Как член жюри литературных конкурсов я прочитал сотни текстов. Процитирую вам загадочные ошибки-"очепятки" прозаиков и попытаюсь "разобраться" в авторском замысле (читайте в скобках).
***
"То что не изведал я до сели
Преобладает щас во мне…"
(Вот загадки!
Что зашифровал Автор:
- …не изведал до Сени?
- …не изведал до селя?
- …не изведал до сена?
И что чичас преобладает в герое?)
.
"- Как тебя зовут?
- А зачем тебе знать? Я же всё время один".
(Хорошее, мужское имя – "Один")
.
"– Пойду меня домой, надо кошку покормить".
(Иди, иди тебя…)
.
"Он хотел, что-то сказать Ей, но неожиданно подошёл автобус, и Она сев в него, поехала своим путём".
(Там все тронулись своим путем: и автобус, и героиня… И Автор?)
.
"Он бежал, толкая прохожих, вслед за ним нёсся скабрезный хвост проклятий…"
(О, да, это раньше подобный "хвост" тянулся за героем… А современные "хвосты" уже носятся по улицам вполне самостоятельно… Как в фильме ужасов "По темным улицам проклятий хвост носился!")
.
"Через час они уже были на месте ихнего знакомства".
(Точнее сказать: "…ивонного знакомства")
.
"Счастье это ведь что-то такое не объяснимое. Ну, как щекотка".
(Точнее не сказать! Да, счастье – это щекотка!)
.
"- До свидания… - сказала Оля и наполнила его слух чередой коротких гудков".
(Гудите, Оля, гудите!)
.
"Любовь их была подомно огню всепоглащающая , всепроникающая, страшная, нежная , порящая, величественная…"
(Опять что-то про любовь "спороли"…)
.
"Пока Она передвигается по городу с несвойственной для Неё скоростью..."
(Не Она, а машина какая-то…)
.
"Квартира оказалась холодной, без ремонта, мебели, но с туалетом и ванной. На её оплату уходила большая часть жалования, и когда она родила…"
(Холодная, запущенная квартира, но все ж, как смогла, родила!)
.
"…И тогда я только впадинку на лбу у нее заметил. И невольно подумалось: "В висок ведь прямо попал. Надо же!".
(Надо же! На лбу висок нашел и попал!)
.
"И остаётся только цокать языком и не только им".
( Заинтриговали! Чем, чем же еще поцокаем?)
.
"…и карета понеслась, ревя сиреной, не утихающей долгие десятки метров".
(Свершилось! Связали время и расстояние! Прапорщик с его канавой "Отсюда и до обеда" - рыдает).
.
"Он обещал вернуться через три дня и отвезти Ее на четвертый на озеро".
(Куда? Куда Они удалятся? На четвертый, или на озеро?)
.
"Яков, как жаренный умчался в редакцию".
( Быстрее только "угорелые" бегают, когда их жареный петух клюнет!)
.
"...неприметно готовящегося полёта" -
(В тексте говорится о сотне записавшихся на этот "совсем" "неприметный" полет…);
.
"...далеко ведущее космическое путешествие..."
(Автор мог сказать с иронией: "Далеко заведет путешественников их космическое путешествие!", но предпочел завести читателей далеко-далеко от стилистики…);
.
"...устремилась сквозь плотные слои небесной дали..."
(Автор устремил нас сквозь плотные слои… бесплотного образа!)
.
"...пассажиры на себе испытали все "прелести" небольшой перегрузки. Но она вскоре закончилась, с выходом на околоземную орбиту. И сменилась на невесомость, удерживая невесомых людей натянутыми ремнями в удобных креслах..."
(Получается, что "она" удерживает невесомых людей, но… Но по тексту "она" - это "перегрузка", но… Но "она" уже "сменилась" на невесомость, и… И самое главное, все же не "перегрузка" удерживает людей, а ремни. Но написано не так…)
.
"...они-то изощрялись доканывать всё до последней капельки даже из стеклянных бутылок..."
("Доканывать"? "Поизощрялись", и "пускай канают" из космоса, "редиски"!)
.
"...с довольной улыбкой вернул измельчавшую тару..."
(Судя по тексту, тара все же волшебным образом не уменьшилась в размерах, побывав в руках космонавтов)
.
"...удавалось сразу метко нацелиться на объект выливания..."
("Объект выливания"? Ну, тогда надо упомянуть и о "субъекте вливания"!)
.
"И сразу заприметил предмет внимания..."
("Предмет внимания"? Опять забыли о "субъекте понимания предмета внимания"…)
.
"Из тени приближающейся Луны выплывала большая разноцветная точка..."
(Здесь бы и поставить точку в повествовании, "большую" и "разноцветную"! Но, увы, такой точка не бывает…)
.
"Курсы двух кораблей явно пересекались. И это вызывало тревогу подозрений..."
("Тревога подозрений"? Если бы так говорил комический "герой" рассказа, да, такой может… Но от Автора?)
.
"Кто-то даже вспомнил про свой фотоаппарат и щёлкнул его на прощание…"
(Кто-то, вспомнив про…, "щёлкнул" фотоаппарат на прощание…)
.
"И зловеще навис, как коршун над голубкой; олицетворяя всю соразмерность своего состояния не в пользу Землян..."
(Интересно соразмерил всё Автор не в пользу благозвучности и точности)
.
"Помочь в конспирации родного демаскированного корабля..."
("Демаскировал" себя Автор в этой фразе…)
.
"В салоне наступила гробовая тишина от предчувствия нехорошего. И оно не заставило себя долго ждать..."
(А "оно" то тут причем? А-а-а, это же "нехорошее"… Предчувствие меня не обмануло!)
.
"Стюардессы бегло проследили…"
(Т.е. ускоренно проследили? Беглый огонь по… стилистике!)
.
"В связи с реакцией человеческого организма на потенциальную опасность, механизм их мускульных телодвижений уже интуитивно занял соответствующее положение. И стюардессы не мешкая умостились на свои закреплённые места..."
(Замечательная пародия на научную статью в псевдонаучном стиле. А "механизм" "занял"? Да, так и надо писать о людях! А на что "умостились" стюардессы - это каждый может понять по-своему… Интрига и элементы эротики!)
.
"В полголоса вторил ему пилот, напрягая усилия двигателей..."
(Да, именно так вычурно и весьма "адекватно" описывают работу двигателей ракет...)
.
"Рулевые тяги уже непослушны..."
("Тяги" и, соответственно, управляемые ими "рули"? Конечно, это именно то, чем "рулят" в космосе!)
.
"... связь работала во всех наушниках, объединённых общим затруднительным положением..."
(Опять наушники попали в затруднительное положение!)
.
"Пятёрка обречённых на неизвестность людей зависла в темени невесомого пространства..."
(Невесомое пространство? Открытие! Осталось найти "в темени" и невесомое время!)
.
"Они так и не достали до каких либо намёков на стены..."
(Жаль, очень жаль путешественников - так и не достали до намёков!)
.
"...лунная поверхность всё ближе озарялась солнечным светом к фигуркам людей, хоронящихся за естественными преградами..."
("Хоронятся"? Слово вполне соответствующее эпохе космоса. Но, лучше бы сказать: "… люди спужалися и стали хорониться за телегой… ой, простите… за лунными кратерами…")
.
"В нашей, безвыходной ситуации, мы гораздо в выигрышном положении..."
("Гораздо в выигрышном положении"? Угораздило же так написать…)
.
"- Как тебя зовут? – Разряжая натянутую обстановку, познакомился Матвей..."
(- А тебя как зовут? – познакомилась в ответ героиня…)
.
"Сам не зная о чём самоуверенно обнадёжил расстроенную новую соратницу Матвей..."
("Сам не зная о чем самоуверенно обнадежил…" - получается, что "обнадежил" "о чем"? Автору рассказа надо нас хоть в чем-то обнадежить!)
.
"Видно было, что не один десяток лет сюда вкладывались и деньги и глубокие моральные традиции...".
(Видны моральные традиции? За такие деньги даже "вложенные" моральные убеждения себя покажут!)
.
"...раздражитель настроения..."
(Лучше сказать: "Настроитель раздражения"),
.
"... до педантизма вылизанный официант..."
(Зализали до педа… нтизма официанта!)
.
"Он был в костюме, в пиджаке... Одной рукой он облокачивался о стену, вторую держал в кармане..."
(Несчастный! Мало, что на костюм ему еще и второй пиджак натянули, но, похоже, что и руку оборвали (в кармане держит её, как память)...)
.
"... а потом он взял меня за руку, и мы пошли. Он шел впереди, я – за ним, разглядывая сзади его часы на руке..."
(Раздвоилась женщина от счастья! Бывает…)
.
"После этих слов, он до конца раздел меня взглядом..."
( До чего, до чего раздел?)
.
"Мы, шестнадцатилетние пацаны … играли в салки. Кто водит, тот должен догнать себе замену и шлепнуть её по затылку …"
(Доигрались пацаны! "Его" в "её" превратили!)
.
"Курили и пили во множестве чаи..."
(Во множестве чаи курили…)
.
"Как будто я вовсе и не сучществую...".
(Слово очень понравилось. Да, бывает, не живешь, а "сучществуешь"!)
.
"Настин образ всё ещё возрастал в диаметре, как надувающийся шарик..."
(Аж, страшно! А если образ лопнет?)
.
"Так я окрестил небесную точку, которой она всё время внимала..."
(Раньше рявкали: "Ну, что уставилась в одну точку?" Теперь говорят культурно: "Ну, что внимаешь одной точке?")
.
"Небо окрашивалось меланхолией и тщетностью..."
(И придираться не буду… Тщетностью окрашено!)
.
"Ему было так плохо, что Настя и Маша плакали за него..."
(Что ж, действительно, совсем нет сил у человека, даже плачут за него!)
.
"Оконца и бойницы чердака были зарешёчены ржавыми прутьями, которые блестели на солнце и ослепляли окружающих..."
(Очень точно! Ржавчина так и блестит, так и ослепляет меня всегда!)
.
"Я не был врачом…- но даже моих скудных знаний хватило, чтобы понять: Настя не протянет и двух лет...".
(Я всё думал: "Не врач… Может быть, предсказатель-волшебник?" И понял, наконец, герой – киллер! Спасибо, хоть пару лет дает пожить Насте!)
.
"Пытался найти в морщинках на её лбу, в складе губ или разрезе глаз намёк на что-то ей необходимое...".
(И нашел! Ей необходима пластическая операция!)
.
"Когда он отошёл, я увидел двухметровых шкафов с безразличными лицами наёмных убийц...".
("… глубокоуважаемые шкафы…")
.
"…воздух был так неподвижен, ароматен, холоден, чист и свеж после городов…"
(Да, согласен, после городов воздух приходит особо свежим!)
.
"…мужчина в свитере, неопределенных лет..."
( Точнее бы сказать, например: "мужчина в сорокалетнем свитере…")
.
"Женщина быстро его разглядывала…"
(Действительно: "внимательно", "тщательно", "пристально" и т.д. тут неуместно! Женщины быстро разглядывают …)
.
"…женщина, оглядываясь, смотря, куда повесить пальто…"
(Автор выражаясь, выражая, как выразить эту мысль…)
.
"Я не боюся сквозняков!"
( Точно не боиссси?)
.
"...неуверенно поглядывая искоса на нее через плечо..."
( Так поглядывая, уверенно окосеешь…)
.
"У дороги замечала и грибы, остро пахнущие на свежеспиленных деревьях..."
(Обычно острее пахнет свежеспиленное… Может так: "…замечала и деревьях, остро пахнущие на свежеспиленных грибах"?)
.
"Она неловко училась вязать носки у соседки..."
(Ой, неловко как-то написано…)
.
"Не успел я что-либо сказать, как голова в союзе с другими частями тела предстала передо мной с развернутым ватманом в руках..."
(Опять фильм ужасов, под названием: "Явление головы с ватманом!")
.
"Женская же часть группы шумно взгромоздились на первые парты..."
( А женская ли часть "взгромоздились"?)
.
"Ему "повезло", что он относится к некой породе мужчин – "подкаблучников" идеальных мужей…"
(Так и пишите - гей-подкаблучник мужа)
.
"Но все смотрят в пустоту и ждут. Ждут каждый своего..."
(Ну, не все ждут "его", кто-то и "своё" ждет…)
.
"Не бей меня, мне плохо. - И вырвал..."
("…И вырвал грешный мой язык!" А героя, простите, вырвало…)
.
"Сознание того, кто ты, человек, демонстрировало своё превосходство..."
(Что первично: сознание или человек? В тексте сознание продемонстрировало своё превосходство над человеком!)
.
"Душевное равновесие - вот главный целитель уставшего пути..."
(Путь устал! Но душевное равновесие исцелит путь!)
.
"Бесстыдно и бессовестно ты целовалась со мной на улице, долгожданно стиснув коленками мою растерявшуюся ногу..."
(Нога растерялась от неожиданного нападения коленок…)
.
"Мне незнакопок не надо".
(Может быть, Автор хотел сказать "незнапопок"?)
.
"…к деду, мирно сидевшему на лавке возле дома с застывшим, вдаль уходящим взглядом…"
( Так все же: взгляд застыл, или ушел вдаль?)
.
"…я способна его обманывать, оставаться холоднокровной к его огненному взгляду…"
(Ах, коварная! Притворяется хладнокровной, а сама - холоднокровная стерлядь!)
.
"Лицо его изображало мучительную смерть, которую ему пришлось принять во всех красках..."
(Какой актер погиб! И после смерти во всех красках мучительно изображает!)
.
"Звук бьющегося металла холодным скрежетом ногтей прочертил тишину…"
(С металлом надо быть осторожнее: так и бьется он, холодно скрежеща ногтями, и чертит тишину… Вот, черти, как могут начертить текст!)
.
"Занимала ее одна из работниц мадам: замуж вышла месяц тому – съехала..."
(Точно, моя знакомая, как вышла замуж, так сразу "съехала"…)
.
"Она сняла и бросила их на диван, задернул занавеси на окнах, потом подошел к ней, стоявшей спиной к письменному столу..."
(Ах, любовный угар! И не важно, что Она сняла и каких таких "их" бросила! Не важно: и кто "задернул", и "подошел"… Да, любовь слепа…)
.
"Хруст гравия, быстрые шаги удаляющихся ног..."
(Кадр из фильма ужасов "По городу ноги ходили, удаляясь…")
.
"Он повернулся, и хотел что-то сказать, но замолчал..."
(Точнее сказать надо, например: " Он что-то сказал, но промолчал...")
.
"…оторвался от беседы с каким-то человеком, по виду, с развратником и убийцей…"
(Очень точное наблюдение. Я тоже развратников и убийц сразу узнаю!)
.
"…одряхлевшие от старости глаза не будут иметь сил даже плакать!"
( Ах, глаза совсем бессильные стали от старости!)
.
"Сильный толчок потряс корпус вертолета. Его закружило и понесло к склону горы. Едкий дым и огонь заполнили тесное пространство. Скрежет металла… Искры… Темнота…Его подбросило тяжело и медленно, подбрасывая и переворачивая где-то в воздухе. Но потом он неожиданно легко встал на ноги и сделал несколько очень мягких, почти невесомых шагов..."
(Загадка! Кто или что "легко встал на ноги": человек или вертолет?)
.
"Утреннее нежное солнышко скользнуло на мою кровать, которую мы сегодня дружно делили пополам с Питом… Заглянув во вторую спальню, где почивал Пит, я понял, что он тоже просыпался..."
( Пит спит раздваиваясь!)
.
"Авигдор с размаху ударил беглеца прикладом, а потом, уже лежашего, несколько раз пнул его ногой..."
(Из милицейского протокола: "А затем, уже лежащего, пнул, с особой жестокостью, его же ногой!")
.
"Над столом начало медленно принимать вертикальное положение дородное женское тело…"
(Фильм ужасов! Только упустили в начале: "В морге над столом начало медленно… и т.д")
.
"Раскрыть рот мне больше не удалось..."
(Намек понял, заканчиваю…)
.
Удачи и успеха!
Павел Отставнов.