Фрэнк Заппа – музыкант, выпустивший более 100 альбомов, наполненных инновационной музыкой. Выбрать лучшие песни из такого многообразия – задача не из лёгких. Но с помощью экспертов нам удалось составить топ-20, который точно не оставит вас равнодушными.
THE RETURN OF THE SON OF MONSTER MAGNET
Открывающий трек с альбома Freak Out! (1966) так и не был закончен. Причиной стали опасения лейбла Заппы по поводу огромных трат на студию, включая 12 000 долларов только на аренду перкуссии. Именно поэтому композиция получила подзаголовок "An Unfinished Ballet In Two Tableaux" ("Неоконченный балет в двух картинах"). Как ни странно, когда у Заппы появились время и деньги, он не стал завершать композицию, а оставил ее в этом сыром виде.
FROGS WITH DIRTY LITTLE LIPS
Девин Таунсенд (музыкант):
«Заппа всегда был для меня загадкой. Он был невероятно талантлив, гениален настолько, что я не только не смог бы достичь его уровня, но и с трудом могу это осмыслить.
Однако, и это непопулярное мнение, мое восприятие его творчества часто омрачалось некоторыми вещами.
Некоторые фанаты-снобы заставляли меня чувствовать себя глупцом, неспособным понять его музыку. Но честно говоря, меня всегда привлекала музыка, затрагивающая базовые эмоции. Я часто чувствовал, что Заппа холодно логичен в музыке и слегка высокомерен в текстах, даже когда высказывал гениальные мысли. В его музыке было что-то, что, казалось, игнорировало его гениальность, а не использовало ее как инструмент.
Поэтому я бы сказал, что из всего творчества Заппы мне больше всего нравились его комедийные работы. Мой любимый альбом — Them Or Us (1983), и у меня остались приятные воспоминания о песне Frogs With Dirty Little Lips — она была просто забавной. Модальности и тональности умопомрачительно гениальных песен вроде Inca Roads поражают воображение, но звучат настолько по-лос-анджелесски, что я всегда предпочитал им Zeppelin и Стравинского.
В заключение скажу, что картины Заппы повлияли на меня больше, чем его музыка. Его визуальное творчество, включая фильмы, было для меня гораздо более пронзительным. В последнее время я снова слушаю его музыку, потому что мои друзья, которых я очень уважаю, уверяют, что мне понравится».
INCA ROADS
Песня с альбома One Size Fits All, повествующая о встрече инопланетной цивилизации с инками. Предполагается, что это пародия на духовные темы, преобладавшие во многих прогрессивных альбомах того времени. Текст песни становится все более нелепым, высмеивая саму идею сюжета.
Интересно, что это был первый студийный вокальный опыт клавишника Джорджа Дюка. По словам Дюка, Заппа заставил его спеть главную партию. Фраза в конце песни "On Ruth. On Ruth. That's Ruth" – это отсылка к Рут Андервуд, которая играет важную роль на протяжении всей песни на маримбе.
MONTANA
Песня с альбома Over-Nite Sensation (1973) рассказывает историю человека, который отправляется в Монтану, чтобы заработать состояние на выращивании зубной нити. Но под "зубной нитью" обычно подразумевается конопля, которой славилась Монтана в то время. В записи песни приняли участие Тина Тернер и The Ikettes на бэк-вокале.
Говорят, что вокальные гармонии в одном из фрагментов песни было так сложно записать, что когда Тине Тернер наконец это удалось, она поставила запись своему тогдашнему мужу Айку Тернеру, который работал в соседней студии. Но, услышав это, он лишь произнес: "Что это за хрень?".
DON’T EAT THE YELLOW SNOW SUITE
Род Смолвуд (менеджер Iron Maiden):
«Любой, кто знаком с Заппой, знает, что он считал, будто слова неуместны в музыке. Вот почему многие его тексты кажутся бессмысленными и странными.
Don’t Eat The Yellow Snow Suite – это песня до смешного нелепая. Кому еще придет в голову написать песню о замерзшей собачьей моче? Некоторые строки в песне просто безумны, но они работают просто блестяще.
Это действительно забавная песня, но при этом в ней присутствует тот самый высочайший уровень музыкального мастерства, которого ждешь от Заппы. Он был феноменом, и его игра на гитаре – это уже само по себе путешествие, которое никто не смог бы повторить».
«Впервые я встретил Фрэнка Заппу в 1984 году, когда переехал в Лос-Анджелес. Мои друзья устроили вечеринку в честь моего приезда и спросили, кого бы я хотел там видеть больше всего. Не раздумывая, я ответил: "Фрэнка Заппу". Оказалось, эти люди живут с ним по соседству!
Они дали мне его личный номер телефона и сказали позвонить ему. Но я был так напуган, что не смог заставить себя это сделать. Пару недель спустя, когда они поняли, что я так и не позвонил, то сами набрали Фрэнка и передали мне трубку!
Он пригласил меня к себе домой. Мне пришлось пропустить пару стаканчиков виски для храбрости, но он был великолепен. Он провел мне экскурсию по своей студии, а потом мы пару часов сидели и болтали. После этого мы иногда созванивались. Но я никогда не забуду свой страх перед встречей с ним. Я был таким большим поклонником, что когда в 1977 году он давал серию концертов в Hammersmith Odeon, то купил 12 билетов в первый ряд на каждый из этих концертов для себя и своих друзей».
«Мой любимый период творчества Заппы начинается с альбома Fillmore East – June 1971, на котором, на мой взгляд, самая лучшая связка песен на концертном альбоме. К этому же периоду относятся альбомы Over-Nite Sensation и Apostrophe (’). А на последнем как раз и есть Don’t Eat The Yellow Snow Suite».
PEACHES EN REGALIA
Инструментальная композиция с альбома Hot Rats (1969), демонстрирующая джазовую сторону репертуара Заппы. Она также часто исполнялась им вживую.
Существует множество интерпретаций названия песни. Наиболее распространенная из них – отсылка к женской груди.
Эта композиция использовалась в качестве заставки к программе BBC2 "One Man's Week" в 1970-х годах. Дэнни Бейкер также использовал ее в качестве фоновой музыки в своем шоу на BBC Radio London.
HOLIDAY IN BERLIN…
Кавус Тораби (Knifeworld):
«Несмотря на то, что в интервью Фрэнк Заппа мог показаться забавно циничным, а в текстах песен – злобным, его музыка была совсем другой: щедрой и красивой, яркой, порой невероятно радостной и всегда уникальной.
Фрэнк был мастером своего дела. И хотя я считаю, что Get Whitey с альбома The Yellow Shark 1993 года – пожалуй, самая великолепная и элегантная вещь, которую он когда-либо написал, именно Holiday In Berlin, Full Blown с альбома Burnt Weeny Sandwich (1970) впервые познакомила меня с его вселенной и действительно воплощает в себе все, что я в нем люблю.
Это чудесное, неземное звучание, перкуссия, духовые, его новаторские эксперименты с записью звука и невероятный талант аранжировщика – все это делает это шестиминутное чудо похожим на сон.
А когда эта мелодия возвращается под ускоренный маршевый бой малого барабана, о боги! После того, как я это услышал, пути назад уже не было».
THE GRAND WAZOO
Так назывался альбом, выпущенный в 1972 году, когда Заппа был прикован к инвалидному креслу после нападения на концерте в Лондоне.
Это продолжительная инструментальная пьеса, занимающая большую часть первой стороны оригинального винилового издания. Инструментовка очень напоминает биг-бэндовый джаз с активным использованием духовых. Гитарное соло в начале исполняет сам Заппа.
Кавус Тораби (Knifeworld):
«Щедрая и красивая, яркая, порой невероятно радостная и всегда уникальная – такой была музыка Фрэнка».
MUFFIN MAN
Песня, созданная под впечатлением от детского стишка "The Muffin Man", была записана вживую для альбома Bongo Fury 1975 года при участии Кэптена Бифхарта.
Начинается она с устного вступления в исполнении Заппы, которое было записано в студии. Кстати, свою студию Заппа назвал Utility Muffin Research Kitchen в честь этой песни. На концертах Muffin Man обычно плавно перетекала в Camarillo Brillo.
ECHIDNA’S ARF (OF YOU)
Майк Портной (музыкант):
«Выбрать всего одну песню Заппы – задача невыполнимая, настолько обширен и разнообразен его творческий багаж.
Если говорить о техничном музыкальном исполнении, то я бы выбрал Echidna’s Arf (Of You) с альбома Roxy & Elsewhere (1974).
Если о безумном сатирическом содержании текстов, то это Broken Hearts Are For Assholes с альбома Sheik Yerbouti.
А если о сочетании и того, и другого, то Keep It Greasy с альбома Joe’s Garage».
G-SPOT TORNADO
Инструментальная композиция с альбома Jazz From Hell 1986 года. Название трека стало причиной того, что альбом получил маркировку "Parental Advisory" (рекомендовано к прослушиванию с родителями): сексуальный подтекст был сочтен заслуживающим такого предупреждения.
Сам Заппа не верил, что люди вообще способны сыграть эту пьесу так, как она была задумана, поэтому она была исполнена на Synclavier. Однако ансамбль Ensemble Modern доказал, что он ошибался, исполнив ее вживую во время тура Yellow Shark.
Мэтт Бейбер (Sanguine Hum):
«Это редкая возможность услышать, как Фрэнк играет в стиле Дебюсси, с великолепной хроматической гармонией, которая застает его в задумчивом и импрессионистическом настроении».
DROWNING WITCH
Композиция с альбома Ship Arriving Too Late To Save A Drowning Witch 1982 года. В типичной для Заппы манере в ней встречаются отсылки как к "Весне священной" Игоря Стравинского, так и к музыкальной теме телесериала "Dragnet".
Эта инструментальная композиция исполнялась вживую, но на альбоме представлена не запись одного концерта. Заппа утверждал, что группа ни разу не сыграла ее правильно от начала до конца, поэтому он собрал версию для альбома из фрагментов, записанных в разные вечера. Сам Заппа признавал, что сыграть ее без помарок – невероятно сложная задача.
JAZZ DISCHARGE PARTY HATS
Марко Миннеманн (музыкант):
«Как выбрать всего одну песню Фрэнка Заппы? Это невозможно. Поэтому единственный способ справиться с этой задачей – подумать, что бы я поставил человеку, который никогда раньше не слышал ни одной песни Заппы, и я бы остановился на двух вариантах».
«Первый – The Jazz Discharge Party Hats. Это импровизационная пьеса, в которой Заппа рассказывает историю на сцене, и когда я услышал ее впервые, то был просто поражен. Заппа не только захватывающе рассказывает историю, но и музыка, которая звучит на фоне, просто потрясающая.
Это прогрессивная музыка в том смысле, что ее невозможно определить. Кажется, что возможно все».
«Второй вариант – вся вторая сторона альбома Ship Arriving Too Late To Save A Drowning Witch. Там происходит так много всего, переплетается и сталкивается так много различных музыкальных стилей!
Сначала регги/калипсо, потом что-то в духе Фрэнка Синатры, затем оркестровое звучание... Происходит столько всего, что при каждом прослушивании вы будете открывать для себя что-то новое. Да и текст рассказывает блестящую историю».
Марко Миннеманн (музыкант):
«Что мне нравится в Заппе, так это то, что он заставляет людей обращать внимание на то, что он делает. В его мире нельзя ничего принимать как должное».
JOE’S GARAGE
Песня с альбома Joe’s Garage Act 1 (1979) рассказывает историю Джо, Ларри Фаноги и их товарищей по группе, которые проводят время в гараже, играя одну и ту же песню снова и снова. В конце концов группа подписывает контракт со звукозаписывающей компанией, но по необъяснимым причинам распадается, так и не выпустив ни одного альбома.
Так Заппа выразил свой протест против цензуры и злоупотреблений со стороны звукозаписывающих компаний.
Род Смолвуд (менеджер Iron Maiden):
«Игра Заппы на гитаре – это уже само по себе путешествие, которое никто не смог бы повторить».
IN-A-GADDA-STRAVINSKY
Композиция с альбома Guitar (1988), в которой встречаются отсылки как к Стравинскому – одному из главных вдохновителей Заппы, так и к классическому гимну Iron Butterfly In-A-Gadda-Da-Vida.
В этой пьесе басист Скотт Тюнес играет фрагмент последней, в то время как сам Заппа цитирует "Весну священную" Стравинского. Тюнес также включает в композицию фрагмент мелодии "Taps" – скорбной песни, которую обычно играют на трубе или горне на закате, особенно на военных похоронах в США.
THE LITTLE HOUSE I USED TO LIVE IN
Мэтт Бейбер (Sanguine Hum):
«Альбом Burnt Weeny Sandwich часто упускают из виду, поскольку он вышел сразу после признанных шедевров Uncle Meat и Hot Rats и непосредственно перед Weasels Ripped My Flesh со своей знаменитой обложкой».
«Вторая сторона этого альбома почти целиком отдана одной из самых красивых музыкальных пьес Фрэнка, которая на самом деле состоит из нескольких частей, соединенных воедино.
Один из моих любимых моментов в творчестве Заппы – вступление для соло на фортепиано в исполнении Яна Андервуда, которое официально называется The Little House I Used to Live In.
Это редкая возможность услышать, как Фрэнк играет в стиле Дебюсси, с великолепной хроматической гармонией, которая застает его в задумчивом и импрессионистическом настроении, что редко можно услышать где-либо еще в его обширном творчестве».
«Часть, где вступает группа, изначально называлась The Return Of The Hunch-Back Duke – классическое исполнение ранних Mothers, в котором также звучит захватывающее скрипичное соло Дона "Сахарного тростника" Харриса.
А затем, когда скрипичное соло затихает, Фрэнк выдает поистине потрясающую оркестровку для духовых, трубы, клавесина и электрогитары с эффектом "wah-wah" – инструментальное сочетание, которое и по сей день звучит уникально. Это волшебная миниатюра, спрятанная на альбоме, полном лучших произведений Заппы».
ZOOT ALLURES
Заглавный трек с альбома Заппы 1976 года. Его часто сравнивают с Peaches En Regalia с альбома Hot Rats по манере исполнения. Само название – вариация французской фразы "zut alors", выражающей легкое удивление.
Эта песня стала визитной карточкой Заппы наряду с двумя-тремя другими песнями с этого альбома и часто звучала на последующих концертах. Это инструментальная композиция, основанная на джазовом мотиве.
WILLIE THE PIMP
Единственный неинструментальный трек с альбома Hot Rats. Необычный вокал – работа Кэптена Бифхарта.
Название альбома происходит из текста этой песни, в основе которой лежит блюз-рок. История создания этого трека была рассказана в разговоре, который Заппа записал в 1969 году. Запись была выпущена только 16 лет спустя на альбоме Mystery Disc под названием The Story Of Willie The Pimp.
Существует ряд кавер-версий этой песни, в том числе в исполнении бывшего гитариста Заппы Уоррена Куккурулло, а также групп Juicy Lucy и Alex Harvey.
THE CHROME PLATED MEGAPHONE OF DESTINY
Заппа рекомендовал перед прослушиванием этой песни, которая вошла в альбом We’re Only In It For The Money 1968 года, прочитать рассказ Франца Кафки "В исправительной колонии".
Эта композиция, описываемая как конкретная музыка, проводит параллели между местом действия рассказа (исправительная колония) и безумными идеями правых радикалов того времени (1968 год), предлагавших использовать концентрационные лагеря, оставшиеся со времен Второй мировой войны в Калифорнии, для "перевоспитания" хиппи.
В песне также используются интересные звуковые приемы, например, ускоренный смех, который фактически делит трек пополам.
WATERMELON IN EASTER HAY
Стивен Уилсон (музыкант):
«Я бы выбрал Watermelon In Easter Hay с альбома Joe’s Garage. Этот трек опровергает распространенное мнение о том, что Заппа был способен писать только холодную и циничную музыку. Watermelon… – одно из самых возвышенных и красивых гитарных соло, когда-либо записанных, – это звук человека, полностью отдающегося моменту и играющего с душераздирающим лиризмом».