Сегодня вы прочитаете третью и заключительную главу о Русской Полярной Экспедиции, в которой узнаете о судьбе Зари ,о судьбе могилы полярного доктора и об отце-основателе поселка Тикси.
Судьба Зари.
Что же касается судьбы Зари,то на следующий год после неудачного плавания,Ф. А. Матисен вернулся в Якутию и «Заря» — первое судно, под русским флагом обогнувшее мыс Челюскина — была поставлена к западному берегу бухты Тикси, рядом с тем местом, где сейчас находится шестой причал, и простояла там долгие годы.
Через много лет, участники Лено-Хатангской экспедиции Главного управления северо-морских путей 1933— 1935 г. г., давшей начало порту Тикси, и народнохозяйственному освоению Центральной Арктики, отмечали; «Кроме двух домиков полярной станции в заливе Сого, никаких строений в Тикси не было. До 1932 года догадаться, что здесь когда-либо были люди, можно было только по выступающей из воды на одной из прибрежных мелей палубы яхты «Заря», с надстройкой и высокой трубой...»
В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о. Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ватерлинию. Причиной пожара был костер, разведенный на палубе местными жителями. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспедиции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя: "Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и, одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек, вытянулась дымовая труба..." От случайного огня на яхте выгорела палуба, и к концу тридцатых годов над водой остались лишь труба и обгорелые пеньки шпангоутов. В последующие годы части остова появлялись над водой лишь во время больших отливов, Так случилось, что от легендарной яхты нет ни кусочка дерева ни в одном музее мира.
Однако, судно служит людям до сих пор, но в другой ипостаси. Прочный деревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным каркасом нефтепричала, что используется военной частью Тикси и сегодня. Эту идею- превратить "Зарю" в причал- впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Матисен еще в 1919 году). Не менее живучими оказались и некоторые механизмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944-1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции, где он исправно работал в течение нескольких лет."
Сейчас в музее «горностай», Булунского отделения РГО в п.Тикси ,содержатся некоторые экспонаты с шхуны Заря в том числе большой железный крест, сделанный из мачты Зари,и установленный участниками экспедиции на на о.Котельный, на могиле доктора Вальтера. Многие годы спустя,в 2011 году экспедиция Русского Географического общества под руководством известного путешественника Дмитрия Шпаро , перезахоронила останки Германа Вальтера, поскольку его могила за сто лет, пришла в негодность, и гроб с прахом исследователя оказался выдавлен льдами вечной мерзлоты на поверхность, участники экспедиции в тяжелейших условиях, за 10 дней, подвергаясь нападениям белых медведей, выкопали в мерзлом грунте новую могилу глубиной 2.5 метра ,и торжественно захоронили полярного исследователя, в церемонии перезахоронения приняли участие представители России, Германии и Эстонии,а так же родственники Вальтера, специально приглашенные из Эстонии. На могиле установили новые крест и ограду, изготовленные из нержавеющей стали, которые полностью повторили первоначальный вид памятника.
Отдельно хочется рассказать о Фёдоре Андреевиче Матисене, человеке ,который исследовал бухту Тикси, доказав её пригодность для строительства морского порта.
Фёдор Андреевич Матисен родился в Петербурге в 1872 году, учился вместе с Колчаком, ходил в северные полярные экспедиции пять раз. Фёдор Матисен был членом Российского географического общества и Академии наук. Он был отмечен наградами за участие в полярной экспедиции на Шпицберген, а также орденом Николая II за участие в русской полярной экспедиции Э. Толля 1900-1903гг. Имя Матисена носит пролив между островами Вилькицкого и Нансена у северного берега Таймырского полуострова. После возвращения из Русской полярной экспедиции, Ф. Матисен обосновал судоходство по низовьям Лены до бухты Тикси". Именно Матисен своими исследованиями доказал и убедил гидрографов, что лучшей стоянкой для морских судов является бухта Тикси, а наиболее многоводной и судоходной протокой для выхода в океан надо считать Быковскую протоку. Начальник экспедиции доказывает, что морским пароходам не нужно входить в реку, а товарообмен необходимо производить в бухте Тикси. Он подчеркнул важные условия развития судоходства в этом районе: "Необходимо организовать теперь же добычу каменного угля в бассейне реки Лены и перейти речному флоту на этот род топлива; устроить большой склад каменного угля в Тикси для снабжения топливом приходящих с моря пароходов на обратный путь; увеличить добычу угля для экспорта его взамен привезенных с моря грузов". Матисен утверждал, что материалы, собранные многочисленными экспедициями, "дают достаточно сведений для того, чтобы немедленно приступить к осуществлению товарообмена восточным северо-морским путем, с полной вероятностью успеха". Возможно, Колчак, отправивший Матисена в устье Лены вынашивал стратегические военные цели в разгар гражданской войны. Но Матисен проявил себя настоящим патриотом, он отдал свои знания и все силы благородным идеям – строить в устье порт, развивать промышленность Сибири, торговать с Америкой и другими соседними странами, добывать уголь на Лене. . В начале ХХ века семь раз проделал он путь в Тикси и обратно: морем, рекой, сухопутным путем. На карте бухты Тикси нет имени Федора Матисена, хотя целый ряд названий дал именно он - это перешеек Колычева, протока Исполатова, лагуна Степаненко . Имя Матисена увековечено на Шпицбергене, на Таймыре, в названии гидрографического судна. В Тикси же памятью Матисену и возглавляемой им Первой Советской арктической экспедиции остались морской порт и поселок.
Гуков С.А.