Роль бани в жизни русского народа
Баня в жизни русского человека издавна играла важную роль. Славяне верили в целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Ведь все мы знаем: «Чистота – залог здоровья».
В бане не только мылись и парились, но и стирали белье; в бане лечились от всех хворей. В бане в крестьянских семьях принимали роды: тут и чистота, и теплота, и кипяток с холодной водой есть. Здесь также гадали, снимали порчу, делали заговоры.
Очень часто баню ставили у реки, чтобы близко можно было брать воду. А как здорово было после горячего изнуряющего пара окунуться в холодную речную воду! А можно было поваляться в снегу, нырнуть в сугроб или просто окатиться ледяной водой.
Для бани заготавливали веники, чаще всего березовые и дубовые, которые перед мытьем обязательно запаривались в кипятке. В баню приносили заранее высушенные или свежесорванные лекарственные травы: мяту, ромашку, зверобой – и для запаха душистого, и для лечения. Ну а для питья неизменно стояли жбанчики с холодной питьевой водой или квасом.
Многие традиции банного ритуала живы и в наши дни.
Банник – недобрый дух
Но иногда бани побаивались: ведь в ней за печкой, каменкой или под полком жил банник. По отношению к людям вел он себя мягко говоря недружелюбно, а уж пьяных на дух не переносил: мог ошпарить кипятком или запарить до полусмерти. Также банник мог наказать за сквернословие и ругань: в бане шуметь нельзя. И плевать на раскаленные камни тоже нельзя: банник в ответ мог «наградить» герпесом. Также в бане должны быть порядок и чистота: полки вычищены, выскоблены; полы подметены; вся банная утварь вымыта чистой водой. Банник даже мог сам подмести пол, если чистоплотные хозяева в спешке забыли это сделать.
А православные снимали нательный крестик перед посещением бани и не молились, чтобы не рассердить банника.
После полуночи париться было нельзя, ведь банник мог усыпить нарушителя и запарить до смерти. Не каждый же изловчится и выгонит банника веником или выскочит из бани задом наперед. Нельзя также было париться после «третьего пара», потому что подходила очередь париться самому баннику, домовому, а также чертям и русалкам.
Русские люди представляли банника голым человечком с яркими глазами либо мужиком, покрытым шерстью, с длинными волосами, железными когтями. Иногда он мог превращаться в веник, уголек, собаку или кошку.
Когда наступали Святки, девушки ходили в баню гадать. Если банник ударит по голой спине или руке своей когтистой мохнатой лапой, то жди беды или жениха-бедняка, а если ласково погладит, то к радости либо к богатому жениху.
А еще банник – обладатель шапки-невидимки, которую кладет на каменку. Если и удастся кому эту шапку эту украсть, то бежать надо прочь из бани в церковь, иначе догонит и жизни лишит.
Понедельник –это день банника, так что лучше париться в бане во вторник, в четверг, а лучше всего - в субботу. После посещения бани в субботу, надев все чистое, нарядное, славяне в воскресенье шли в церковь. Поэтому мыться в воскресенье нельзя ни в коем случае: банник мог наслать болезнь. Не надо лишний раз сердить хозяина бани.
Славяне даже сложили историю о баннике: «Один мельник вернулся домой с ярмарки и за-полночь решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок. И вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке. «А, попариться захотелось»,- прорычал банник. - Забыл, что после полуночи баня наша – нечистая». И ну хлестать мельника двумя огромными раскалёнными вениками, пока тот не упал в беспамятстве. Когда уже к рассвету пришли в баню домочадцы, потревоженные долгим отсутствием хозяина, то еле-еле привели его в чувство. Долго трясся он от страха, даже голос потерял. И с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор: "Встал, благословясь, пошёл, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растёт, цветы не цветут. И также у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни банной нечисти». С тех пор парился мельник в бане только до захода солнца.
Обдериха – злой дух
Еще один агрессивный дух – это банница, или обдериха (шишига). То ли она жена банника, то ли сожительница, впрочем, это неважно.
Банница, в отличие от банника, живет под полом. Очень любить царапать людей, а особенно ошпаривать кипятком – обдирать, оттого и имя такое получила - обдериха. Хитрая она, могла обернуться знакомым человеком, кошкой или берестяной трубкой – мочалкой. А на самом деле это страшная лохматая голая старуха. Так что лучше с ней не связываться. И за детьми в бане обязательно присматривали, а то обдериха могла подменить ребенка.
Ну а если уважительно в баню попроситься, то не сможет обдериха человеку вред принести. Вот история, записанная на Русском Севере: «Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в баню, баня то теплая. А сперва попросился у бани, чтобы пустили ночевать. Ночью слышит, полетели Обдерихи на свадьбу и зовут: „Машка-Матешка, полетели с нами!“ А она отвечает: „Гость у меня!“ Те говорят: „Так задери!“ А она: „Нет, не могу, он у меня попросился“.
Банная бабушка – добрый дух
А вот банная бабушка – добрая старушка, знахарка, недаром больных и хворых лечили именно в бане. А еще и повитуха, ведь в семьях крестьян роды часто проходили в бане. Омывая роженицу и младенца, люди совершали магические обряды, прося банную бабушку, чтобы беды и напасти обходили их стороной. Крестьяне верили, что добрая старушка приглядит за ребеночком и его мамой.
Благодарность банным покровителям
Нельзя ли задобрить покровителей бани? Конечно, можно. Славяне, заходя в баню, говорили так: «Банный дедушка, дозволь попариться!» Мужчины должны были заходить в баню с правой ноги, а женщины – с левой. А после мытья благодарили банника: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке». А еще нужно обязательно оставить в бане таз с теплой водой, кусочек мыла, веник и, конечно же, угостить дедушку – положить кусочек ржаного хлеба, посыпанного солью, либо оставить у каменки медку, молочка. Банник обязательно откликнется добрым отношением: хоть и злой нечистый дух, а любит заботу и доброе к себе отношение.
Верим или не верим мы в банных покровителей, но многовековая мудрость русского народа оставила для нас традиции русской бани. Не зря живёт в народе фраза: «Кто в бане парится, тот долго не старится». Так будем же соблюдать эти заветы и в сердцах не станем посылать кого-либо в баню, насылая беды, а будем доброжелательны к окружающим.
С легким паром!
Автор статьи: Елена Барсукова.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы видеть новые статьи! А также буду благодарна за лайки и комментарии