Найти тему

Международная политика в области защиты прав нации на самоопределение. Дипломная работа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИЙ И НАРОДОВ, ТРЕБУЮЩИХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие

1.2. Содержание права наций на самоопределение

1.3 Правовая основа реализации права наций на самоопределение

ГЛАВА II. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

2.1. Территориальный и национальный подход к понимаю понятий «нация» и «народ». Национальный суверенитет

2.2. Содержание принципа территориальной целостности в международном праве

2.3 Роль принципов территориальной целостности государств и самоопределения народов в обеспечении международной безопасности

ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

3.1 Соотношение принципов самоопределения и территориальной целостности в международном праве

3.2 Проблемы реализации права наций и народов на самоопределение в контексте современного федерализма

3.3. Конфликты, возможные при реализации права наций на самоопределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования продиктована в первую очередь тем обстоятельством, что в настоящее время в мировом масштабе получает широкое распространение так называемая концепция идеи национального самоопределения. Вспомним конфликты и различного рода движения за независимость на Украине, Грузии, Молдавии, Чечне, Южной Осетии и ряде других государств.

Следует отметить идея национального самоопределения возникает не на пустом месте. Она была задекларирована ещё в 1966 году, в Международных Пактах о правах человека и прослеживается в тексте отдельных деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, эта концепция также закреплена в ряде нормативных правовых актов международных неправительственных организаций.

Таким образом, с учетом высокого современного статуса идеи национального самоопределения, она нуждается в дополнительном исследовании.

Злободневность исследования данной тематики связана также с тем, что многие вопросы возникают и при реализации права наций на самоопределение и при непосредственной защите их территориальной целостности.

Более того, сама суть идеи национального самоопределения на текущий момент трактуется неодинаково и имеет пробелы в классификации, а также ряд иных ряд вопросов как в теоретическом, так и в практическом плане.

В первую очередь, существует проблема, связанная с пониманием термина «народ», трактуемого в зависимости от используемой ситуации. В частности, имеет ли он право на самоопределение после определения посторонними, что это так? Или же каким именно образом такое «право одного народа» совмещается с идентичным «правом» другого, в частности, когда «право некой этнической группы», компактно проживающей на определенной территории соотносится с «правом населения государства в целом») и т.п.

Во вторую очередь существует проблема, связанная с пониманием термина «народ», в плане того, что «может ли какое-либо множество (этническая группа или население, проживающее на конкретной территории) быть рассмотрено как субъект международного права» и т.д.

В третью очередь существует проблема, связанная с пониманием термина «народ», в плане того, что «исходя из положений, содержащихся в Пактах о правах человека (Ст. 1, п. 1) и в других нормативно-правовых актах ООН», «право на самоопределение» представляет собой «возможность действий, которые могут быть осуществлены в одностороннем порядке, направленных на определение политического положения отдельных сообществ («народов») и территорий вне какого-либо контекста права и без каких-то ограничений». Соответственно возникает и логичный вопрос: «Имеет ли возможность данная идея быть основой правового подхода или способом при помощи которого решаются межнациональные конфликты?

Наконец, в четвёртую очередь существует проблема, связанная с пониманием термина «народ», в плане определения того, как «осуществляются коллективные права народов и права конкретной личности и имеется ли возможность при принятии и исполнении коллективных прав гарантировать исполнение и соблюдение личных» и т.п.

Безусловно, в данной связи следует поддерживать мнение авторитетных отечественных ученых (М.Н. Марченко, С.Н. Бабурина и других) о том, что «ответы на эти и другие вопросы можно получить, только принимая во внимание культурную относительность концепции самоопределения народов, то есть исходя из того факта, что эта идея, подобно всем другим социальным идеям, возникла и развивалась в конкретных исторических обстоятельствах и в определенном интеллектуальном и культурном контексте. Прослеживая историю идеи, необходимо проводить различие между текстами, в частности правовыми документами, и их интерпретациями на практике».

Объектом настоящего исследования выступает институт защиты международных прав народов, а именно права наций на самоопределение.

Предметом исследования выступает международное и отечественное законодательство, регулирующее процесс реализации законного права наций (народов) на самоопределение.

Целью работы является исследование основ международной политики в области защиты прав нации на самоопределение и выявление проблем в данной области.

Достижение поставленной цели в работе предлагается посредством следующих задач:

1. Провести ретроспективный анализ появления и эволюции идеи национального самоопределения;

2. Раскрыть основное содержание данного права;

3. Определить правовую основу реализации данного права;

4. Рассмотреть территориальный и национальный подход к понимаю понятий «нация» и «народ», определить что из себя представляет национальный суверенитет;

5. Раскрыть содержание принципа территориальной целостности в международном праве;

6. Определить роль принципов территориальной целостности государств и самоопределения народов в обеспечении международной безопасности;

7. Установить как соотносятся принципы самоопределения и территориальной целостности в международном праве;

8. Выявить ключевые проблемы реализации права наций и народов на самоопределение в контексте современного федерализма;

9. Выделить возможные конфликты при реализации права наций на самоопределение.

10. Сформулировать выводы по изученной теме.

Подобные вопросы, а также неоднозначность научных подходов к вопросам определения права народов на самооопределение в отечественной науке и предопределили выбор тематики исследования.

Следует отметить, что подобными вопросами в науке интересовались Р.Г. Абдулатипов, Е.С. Александрова, Ю.Г. Барсегов, Н.А. Балаян, Г.Г. Бернацкий, Н.В. Варламову, Г.М. Вельяминов, Я.С. Гевандова, Г.С. Денисову, Д.П. Зеркин, Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, К.О. Коваленко, А.Е. Козлов, В.А. Колосов, Н.А. Косолапов, А.П. Кошкин, В.В. Красинский, Э.Б. Кузьмин, Л.А. Лазутин,. И.И. Лукашук, В.А. Михайлов, Н.В. Михайлова, Ф.С. Мирзаев, А.Н. Мочалов, С.Б. Мякинина, И.Т. Нуриева, Э.Н. Ожиганов, Н.В. Остроухов, В.Н. Русинову, И.М. Сампиев, И.Д. Семновский, А.В. Сковородко, Е.С. Смоловую, О.А. Степанова, А.В. Темираева, И.В. Тиунчик, Т.Я. Хабриеву, Е.Н. Хазов, Е.А. Холина, Н.В. Явкин и другие ученые.

Структура работы построена с учетом комплекса решаемых задач и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Методологической основой исследования послужили как общие, так и частнонаучные методы познания, среди которых следует выделить: исторический, сравнительно-правовой, метод системного анализа и ряд других методов.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при подготовке лекционного материала, а также докладов на научно-практических конференциях.

ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИЙ И НАРОДОВ, ТРЕБУЮЩИХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие

Зарождение идеи национального самоопределения происходит в период Просвещения. Их истоки можно найти в это время в трудах таких учёных как Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и ряда других. Кроме того, в данное время проходил бунт в общественном сознании европейцев против абсолютной власти монарха, что привело, в частности к обоснованию необходимости Великой Французской революции.

Параллельно с этим, вышеуказанными представителями школы естественного права теоретически обосновываются такие понятия, как «суверенитет народа» и ряд других.

Необходимо отметить, что в содержании французской Конституции 1791 года, отмечалось «все люди свободны и равны от рождения». Кроме того, там говорилось, что «целью каждого государства является обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека», что «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации».

Таким образом, именно в первой Конституции Франции были заложены основы идеи национального самоопределения, которые выводились от естественных, то есть данных от рождения прав человека. В то же время подразумевалось, что эти права имеет только личность, в свою очередь принадлежащая к определенному народу, нации.

Современные исследователи, в частности, И.М. Сампиев отмечает: «такой же точки зрения придерживались основатели США, боровшиеся за независимость североамериканских колоний от Англии; они несколько раньше, чем в Европе, закрепили идею самоопределения в своей Декларации независимости, провозгласив право народа изменять или уничтожать форму правления, если та стала гибельной для обеспечения неотчуждаемых прав, дарованных Создателем. К числу основных они причисляли право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

В последующем идея народного суверенитета стала пониматься как «право людей, населяющих конкретные территории решать, под управлением какого государства они хотели бы существовать».

Кроме того, правительство революционной Франции нередко также придерживалось вышеуказанной трактовки. В частности, для обоснования аннексии Авиньона, Бельгии и области Рейна.

В середине двадцатого столетия идея народной свободы стала появляться в трудах и речах представителей национальных и революционных движений. В частности, у борцов за независимость Польши, Греции, испанских колоний в Америке, сил за объединение Германии.

Нередко идея народной свободы применялась в форме «иррдентизма» то есть «объединения ранее разрозненных территорий, на которых жили представители одного народа, объединение их в одно единое государство» .

Положение о том, что территории, где проживает население, говорящее на одном языке нужно объединять в единое государство и проведении границ данного государства отталкиваясь от лингвистического признака стало называться «принципом национальности».

Подобное обоснование, в частности, применялось такими государствами , как Пруссия и Германская Конфедерация в решении Шлезвигского вопроса.

1.2. Содержание права наций на самоопределение

Одним из приоритетных и основополагающих принципов международного права и самих начал международных отношений, становление которого происходило в конце девятнадцатого - начале двадцатого века явился принцип наций на самоопределение.

Необходимо отметить, что перед появлением принципа самоопределения народов ему предшествовал принцип национальности, содержание которого предполагало самоопределение только по национальному признаку.

В истории современного международного права принцип самоопределения народов и наций получил свое развитие после принятия Устава Организации Объединенных Наций. Однако и помимо Устава ООН, этот принцип был закреплен и в ряде иных международных нормативных правовых актах, в частности, в таких, как:

- Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.);

- Пакт о правах человека (1966 г.);

- Декларация о принципах международного права (1970 г.).

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркивается «особая важность права народов на самоопределение, право на самостоятельное распоряжение и выбор дальнейшего пути саморазвития».

В Резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г. говорится: «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире».

ГЛАВА II. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

2.1. Территориальный и национальный подход к понимаю понятий «нация» и «народ». Национальный суверенитет

Современное международное право включает в себя ряд норм, закрепляющих право наций и народов на самоопределение.

Право наций и народов на самоопределение может быть раскрыто через его «национальный суверенитет», заключающийся в том, что каждая нация имеет легитимное право для совершения своих действий в целях получения «государственности» с последующей независимостью такого вновь образованного государства и обретением им свободы в плане выбора вариантов государственного развития.

Таким образом, каждая народность имеет право на самоопределение, однако это право должны уважать все государства. Подобная обязанность содержит в себе «признание государствами таких правоотношений, субъектом которых выступает отдельно взятый народ (нация)». Из чего следует, что неотделимое самой нации или народа «право на самоопределение», что тесно связано с «национальным суверенитетом» —представляет собой основание для его международной правосубъектности.

В мире после окончания Второй Мировой войны подавляющее большинство колоний реализовали право на самоопределение и стали независимыми. В настоящий момент существуют около двадцати колоний, которые управляются Виргинскими островами, Бермудами, Новой Каледонией, Токелау, Гибралтаром и Восточным Тимором.

Вопрос о независимости решается исходя из конкретно существующих обстоятельств в контексте главных принципов международного права, связанных между собой.

Реализация независимости отдельного народа в рамках суверенного мультинационального государства ни в коему случае не должна быть причиной нарушения прав и свобод других народов, проживающих на территории.

Отталкиваясь от подобных позиций Конституционный Суд РФ в марте 1992 года постановил: «не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».

Следовательно, повествуя насчет национального самоопределения следует провести разграничение между «самоопределением народов, не имеющих государственность» и «самоопределением народов, которые государственность уже достигли».

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-2