Смертность на дорогах республики впервые за 10 лет пошла вверх. В летний сезон в Казани уже несколько раз фиксировали сотни аварий за сутки, при этом желающих купить водительское удостоверение не становится меньше. Какова цена?
За последний год в публичном поле «засветилось», как минимум, три уголовных дела в отношении инспекторов татарстанского ГИБДД – силовики уличили «сотрудников» в торговле водительскими правами. А если точнее, то в «беспрепятственном принятии экзамена по вождению».
В переводе на Уголовный кодекс России это можно трактовать, как превышение должностных полномочий, получение взятки или служебный подлог – статьи внушительные, впрочем приговор по ним редко бывает соответствующим. Редко когда силовикам удается «принести в суд» достаточное количество эпизодов взяток – а после еще и безоговорочно убедить Фемиду встать на свою сторону.
Источники «Вечерней Казани», близкие к силовым структурам, говорят, что сложность этих уголовных дел в том, что «нечистые на руку» инспектора не берут взяток лично – всегда в деле есть посредники, причем несколько. Также размер «подношения» обычно не превышает 20-25 тысяч рублей: при условии, что в деле один или несколько эпизодов, ущерб можно так или иначе компенсировать – у защиты в суде достаточно пространства для маневра.
По данным наших источников, средняя стоимость водительского удостоверения в Татарстане составляет 20-25 тысяч рублей, при этом инспектор, который непосредственно и решает: сдал курсант вождение или нет – получает лишь 10-15 тысяч, остальную часть денег забирают посредники.
Рискнуть своей карьерой представители ГИБДД решаются по двум причинам. Во-первых, на проблемных курсантах можно хорошо заработать за счет их числа – взятки просто ставятся на поток. Во-вторых, доказать предвзятость инструктора крайне сложно: да, происходящее с учебной машиной фиксируют камеры, но никто и не будет выдавать права человеку, который допустил серьезное нарушение правил дорожного движения.
А вот пересматривать записи с камер, вычислять ошибки, являющиеся, к примеру, полуметровым заездом за линию разметки, крайне сложно. Мало кто будет этим заниматься, говорят источники «Вечерней Казани». Отсюда и коррупция.
Библия преступлений
Дело Александра Борисова, «купившего» для своего пасынка водительское удостоверение в январе этого года, можно назвать «методичкой» по совершению коррупционных преступлений сотрудниками ГИБДД Татарстана. Борисов полностью признал вину, а все причастные должностные лица, как стало известно «Вечерней Казани», уволены со службы.
Схему, к которой оказался замешан подсудимый, наши источники, близкие к силовикам, считают «каноничной» – Борисов обратился к своему знакомому по фамилии Марданшин: сказал, что нужно «решить вопрос» с правами для пасынка. Тот, как следует из обвинения, согласился и озвучил ценник в 25 тысяч рублей.
У Марданшина был знакомый сотрудник отдела пропаганды Татарстанского ГИБДД – некто Хамидуллин. Марданшин назначил ему встречу прямо у главного здания ГБУ БДД Татарстана на Оренбургском тракте и попросил «оказать содействие» своему знакомому. Хамидуллин согласился и тут же получил на руки 15 тысяч рублей.
Дальше представитель отдела пропаганды (в тот же день и у того же здания) назначил встречу уже своему знакомому инспектору, который и принимал экзамен у пасынка Борисова. Фамилия этого сотрудника Фахретдинов – следствие установило, что он за 12 тысяч рублей закрыл глаза на ошибки курсанта, благодаря чему тот и получил права.
За дачу взятки должностному лицу через посредника Александру Борисову грозит до шести лет лишения свободы.
11 месяцев заключения и 800 тысяч штрафа
В феврале этого года Приволжский суд Казани признал старшего инспектора городского ОГИБДД Рината Туктамышева виновным в получении взяток от 10 курсантов автошкол. Как установило следствие, Туктамышев получал от 11 до 16 тысяч рублей со сдающего «город» или «площадку» водителя.
В общей сложности суд и следствие по его делу заняли три года – 11 месяцев из этого времени подсудимый находился под стражей. Срок в СИЗО позволил Туктамышеву «скостить» штраф, назначенный судом – изначально он составлял миллион рублей.
Также бывшему сотруднику ГИБДД Татарстана запрещено занимать руководящие должности в государственных организациях пять лет. И это при том, что Туктамышев категорически отрицал свою вину, а в последнем слове просил проверить инструктора автошколы, от которого, по версии следствия, и получал взятки.
Силовики также установили, что роль посредника в коррупционной схеме выполняла сестра Туктамышева – Регина. Она якобы брала деньги от курсантов и «заносила куда нужно». Защита утверждает, что девушка брала деньги за консультирование будущих водителей.
Кстати, из материалов дела следует, получала на руки она «каноничные» 20 тысяч рублей.
Самая крупная афера в ГИБДД
Уже около двух лет в Приволжском суде Казани рассматривается дело бывшего инспектора экзаменационного отдела ГИБДД города Шамиля Бикушева – на скамье подсудимых также оказался его предполагаемый сообщник Ильнур Сиразетдинов. По версии следствия, подсудимые незаконно «обновили» 81 водительское удостоверение.
Схема, на которой Бикушев и Сиразетдинов зарабатывали выглядит предельно просто: «занесшие» им деньги водители писали заявление о потере прав, а подсудимые за определенную плату хлопотали о выдаче им документа с расширенными категориями.
Например, до «потери» документа взяткодатель мог управлять лишь легковым автомобилем, а уже после взятки у водителя «вдруг» появлялось право сесть за руль еще и грузовых авто. Вообще, как полагает следствие, добавить в права можно было любую категорию – вопрос был лишь в деньгах.
В деле фигурируют взятки от 10 до 100 тысяч рублей, а общий ущерб по делу превышает полтора миллиона рублей.
Подсудимые не признаю свою вину.
Запрос рынка
Торгуют правами не только сотрудники татарстанского ГИБДД, но и мошенники – на одного из таких в 2023 году нарвалась 21-летняя студентка КФУ София Кибанова. Девушка обвиняется в покушении на дачу взятки должностному лицу через посредника. Как установило, следствие, подсудимая хотела «задобрить» инспектора ГИБДД Татарстана, чтобы наконец-то сдать вождение – передала для этого 51 тысячу рублей своему посреднику, однако тот ее «кинул».
Примечательно, что за несколько месяцев до того, как оказаться на скамье подсудимых, Кибанова отсудила у своего посредника «коррупционные» деньги и даже получила сверху моральную компенсацию.
Поскольку посредник возместил ущерб, то его «уголовку» по статье о мошенничестве прекратили за примирением сторон. Но силовики тут же возбудили дело и на саму Кибанову – теперь ей грозит восемь лет лишения свободы.
Эта история показывает, что спрос на получение водительского удостоверения незаконным путем все еще есть – и результаты у таких сделок тоже имеются. Согласно докладу врио руководителя татарстанской Госавтоинспекции Айрата Самигуллина, в республике впервые за 10 лет начала расти смертность на дорогах.
А за первые полгода 2024 года в Татарстане произошло 1271 ДТП, в котором погибло 140 человек. При этом количество жертв продолжает расти – в конце июля сообщалось о 169 авариях, произошедших за сутки в Казани.
Главной причиной возросшей опасности на дорогах Самигуллин называет человеческий фактор.
Автор: Андрей Мартыгин