Речь начинает формироваться сразу после
рождения ребенка - это так называемый
«доречевой период».
Что входит в этот период?
📌Социальная включенность: слуховая -
реагирует на голос взрослого, успокаивается, когда слышит знакомый голос; зрительная - прослеживает и наблюдает за взрослым, смотрит на лицо взрослого, улыбается в ответ.
📌Сосредоточенность.
📌Первая коммуникация в виде голосовых
реакций интонационно окрашенных - гуление, лепет.
📌Имитация (звукоподражание) и артикуляция,
на которые впоследствии опирается словарный запас и грамматика.
Для формирования речи важны
следующие элементы⚠️
1️⃣Социальная включенность;
2️⃣Анализатор слуха;
3️⃣Центр сенсорной речи в головном мозге;
4️⃣Центр моторной речи в головном мозге;
5️⃣Проводящие пути от головного мозга
к мышцам, участвующим в речи;
7️⃣Непосредственно структуры, участвующие в речи - язык, голосовые связки, диафрагма и другие.
🗣️Какие причины?
Причиной задержки развития речи может быть нарушение на уровне любого из вышеперечисленных элементов. Исходя
из этого, важно определить, что конкретно
послужило причиной расстройства речи
и языка.
«Красные флаги» или когда необходимо обратиться за консультацией к специалисту🚩
🖇️Ребенок до 6 месяцев не реагирует на звуки и обращенную речь.
🖇️Ребенок 6-9 месяцев не издает звуки, нет
лепета.
🖇️Ребенок 12 месяцев не говорит простые слова или слоги для обращения к родителям.
🖇️Ребенок 15 месяцев не использует слова
(кроме слов/ звуков, обозначающих обращение к родителям) для своих вопросов или требований. Также не использует жесты
для коммуникации.
🖇️Ребенок 18 месяцев не имеет в запасе
минимум 5 слов/ слогов, четко обозначающих определенные предметы или действия, и никак не использует их.
🖇️Ребенок в 2 года не имеет в своем активном словаре минимум 50 слов/ контуров/звуковых комплексов, четко обозначающих определенные предметы/ действия. Не может объединить 2 слова/ эквивалента слов в словосочетания/ простые предложения.
🖇️Ребенок в 3 года не отвечает на простые
вопросы - «Как тебя зовут?», «Сколько тебе
лет?» и другие. Более 50% того, что он говорит невозможно понять. Не выполняет инструкцию из 2 действий.
🖇️Ребенок в 4 года не говорит предложениями из 4-5 слов. Речь ребенка понятна близким, но не ясна для окружающих. Отсутствует пространственное мышление - расположение предметов относительно друг друга в пространстве. Не использует в речи местоимения.
🖇️Ребенок в 5 лет не говорит сложными предложениями. Речь аграмматична, понятна окружающим не до конца. Не выполняет инструкции из 3 пунктов.
Важно: если Вы отмечаете у своего ребенка на этапе развития вышеописанные признаки - следует обратиться к неврологу!
Специалист определит необходимость
дальнейшего обследования или даст
соответствующие рекомендации.
Какие дополнительные обследования
могут потребоваться?💊
1. Консультация сурдолога и проверка слуха - выполнение КСВП.
2. Исследование крови на КФК - при наличии задержки моторного развития.
3. Консультация генетика - генетические исследования.
4. ЭЭГ - в ограниченных случаях, чаще всего не требуется.
Важно: РЭГ, узи сосудов шеи и другие анализы - не информативны для диагностики задержки речи.
Лечение🌡️
К сожалению, «волшебной таблетки» нет,
но есть действенные методы коррекции.
К ним относятся занятия с логопедом-дефектологом, направленные на запуск речи.
Рекомендуется не меньше 2-х занятий в неделю, желательно 3-4 раза. Они не должны проходить за столом - только в игровой форме.
Если у ребенка выявлены сопутствующие
заболевания (нарушение слуха, РАС), требуется коррекция этих заболеваний - лечение у ЛОР врача, сурдолога, АВА-терапия при аутоподобных нарушениях.
Важно: любые виды массажа, остеопатическая коррекция, препараты (группа ноотропов, БАДы, витамины) и аппараты (БАК, Томатис) на сегодняшний день не доказали свою эффективность и преимущество по сравнению с адекватной логопедической коррекцией.
Совет: если Вы заметили один из «красных
флагов» у Вашего ребенка - не откладывайте
визит к специалисту!