Найти тему
Здоровая ляля 🍼🏥

Расстройство развития речи и языка🗣️🗯️

Речь начинает формироваться сразу после

рождения ребенка - это так называемый

«доречевой период».

Что входит в этот период?

📌Социальная включенность: слуховая -

реагирует на голос взрослого, успокаивается, когда слышит знакомый голос; зрительная - прослеживает и наблюдает за взрослым, смотрит на лицо взрослого, улыбается в ответ.

📌Сосредоточенность.

📌Первая коммуникация в виде голосовых

реакций интонационно окрашенных - гуление, лепет.

📌Имитация (звукоподражание) и артикуляция,

на которые впоследствии опирается словарный запас и грамматика.

Для формирования речи важны

следующие элементы⚠️

1️⃣Социальная включенность;

2️⃣Анализатор слуха;

3️⃣Центр сенсорной речи в головном мозге;

4️⃣Центр моторной речи в головном мозге;

5️⃣Проводящие пути от головного мозга

к мышцам, участвующим в речи;

7️⃣Непосредственно структуры, участвующие в речи - язык, голосовые связки, диафрагма и другие.

🗣️Какие причины?

Причиной задержки развития речи может быть нарушение на уровне любого из вышеперечисленных элементов. Исходя

из этого, важно определить, что конкретно

послужило причиной расстройства речи

и языка.

«Красные флаги» или когда необходимо обратиться за консультацией к специалисту🚩

🖇️Ребенок до 6 месяцев не реагирует на звуки и обращенную речь.

🖇️Ребенок 6-9 месяцев не издает звуки, нет

лепета.

🖇️Ребенок 12 месяцев не говорит простые слова или слоги для обращения к родителям.

🖇️Ребенок 15 месяцев не использует слова

(кроме слов/ звуков, обозначающих обращение к родителям) для своих вопросов или требований. Также не использует жесты

для коммуникации.

🖇️Ребенок 18 месяцев не имеет в запасе

минимум 5 слов/ слогов, четко обозначающих определенные предметы или действия, и никак не использует их.

🖇️Ребенок в 2 года не имеет в своем активном словаре минимум 50 слов/ контуров/звуковых комплексов, четко обозначающих определенные предметы/ действия. Не может объединить 2 слова/ эквивалента слов в словосочетания/ простые предложения.

🖇️Ребенок в 3 года не отвечает на простые

вопросы - «Как тебя зовут?», «Сколько тебе

лет?» и другие. Более 50% того, что он говорит невозможно понять. Не выполняет инструкцию из 2 действий.

🖇️Ребенок в 4 года не говорит предложениями из 4-5 слов. Речь ребенка понятна близким, но не ясна для окружающих. Отсутствует пространственное мышление - расположение предметов относительно друг друга в пространстве. Не использует в речи местоимения.

🖇️Ребенок в 5 лет не говорит сложными предложениями. Речь аграмматична, понятна окружающим не до конца. Не выполняет инструкции из 3 пунктов.

Важно: если Вы отмечаете у своего ребенка на этапе развития вышеописанные признаки - следует обратиться к неврологу!

Специалист определит необходимость

дальнейшего обследования или даст

соответствующие рекомендации.

Какие дополнительные обследования

могут потребоваться?💊

1. Консультация сурдолога и проверка слуха - выполнение КСВП.

2. Исследование крови на КФК - при наличии задержки моторного развития.

3. Консультация генетика - генетические исследования.

4. ЭЭГ - в ограниченных случаях, чаще всего не требуется.

Важно: РЭГ, узи сосудов шеи и другие анализы - не информативны для диагностики задержки речи.

Лечение🌡️

К сожалению, «волшебной таблетки» нет,

но есть действенные методы коррекции.

К ним относятся занятия с логопедом-дефектологом, направленные на запуск речи.

Рекомендуется не меньше 2-х занятий в неделю, желательно 3-4 раза. Они не должны проходить за столом - только в игровой форме.

Если у ребенка выявлены сопутствующие

заболевания (нарушение слуха, РАС), требуется коррекция этих заболеваний - лечение у ЛОР врача, сурдолога, АВА-терапия при аутоподобных нарушениях.

Важно: любые виды массажа, остеопатическая коррекция, препараты (группа ноотропов, БАДы, витамины) и аппараты (БАК, Томатис) на сегодняшний день не доказали свою эффективность и преимущество по сравнению с адекватной логопедической коррекцией.

Совет: если Вы заметили один из «красных

флагов» у Вашего ребенка - не откладывайте

визит к специалисту!