Найти тему
Швеция в разрезе

Немного о ситуации с жильём и энергоносителями. Одна любопытная статья из Dagens nyhetter с комментариями

Всё ждала, чем отзовутся мейнстримные СМИ на избиение итальянской спортсменки на ринге, но у Швеции свои проблемы.

Передовица DN
Передовица DN

На первой полосе спор собственников частных домов с транспортной компанией Trafikverket, которая в своё время приобрела у SJ (шведские железные дороги) объект, имеющий отношение к этой самой железной дороге.

Швеция - страна, население которой распределено очень неравномерно. Юг - густо заселен, но центральная и северная часть страны - это мелкие городишки, вокруг которых расположены многочисленные деревни. А есть и такие деревни, которые находятся вдали даже от мелких городков. Как они там существуют, я в душе не чаю и гадать не хочу, но явление действительно имеет место. Мы поездили по северу Швеции, и там действительно встречаются поселения, объединённые в коммуны (kommun), которые насчитывают буквально десяток домов. И дома эти могут, находиться как на расстоянии плевка, так и в километре друг от друга, да ещё и с каким-нибудь перелеском, разделяющим соседей. Видела довольно приличное хозяйство на склоне высоченного пологого холма. Вокруг трехэтажного дома заплатки полей, а вокруг полей лес густой "со всяк чудищ" (с).

То есть, ситуация с жильём, серьёзно удалённым от любых трасс - реальная.

Данный же случай - поселение, получающее электроэнергию от того самого железнодорожного узла, во времена оны проданного SJ. Trafikverket недавно предупредила поселение, что электричества у них больше не будет. Потому что. И только поднятый в прессе шум (ничего не напоминает?) позволил сельчанам начать переговоры с компанией, которая до публикаций DN к диалогу не была готова.

Личные наблюдения. Уже давно ходят слухи, что шведское правительство вознамерилось выкурить жителей сельской местности в города. В детали я не вдавалась, поэтому не могу сказать, связано ли это с зелёной повесткой или вызвано другими причинами. Но. К владельцам частных домов такие драконовские меры применяют, что я охотно во все эти слухи верю. Ну, сами посудите. Каждый год выходят новые требования к содержанию частных домов. Появляются нормативы, например, как должна выглядеть ванная комната. Должен быть наклон пола по направлению к сливу, и наклон - по ранжиру, а не как левая пятка захотела. И сделать это самим не получится, потому что должны делать спецы с профильным образованием. Иначе никакой страховки не увидите в случае чего. И штраф, да. Как минимум раз в год прискакивают какие-нибудь инспекторы, которые участок и дом облазить стараются вдоль и поперёк, и таки выявляют какие-нибудь нарушения. Визит такого инспектора, которого вы не приглашали, обойдётся в 3000 местных тугриков. На наши - больше 24000. И это только начало, потому что вы получите предписание исправить недочёты в какой-то определённый срок. Как правило, он не превышает полгода. И исправления, естественно, тоже влетят вам в копеечку. По скромным прикидкам подобные мероприятия обойдутся минимум в 50000 местных тугриков. И даже если вы всё сделаете, на следующий год примут ещё какую-нибудь фигню, или у вас устареет проводка - это классика. И вы снова попадёте на бабки.

В данном конкретном случае компания долго не соглашалась даже на переговоры. Когда согласилась, выяснилось, что выхода всего два. Первый уже был озвучен. То есть, прекращение поставок с предложением самим как-нибудь подключаться к общей сети. С некоторых пор хитрым шведским законодательством запрещено сторонним компаниям заниматься электрификацией. То есть, тащить кабель в конкретную глухомань (я сейчас совсем по Фрейду опечаталась, обозвав местечко глухоматью) можно только за счёт собственников жилья. А это миллионы долларов. Второй вариант, предложенный Trafikverket - увеличение цены на электричество. В десять раз. Видимо, в эту цену будет заложено содержание и обеспечение объекта железной дороги, через который и ведётся поставка электроэнергии в н.п. При том, что за последние пару лет электричество и так стараются экономить из-за его дороговизны, можно себе представить восторг жителей от такого предложения. Можно было бы продать жильё и перебраться в город, как того хочет кто-то там сверху, но кто такое купит?

Лирическое отступление. Вообще стоимость собственности в сельской местности в последние годы падает просто невероятными темпами. Не везде, разумеется. Но по соседству с полями ветряков - сразу вдвое, а где и побольше будет. В связи с увеличением расходов на топливо (помним, да, сколько там стоит литр АИ-95), любые более-менее удалённые от городов посёлки больше не являются привлекательными, как раньше. Например, знакомая (назовём её Карин) продавала двухэтажный дом с гектаром земли. Локация - центральная Швеция. Было это пять лет назад, и тогда Карин выручила за дом около 650000 местных тугриков. Дом в пятнадцати минутах езды на машине от городка с населением 25000 человек. Ближайший крупный город и торговый центр области в двух часах езды. Ну, это стандартная ситуация для центра и севера Швеции. Там примерно везде такие расстояния. Так вот, сейчас подобный домик ей вряд ли удалось бы продать дороже полумиллиона. Потому что ситуация радикально изменилась. В городке работы почти нет.

У Карин осталась там подруга Эстер, с которой они регулярно созваниваются. И обещаются съездить в гости, но теперь Карин, чтобы добраться до бывшего дома, надо потратить около 2500 местных тугриков, ибо на машине, а Эстер, ибо безлошадная, придётся на перекладных добираться, и влетит это в ещё большую копеечку, поскольку и электричество, и топливо подорожали в разы.

Раньше внутренний туризм в Швеции был очень сильно развит. Ну, там действительно почти везде есть, что посмотреть. Летом устраиваются всякие фестивали, раньше ретроавтомобили целыми колоннами разъезжали, портили воздух. Шведы это дело очень любили. Я, когда первый раз это увидела, да ещё и где-то в глубинке, а не на юге, была очень удивлена. Машин 30 было. Все ухоженные, видно, что владельцы заботятся. И такие съезды проходили каждый год, собирали зрителей. В казну принимающего городка - вливания, поскольку вся эта публика любит поесть, а кое-кто и выпить. Благодать. Теперь машинки стоят в гаражах, потому что зелёная повестка.

Автомобильных дел мастер, который обслуживает машинки моих родственников, несколько лет приобрёл по бросовой цене подобную машинку. Собирался её, не спеша, привести в порядок, чтобы, выйдя на пенсию, продать и пожить в своё удовольствие. Потому что такие машинки, да ещё и на ходу, тогда стоили приличных денег. Теперь он не знает, куда этот металлолом девать.

Я всю эту ситуацию наблюдала в динамике на протяжении последних двадцати с лишним лет, и могу точно сказать, что всё изменилось в худшую сторону. Буквально всё. Может, те шведы, которые зарабатывают в верхнем диапазоне зарплат (а это не абсолютное большинство), ничего и не почувствовали, но обычные люди - очень даже. Как сказала бывшая коллега о своём бывшем муже: "Ну, купит он один Бэнтли в этом году, а не два, как обычно". В то время, как обычным людям приходится выбирать, когда ехать за продуктами и что покупать, да так, чтобы хватило на оплату счетов ещё.

Чем закончится интересная история, ещё посмотрим. Потому что представители Trafikverket больше не так категоричны. Оказалось, что вообще-то по договору, который заключён аж до 2029 года, компания обязана обеспечивать электроэнергией данный н.п. Именно за это она получает плюшки в виде налоговых послаблений.

Ваш оборзевающий по Швеции,

Ханна Фогель