых он играл нешаблонно, создавая сложные образы, как в фильмах «Бессмертный гарнизон» или «Гранатовый браслет».
Но именно работа с Сергеем Бондарчуком подарила Юрию Аверину «вторую встречу» с землей, где он воевал. В 1959 году он снялся в знаковой картине «Судьба человека», сыграв роль жестокого лагерфюрера Мюллера. Съемки этого пронзительного фильма частично проходили здесь, в Калининградской области. Так, спустя почти полтора десятилетия после боев за Кёнигсберг, гвардии старшина Юрий Аверин вернулся на эту землю уже как признанный актер, чтобы на кинопленке воплотить образ врага в фильме, ставшем классикой советского кино. Его история – еще одно свидетельство того, как война и искусство переплелись в судьбах людей на фоне истории нашего края..
Юрий Владимирович Никулин
Особое место в нашем рассказе занимает Юрий Никулин (1921-1997) – всенародно любимый киноактер, гениальный клоун, человек, чья улыбка согревала миллионы. Хотя он, в отличие от других героев этой статьи, не участвовал непосредственно в боях на территории Восточной Пруссии, его связь с Янтарным краем тоже двойная и по-своему символичная: именно здесь для него завершился тяжелейший период жизни, связанный с войной, и сюда же он вернулся спустя годы для работы над одной из своих самых знаковых ролей. Таким образом, он попадает в наш список с некоторой оговоркой, но его история слишком важна, чтобы её обойти.
Юрий Никулин был призван в армию в 1939 году, прошел советско-финскую войну зенитчиком. Всю Великую Отечественную войну он защищал небо Ленинграда в составе частей ПВО (115-й зенап, позже 72-й отдельный зенитный артдивизион), прикрывал Дорогу Жизни на Ладоге, воевал под Колпино, участвовал в наступательных операциях Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов. Пережил и серьезное испытание, едва не стоившее ему жизни: во время одного из жестоких артобстрелов на Ладоге взрывной волной его отбросило в полынью, образовавшуюся от разрыва предыдущего снаряда. Пребывание в ледяной воде при температуре воздуха около -30 градусов привело к тяжелейшей пневмонии, от которой он долго лечился в госпитале. Его боевые заслуги отмечены медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Победу старший сержант Никулин встретил в Курляндии, в Латвии. Но демобилизация застала его не там. Вскоре после окончания войны его 72-й ОЗАД был переведен на территорию бывшей Восточной Пруссии, в город Тапиау (ныне Гвардейск). Именно отсюда, с земли, еще не носившей имя калининградской, Юрий Владимирович Никулин 18 марта 1946 года шагнул из военной шинели в мирную жизнь, демобилизовавшись после семи долгих и страшных лет службы, опаленных двумя войнами. Как он писал позже в мемуарах «Семь долгих лет», армия стала для него суровой жизненной школой.
И вот, спустя почти тридцать лет после демобилизации из Тапиау, судьба вновь привела Юрия Никулина на Калининградскую землю – уже как знаменитого актера. В 1975 году режиссер Алексей Герман пригласил его на главную роль майора Лопатина в свой фильм «Двадцать дней без войны». Личный фронтовой опыт Никулина, несомненно, помог ему создать один из самых правдивых и пронзительных образов человека на войне в советском кинематографе. Значительная часть съемок этой знаковой картины проходила именно в Калининградской области – в Пионерском, Немане, Черняховске, Знаменске, ставших на время декорациями для этой честной ленты о войне.
Так земля, где для Юрия Никулина закончилась военная служба, стала местом создания одного из важнейших его кинообразов, навсегда вписав его имя в кинематографическую историю нашего края.
Заключение
Судьбы названных актёров – это удивительные примеры того, как история Калининградской земли тесно переплела войну и мирное творчество. Люди, прошедшие через огонь боев, спустя годы вернулись сюда уже под светом софитов, чтобы подарить нам незабываемые роли и фильмы. Их личный, выстраданный опыт, несомненно, придавал особую глубину и правдивость работе на экране.
Я рассказал лишь о нескольких таких судьбах. Наверняка, это далеко не полный список! Возможно, вы, читатели, знаете и другие имена актеров или режиссеров, чья военная биография связана с Восточной Пруссией, а творческая – со съемками в Калининградской области? Если у вас есть такая информация или интересные истории – пожалуйста, делитесь ими в комментариях! Давайте вместе продолжим это увлекательное исследование страниц истории нашего края и советского кино.
А пока – почему бы не пересмотреть замечательные фильмы с участием героев нашего рассказа? "Освобождение", "Мир входящему", "Игра без правил", "Трое в лодке, не считая собаки", "Семнадцать мгновений весны", "Двадцать дней без войны", "Судьба человека" и другие ленты – это отличный повод не только насладиться игрой великих артистов, но и взглянуть на них по-новому, вспоминая их непростой путь и двойную связь с Янтарным краем.
Оставайтесь с каналом "Снято в Калининграде", и вы узнаете много нового и интересного о кинематографическом наследии Янтарного края!
Кроме того, приглашаю на профиль канала в Телеграме и ВК.
Подписывайтесь, буду рад.
Статья подготовлена в информационных и учебных целях для популяризации культурного наследия Калининградской области.
© Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу "Снято в Калининграде". Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.