Большое значение в деле выращивания собак имеет правильное воспитание их в молодом возрасте. Качества поведения, необходимые служебной собаке, обуславливаются, прежде всего, соответствующим воспитанием ее в молодом возрасте, а затем уже правильной последующей дрессировкой и систематической тренировкой.
Воспитание щенков производится в процессе их выращивания. Эти два вида, казалось бы, самостоятельной работы в практике неразрывно связаны друг с другом.
Условия, в которых происходят рост и развитие организма щенка, в значительной степени определяют качества служебной собаки. Успех воспитания щенков зависит, во-первых, от того, насколько правильно выращиваются щенки, и, во-вторых, о создания такой обстановки, которая способствует нормальному развитию нужных для будущей служебной собаки условных рефлексов.
Под влиянием внешних факторов, т.е. сложного и длительного воздействия постоянно меняющихся условий внешний среды врожденные свойства щенка могут изменяться. Нервная система при этом приобретает некоторые новые свойства, которые, наслаиваясь на врожденные качества, образуют то, что носит название фенотипа или , по определению акад. И.П.Павлова, «сплав высшей нервной деятельности».
Основное стремление при воспитании молодняка должно сводиться к следующему:
Правильное физическое развитие щенка – связь воспитания с выращиванием.
Проявление, развитие и закрепление у щенков таких инстинктивных реакций, которые будут лежать в основе последующей дрессировки собаки.
Выработка навыков, т.е. образование условных рефлексов, облегчающих последующую дрессировку собаки.
Следовательно, сущность воспитания молодняка заключается в соответствующем подборе факторов внешней среды и воздействии этих факторов на молодой организм щенка в желаемом нам направлении. Коротко говоря, «организация внешней среды» и составляет сущность системы воспитания.
Вся система воспитания должна быть построена таким образом, чтобы выработать и закрепить у собаки определенные навыки.
нередко в жизни приходится наблюдать такие явления, когда щенки от одних и тех же производителей и даже из одного помета, но воспитанные в разных условиях, по своему поведению совершенно не похожи друг на друга. Одни из них смелые и злобные, т.е. обладают всеми нужными для служебной собаки качествами, а другие совершенно пассивные и трусливые. Это говорит о том, что в первом случае щенки находились в хороших и правильно организованных условиях воспитания, а в другом случае воспитывались совершенно не правильно.
В качестве иллюстрации влияния условий воспитания на склад высшей нервной деятельности следует остановиться на работе, проведенной сотрудниками Биологической станции акад. Павлова.
Сущность этой экспериментальной работы заключалась в следующем. Были взяты два помета щенков в количестве 8 штук и разделены на две группы по 4 щенка. До двухмесячного возраста щенки выращивались около своих матерей. Затем одна группа была посажена в клетки и в последующее время в течении ряда лет содержались в этих условиях. другая группа щенков воспитывалась на свободе.
Таким образов, условия воспитания обеих групп были крайне различными. В то время, как первая группа щенков «заключенных», как их называли авторы, сидела постоянно в свих клетках, совершенно не имея общения в прочим внешним миром, вторая группа находилась в условиях полной свободы и имела возможность соприкасаться с разнообразными окружающими их условиями.
По истечении двух лет все 8 собак в условиях лаборатории стали подвергаться специальному исследованию по методу условных рефлексов. Первое, что бросилось в глаза экспериментаторам, это резкая общая разница в поведении «заключенных» и «свободных» собак.
В то время, как «свободные» собаки были вполне смелы и достаточно активны, поведение «заключенных собак» имело резко выраженный пассивно-оборонительный характер.
Из других особенностей поведения «заключенных» собак экспериментаторы отмечают чрезвычайно выраженный ориентировочный рефлекс, с также эти собаки были более подвержены всякого рода внешнему торможению, нежели собаки «свободные». Этот эксперимент Биологической станции акад. Павлова со щенками, воспитанными в разных условиях, с очевидностью показывает значение и влияние на соответствующее развитие функциональных свойств нервной системы собаки.
Если сравнить условия, в которых были проведены только что описанные опыты, с теми условиями воспитания молодых щенков, которые имеют место еще до настоящего времени в питомниках, то станет совершенно ясно, откуда берется такой большой процент собак трусливых, с резко выраженной пассивно-оборонительной реакцией, которые и составляют наибольший процент брака при отборе. Нередко модно наблюдать, когда появление на территории питомника человека несколько по иному одетого, чем привыкли видеть наши достаточно взрослые щенки, приводит их в полное смятение. Они поджимают хвосты, забиваются по углам выгула или будки, и их с трудом удается вывести из этого состояния.
Все это является результатом неправильного воспитания, когда вся жизнь щенков и ознакомление с явлениями внешнего мира были ограничены исключительно территорией питомника или, в лучшем случае, учебного плаца. Щенок или молодая собака, воспитанные в подобных условиях, являются неполноценными для служебной работы.
Совершенно недопустимо и обратное явление, когда в результате неправильной методики воспитания или в погоне за сокращением времени нарушаются постепенность и последовательность ознакомления щенков с явлениями внешней среды, т.е. не соблюдается последовательность при введении новых раздражителей; особенно это относится к раздражителям большой силы. Если, например, щенка, не ознакомившегося со сложным комплексом раздражителей населенного пункта, привести с территории питомника на железнодорожную станцию, где имеется скопление движущихся людей, шум поездов и большое количество других раздражителей, то можно заранее предсказать поведение такого щенка в этой новой для него обстановке. Оно будет характеризоваться резко выраженной пассивно-оборонительной реакцией: щенок распластается на платформе или забьется в угол, так что его с трудом удастся сдвинуть с места. Повторение подобных действий будет способствовать развитию трусости у щенка.
Воспитание щенков должно проводиться как в питомнике, так и вне его, строго методически по заранее разработанному плану. При этом, чем проще и естественней будет проводиться вся работа, тем лучший эффект даст воспитательная работа.
В процессе повседневной работы изучается поведение щенков, и результаты учитываются путем соответствующих записей. Особенно следует изучать и воспитывать поведение щенков по отношению к новым, незнакомым им раздражителям – проявление ориентировочный и оборонительных реакций, отношение щенков к воспитателю, поведение при кормлении, а также скорость, с которой наступает ответная реакция на тот или иной раздражитель. До трехмесячного возраста запись ведется по шестидневкам в произвольной форме. Такая запись должна давать характеристику поведения всего помета и индивидуальные особенности поведения щенков.
С трехмесячного возраста учет поведения щенков ведется отдельно в отношении каждого щенка.
В течении всего периода воспитания щенков работу с ними должен проводить один человек. Общее руководство воспитанием щенков и молодых собак возлагается на подготовленного инструктора.
Общий срок воспитание щенков и молодых собак обычно принято считать от момента отнятия щенков от суки (45-50 дней) до передачи их в индивидуальную дрессировку (10-12 мес.).
Однако, некоторую воспитательную работу щенков можно начинать и в более раннем возрасте 25- 30 дней, с ними начинают проводить небольшие прогулки вместе с матерью-сукой.
Обычно для этой цели используется территория питомника или находящийся вблизи участок, причем желательно, чтобы он был огорожен.
Во время этих прогулок преследуются следующие цели: а) развитие у щенков навыков к стремлению следовать за сукой-матерью, а, следовательно, и за воспитателем; б) ознакомление щенков с окружающей средой, причем количество и сила раздражителей должны быть строго ограничены; в) укрепление организма щенка и его мышечно-двигательной системы.
Во время прогулок сука вместе со щенками периодически удаляется на некоторое расстояние от воспитателя и затем подзывается последним командой «ко мне!». Несмотря на то, что сука команду подзыва знает хорошо и выполняет ее безотказно, команда «ко мне!» произносится несколько раз, с таким расчетом, чтобы бегущие за матерью щенки постепенно приучались к этой команде.
Команда «ко мне!» обязательно должна применяться во время подзыва щенков для кормления.
Команда «ко мне!» является первой командой, к которой начинают приучаться щенки с первых дней их воспитания.
Щенки сравнительно быстро привыкают к этой команде и к моменту отучению их от суки достаточно четко выполняют ее по требованию воспитателя.
Во время ежедневных прогулок вместе с сукой-матерью щенки постепенно знакомятся с окружающей их внешней средой, с различными раздражителями. Следует иметь в виду, что в начальном периоде воспитания щенков нужно избегать резких изменений в окружающей обстановке и сильных раздражителей.
Прогулки со щенками первоначально не должны быть длительными. Время прогулок и расстояние следует увеличивать постепенно, не допуская при этом переутомления щенков.
После того, как щенки отняты от суки, вся тяжесть воспитания их ложится на воспитателя. Убедившись в том, что щенки в достаточной степени привыкли к условиям своего выгула и территории питомника, следует переходить к ознакомлению щенков со следующими, заранее намеченными участками, т.е. новыми раздражителями и новой обстановкой. Для этой цели начинают проводить прогулки со щенками по территории ученого плаца или в поле, где вся обстановка, хотя и является новой, но количество и сила новых раздражителей ограничены.
В этих новых условиях поведение щенков резко меняется – на новизну обстановки взрослые собаки реагируют ориентировочной реакцией. Эта реакция может быть выражена в различной степени в зависимости от типа нервной системы и силы новых раздражителей. У щенков реакция на новые раздражители имеет своеобразный характер и выражается в форме рефлекса «биологической настороженности». Это выражается в полном или частичном ограничении всякой деятельности. Щенок останавливается на месте, иногда ложится и остается неподвижном состоянии некоторое время. Затем это состояние заменяется движением или в сторону нового раздражителя или от него. Если новый раздражитель не является сильным, то начинается ознакомление с ним: щенок осторожно продвигается в сторону раздражителя, обнюхивает предметы, иногда неожиданно от них отбегает, затем снова возвращается, пока, наконец, вся новая обстановка не будет исследована.
Роль воспитателя в этот момент должна сводиться к тому, чтобы быстрее привить щенкам уверенность в «безвредности» этих новых незнакомых предметов. Ласковое обращение со щенками, поощряемая командой «хорошо!», дача лакомств при приближении к незнакомому предмету или даже кормление щенков во время прогулки в окружении незнакомых предметов способствует более быстрому привыканию щенков к новым условиям.
По мере ознакомления щенков с условиями учебного плаца или полевой обстановки прогулку щенков следует постепенно приближать к населенным пунктам. Щенки все чаще должны встречаться с посторонними людьми, знакомиться с различными домашними животными. Через некоторое время, когда щенки вполне освоятся с этой приближенно к населенному пункту обстановкой, прогулку со щенками следует проводить на окраине населенного пункта.
Следующей задачей является ознакомление щенков с населенными пунктами. Эта работа также должна проводиться по заранее разработанному плану. Однако следует иметь в виду, что в населенном пункте щенки могут встретиться и с такими явлениями и неожиданностями, предусмотреть которые планом не представляется возможным. Приучение щенков к обстановке населенных пунктов начинается с прогулок по улицам с малым движением, затем прогулки постепенно переносятся на более оживленные улицы. После того, как щенки перестают бояться уличного шума, движения людей и транспорта, можно перейти к прогулкам по тем местам, где имеется большое скопление людей и различного рода городского транспорта (базарные и привокзальные площади и т.п.).
Во время прогулок по населенному пункту щенков необходимо заводить в отдельные открытые дворы, сарай, а также жилые дома.
После ознакомления щенков с населенным пунктом последующей более сложной обстановкой для ознакомления щенков будут являться примерно ж/д станции. Ознакомление с этими условиями должно проводиться также последовательно и постепенно. Первоначально прогулки со щенками следует проводить около железнодорожной линии, на удалении 300-400 м. Постепенно расстояние до ж/д линии должно сокращаться.
При первоначальном посещении щенками ж/д платформы и станции нужно выбирать такие моменты, когда на станции меньше людей и нет движения железнодорожных составов, и затем уже в момент прихода и отхода поезда. Таким образом, щенки постепенно привыкают к этим условиям.
В процессе воспитания щенков одновременно с развитием смелости путем приучения их к различным условиям окружающей среды необходимо развивать и другие положительные качества щенков, нужные будущей служебной собаке.
Развитие выносливости собаки, ее подвижности, заинтересованности в поиске и хватке, а также приучение к кличке, ошейнику и поводку являются весьма необходимыми мероприятиями.
Лучшим возбудителем заинтересованности для щенков является пищевой раздражитель, а также игра. Игра со щенками и движение их во время игры развивает подвижность, быстроту, общую активность и заинтересованность щенков в работе, а также способствует общему развитию и росту. Поэтому прогулки со щенками должны сопровождаться игрой, способствующих развитию полезных и нужных качеств щенков.
Во время прогулок, начиная с трехмесячного возраста, щенков нужно приучать к преодолению естественных препятствий, как-то: канавы, рвы, кустарники и пр., а также специально изготовленных барьерчиков и лестниц.
Играя со щенками, воспитатель подводит их к тому или иному препятствию и, преодолевая его сам, увлекает за собой щенков. Как только щенки преодолеют препятствие, воспитатель ласково поглаживает щенков, повторяя несколько раз «хорошо!» и одновременно с этим дает им лакомство. В более старшем возрасте, когда щенки содержатся на поводках, приучение их к преодолению препятствий проводится в соответствии с указаниями, описанными в разделе «Дрессировка собак». Препятствия должны постепенно усложняться, т.е. создаваться некоторая трудность в преодолении этих препятствий. При этом необходимо добиваться того, чтобы щенки самостоятельно преодолевали эти препятствия, и лишь в крайнем случае оказывать им помощь. В противном случае, при даче всегда лишь легко разрешимых задач, щенки привыкают к легкому выходу из положения и при малейшем затруднении могут отказаться от работы.
Развитие хватки у щенков следует начинать в возрасте 3-4 месяцев. Для этой цели берется тряпка, не особенно грубая, и во время игры со щенками начинают осторожно помахивать ей перед щенками. В процессе игры щенки хватают тряпку зубами. Вначале эта игра с тряпкой не сопровождается проявлением злости. В дальнейшем они более энергично хватают тряпку зубами и стремятся вырвать ее из рук человека.
Таким образом, постепенно развивается и укрепляется хватка у щенков.
Приучение щенков к аппорту строится на чисто инстинктивной реакции щенков, выражающийся в стремлении схватить двигающийся предмет. В качестве аппорта можно использовать совершенно гладкую палочку длиной 15-20 см. Толщина ее должна быть такой, чтобы щенок мог легко взять ее в рот.
Приучение щенков к аппрту должно проводиться крайне осторожно и без принуждений. Даже незначительное болевое ощущение, причиненное щенку в начальном периоде приучения к аппорту, может надолго затормозить реакцию схватывания.
Воспитатель, имея в руках аппорт, начинает играть со щенком. Аппорт, все время мелькая перед глазами щенка, возбуждает его и вызывает стремление у щенка схватить его зубами.
Когда щенок хватает аппорт, воспитатель поощряет щенка, поглаживая его, и одновременно произносит слово «аппорт!».
После того, как щенок вполне привыкнет хватать аппорт из рук воспитателя, приступают к приучению щенка брать брошенный аппорт. Для этой цели после предварительного возбуждения щенка, как указано выше, аппорт бросается на некоторое расстояние и одновременно произносится команда «аппорт!» и делается движение рукой в сторону брошенного аппорта. Как только щенок бросится и возьмет аппорт, воспитатель подзывает щенка к себе и дает ему лакомство.
Приучеуние щенка к аппортировке растягивается на длительное время и заканчивается лишь к концу воспитательного периода.
После того, как щенки безотказно начинают бегать за брошенным аппортом, следует приступить к развитию заинтересованности поиска. Для этой цели аппорт бросается в высокую траву или кустарник. В этом случае щенки бывают вынуждены применить некоторое усилие, чтобы отыскать аппорт. Кроме того, заинтересованность в поиске следует развивать при посредстве подзыва щенков и отыскания ими спрятавшегося во время прогулки воспитателя. Заинтересованность в аппорте и в поиске имеет большое значение для дальнейшей дрессировке, т.к. на этом строится целый ряд приемов специальной подготовке собак.
В процессе работы со щенками необходимо наблюдать за состоянием щенков, их активностью и заинтересованностью в работе. Нужно помнить, что активная хватка или аппортировка, проделанные 2-3 раза подряд, будут полезны, но чрезмерное возбуждение щенков бесконечной аппортировкой или хваткой ведет к притуплению заинтересованности и к падению активности щенков.
При воспитании щенков следует, прежде всего, помнить, сто к щенку нельзя предъявлять тех требований и задач, которые ставятся взрослой собаке. Воспитание молодняка имеет своей задачей, прежде всего, создать те условия, при который наилучшим и правильным образом идет физическое развитие. Это, прежде всего. Второй задачей является развитие и закрепление тех инстинктивных реакций, на основе который будут воспитаны в дальнейшем те или другие навыки, необходимые в служебной работе взрослой собаки. Наконец, третьей задачей будет образование условных рефлексов, как положительных, так и отрицательных. Количество таких приобретенных рефлексов должно быть ограничено, они должны соответствовать физическим возможностям щенка, состоянию его нервной системы. Опыт показывает, что у щенков слаб тормозной процесс, отсутствует равновесие между тормозным и возбудительным процессом, что они часто утомляются и т.п. Особенно опасно частое применение запрещающих команд, ограничивающих подвижность щенков. Приучение к команде большей частью происходит в процессе игры или при кормлении. Совершенно недопустимо наказывать молодых щенков. В отношении более взрослых щенков можно пользоваться болевыми раздражителями и то только в крайних случаях, причем никогда не применять сильных раздражителей.
До 4-месячного возраста прогулки со щенками проводятся группой в 5-6 щенков, находящихся вместе в одном выгуле. С 4-месячного возраста группы щенков для прогулок уменьшаются до 2-3, при этом щенки содержатся на поводках, а с 7-8-месячного возраста приступают к одиночному воспитанию.
Нужно считать совершенно недопустимым содержание щенков разных возрастов в одном выгуле, а также и проведение занятий с такими щенками в одной группе. Обычно более сильные щенки во время игры обижают слабых, нередко отнимают у них корм и т.п.
В результате эта часть щенков вырастает пугливой и физически слабой.