Найти в Дзене

Вопросы к тексту: разные задания!

Вопросы - это отличный инструмент, который не только позволяет учителю проверить понимание текста, но и помогает учащимся понять этот самый текст, а также вывести учащихся на другие виды деятельности. Предлагаю разные варианты работы с вопросами по тексту. 🔹 Поставить вопросы в правильном порядке в соответствии с текстом. В дальнейшем по этим вопросам можно пересказать текст устно или письменно своими словами, либо написать свой текст на подобную тему. 🔹 Соотнести вопросы с абзацами из текста, а потом ответить на эти вопросы своими словами. Довольно распространённое задание, правда, редко выходящее за пределы чтения. То есть вопросы с текстами соотносятся и на этом всё, а ведь можно продолжить практику, отвечая на них устно или письменно, используя информацию из текста, но своими словами. И дополняя её из своего опыта, если возможно. 🔹 Определить лишние вопросы в списке, которые не относятся к тексту. Это задание развивает умение определять отсутствие какой-либо информации в текст
Оглавление

Вопросы - это отличный инструмент, который не только позволяет учителю проверить понимание текста, но и помогает учащимся понять этот самый текст, а также вывести учащихся на другие виды деятельности.

Предлагаю разные варианты работы с вопросами по тексту.

Небольшой список вопросов (5-7 вопросов)

🔹 Поставить вопросы в правильном порядке в соответствии с текстом. В дальнейшем по этим вопросам можно пересказать текст устно или письменно своими словами, либо написать свой текст на подобную тему.

🔹 Соотнести вопросы с абзацами из текста, а потом ответить на эти вопросы своими словами. Довольно распространённое задание, правда, редко выходящее за пределы чтения. То есть вопросы с текстами соотносятся и на этом всё, а ведь можно продолжить практику, отвечая на них устно или письменно, используя информацию из текста, но своими словами. И дополняя её из своего опыта, если возможно.

Задание с сайта fipi.ru, раздел ОГЭ.  Правда, я добавила ещё задание на словообразование в тексте.
Задание с сайта fipi.ru, раздел ОГЭ. Правда, я добавила ещё задание на словообразование в тексте.

🔹 Определить лишние вопросы в списке, которые не относятся к тексту. Это задание развивает умение определять отсутствие какой-либо информации в тексте (not stated statements).

Что касается самих вопросов, то они могут быть как по содержанию, так  и по отношению учащихся к тексту. Я люблю задавать такие вопросы, как Is the text difficult or easy for you to understand? Why? Is it interesting or boring?, etc.
Что касается самих вопросов, то они могут быть как по содержанию, так и по отношению учащихся к тексту. Я люблю задавать такие вопросы, как Is the text difficult or easy for you to understand? Why? Is it interesting or boring?, etc.

Длинный список детальных вопросов (примерно 20 вопросов)

🔹 Он помогает как следует разобраться с текстом, понять практически каждую деталь. И скорее выступает не как контроль понимания, а как поддержка для прояснения всех подробностей. Особенно это касается объёмных повествовательных текстов, где много действий.

🔹 В качестве дополнительного задания можно попросить перефразировать (передать смысл другими словами) несколько вопросов или добавить свои, которых нет в списке (это сложно, так как нужно найти больше деталей).

Примеры перефраза из детских работ:

How did they reach the summit? - Did they have any problems to reach the peak of the mountain?

Why couldn't they communicate? - Why couldn't the mountaineers talk to each other?

Why wasn't Joe killed by the fall? - How did Joe stay alive after the fall?

What was the result of Simon's decision? - What was the end of this story?

Читая текст и отвечая на эти вопросы, учащиеся будут заняты весь урок.
Читая текст и отвечая на эти вопросы, учащиеся будут заняты весь урок.

Сначала поработаем с вопросами

Если планируется просто несколько вопросов к тексту, почему бы не потренировать при этом сами вопросы. Например, можно

🔹 Собрать вопросы из слов/поставить их в правильном порядке.

🔹 Добавить вопросительное слово.

🔹 Вставить правильный глагол (можно подсказать первую букву).

🔹 Убрать лишнее слово из вопроса.

🔹 Чтобы потренировать грамматические формы в вопросах можно вставлять отдельные части, например, только вспомогательные глаголы или, наоборот, только смысловые. Менять видо-временные формы в соответствии с текстом. Например, дать ребятам все вопросы в Present Simple, а текст написан в Past Simple, и им нужно переделать все вопросы в Past Simple.

Я специально прошу записывать краткие ответы, чтобы при устном ответе (потом они спрашивают друг друга по цепочке) ребята учились формулировать предложения, а не просто их прочитывать.
Я специально прошу записывать краткие ответы, чтобы при устном ответе (потом они спрашивают друг друга по цепочке) ребята учились формулировать предложения, а не просто их прочитывать.

Из общего в альтернативный

🔹Тренируем форму через осмысленное повторение и проверяем содержание.

Учитель проговаривает общий вопрос, ученик дополняет его, превращая в альтернативный (одна из альтернатив должна являться правильным ответом, поэтому нужно владеть содержанием текста), другой ученик отвечает на этот вопрос полным предложением.

Здесь учащиеся практикуют правильную форму вопроса, я бы даже сказала запоминают/заучивают её, плавно переходя от формы к ответу/содержанию.

Это задание мы делали на днях. Кажется простым, но требует тренировки и быстрой реакции. По крайней мере, в этом задании дети говорят больше чем учитель.

Например, по текстам на стр.140-141, Spotlight 10, мы работали следующим образом:

Teacher: Does Sarah store her music collection on her laptop or ...... ? (нужно добавить правильный вариант из текста)

Student 1: Does Sarah store her music collection on her laptop or on her iPod?

Student 2: Sarah stores her music collection on her iPod.

Is Tina a businesswoman or .........? (нужно добавить любой вариант)

Does Tina play games on the move or .............? (нужно добавить любой вариант)

Is Tina's great pastime watching movies or .................? (нужно добавить правильный вариант из текста)

и т.д.

Можно, конечно, заменить учителя на ещё одного ученика, но тогда не получится сделать это быстро.

-6

Составить свои вопросы к тексту

Тут тоже есть вариации:

🔹 Продолжить вопрос (облегчённый вариант)

🔹 Задать как можно больше вопросов к маленькому тексту, но только такие на которые можно ответить.

🔹 Задать вопросы в качестве журналиста/друга/родителя/...

🔹 Задать дополнительные вопросы к уже имеющемуся списку

Вопросительный диктант

🔹 Не всегда получается напечатать вопросы, на выручку приходит вопросительный диктант! Диктуем вопросы под запись перед чтением текста, потом ребята на них ищут ответы в тексте. Эти вопросы помогут ввести учащихся в тему, снять трудности, им будет легче понять содержание.

Если целенаправленно проводить такой диктант, то после него нужно выдать напечатанные вопросы для самопроверки или вывести их на экран.

Конечно, количество вопросов не должно быть больше 5-7.

🔹 Если диктант из вопросов проводить после прочтения текста, то можно продиктовать только начало вопросов, остальное учащиеся должны написать сами.

-7

Как видите, работа с вопросами к тексту может быть очень разнообразной. Не только для того, чтобы ученикам было интереснее, но и для развития разных побочных навыков и умений: слушать друг друга, писать под диктовку, запоминать предложения, быть внимательнее, разбираться в грамматических формах и т.д. Но главной целью, конечно, остаётся - детальное понимание содержания текста.

Коллеги, часто ли вы работаете с вопросами к тексту? Какие задания предпочитаете?