Повседневная жизнь в Советском Союзе в формате «история одной фотографий». Простые советские люди расскажут о прошлом интереснее, чем учебник.
На этот раз мы рассмотрим пять фотоснимков из разных лет и попробуем разобраться, что же здесь происходит. Без экскурса в историю СССР нам не обойтись.
Ленин и дети
Москва
Дата неизвестна
Тихий час в ведомственном детском саду для работников Московского Первого часового завода.
Удивляет, что при наличии свободной площади, детские кроватки расположены впритык друг к другу. Может, чтобы малыши не падали?
Интересно, какой это примерно год? В моем детстве и кровати были другие, и расстояния между ними соблюдались.
Дружба народов?
Узбекская ССР, город Ташкент
1966 год
Декада болгарской культуры в Советском Узбекистане. Музыканты из Народной Республики Болгарии исполняют народную узбекскую песню.
В советское время в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и просто крупных городах страны регулярно проводились «дни культуры», «недели», «декады» и т.п. народов СССР и иностранных государств. Причем не только из «братских», но и капиталистических тоже – главное чтобы деятели культуры, из США, например, были «прогрессивными» - не критиковали советский строй.
Самыми популярными мероприятиями в рамках большой культурной программы несомненно являлись дни иностранного кино из стран Запада. Для большинства советских людей это было единственной возможностью увидеть новейшие западноевропейские фильмы, которые советский прокат может и не купить.
Когда в Москве проходили недели французского или итальянского кино, билеты на просмотры в кинотеатры достать было невозможно.
Советские артисты, музыканты, писатели и поэты, художники также участвовали в международном культурном обмене. Дни русской, советской или, например, армянской, культуры, проходили по всему миру.
Все это должно было символизировать дружбу народов, как внутри Советского Союза, так и на всей планете Земля.
Вот только была ли эта дружба народов?
Вперед к Победе!
Ленинградский фронт
1944 год
Советский солдат рисует дорожный указатель на Выборг.
Рядом девушка-регулировщица. Одна из тех незримых героинь войны, которые не ходили в атаку, но часами стояли на перекрестках дорог под снегом, проливными дождями и ветрами. Нередко попадали под артиллерийские обстрелы и бомбардировки – на развилках скапливалась военная техника, что немедленно привлекало вражескую авиацию.
Город Выборг был освобожден советскими войсками 20 июня 1944 года. Третий раз в истории старинный город вошел в состав России.
Забытая стройка века
Тюменская область, граница Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецких автономных округов
Начало 1980-х гг.
Все знают про строительство Байкало-Амурской магистрали, но в СССР были и другие всесоюзные стройки по возведению железнодорожных путей. Одна из самых масштабных после БАМа – соединение нефтедобывающих (Ханты-Манскийский АО-Югра) и газоносных (Ямало-Ненецкий АО) провинций Западной Сибири с крупным транспортным узлом – Тюменью.
Работы по прокладке дороги на Крайний Север начались в 1966 году. Первый участок пути Тюмень-Тобольск был сдан через год. В 1975 с большой землей соединили Сургут, а еще через год - Нижневартовск. Дальше на очереди был Ямал.
В 1978 году специальный поезд наконец-то пересек границу Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецких автономных округов и с помпой прибыл в совсем недавно основанный строителями-железнодорожниками поселок (ныне город) Ноябрьск. Сегодня это один из центров газодобычи в Российской Федерации.
Последний участок пути строили еще шесть лет. В 1984 году железная дорога пришла в газовую столицу современной России – ямальский город Новый Уренгой. Проложено больше 1000 км путей, возведены мосты и линии электропередач.
Это был настоящий трудовой подвиг. Строить железную дорогу в условиях Крайнего Севера могли немногие. Как и на БАМ, сюда зазывали комсомольцев, привлекая высокими зарплатами и возможностями карьерного роста.
Кстати всесоюзная стройка носила неофициальное название «Тюменский БАМ», что подчеркивало ее значение для экономики СССР. Преодолевать приходилось вечную мерзлоту, таежные леса, крупные реки, болота и озера. Бороться с непогодой, морозами, гнусом и с самим собой…
На фото работники СМП-329 (Строительно-монтажный поезд №329) возводят указатель в месте пересечения железной дороги границ двух автономных округов. Забить последний гвоздь доверили девушке.
Сегодня по дороге Тюмень-Сургут-Новый Уренгой налажено регулярное грузовое и пассажирское сообщение. Кроме всех прочих, курсирует поезд по маршруту Новый Уренгой-Анапа.
И все это благодаря людям со снимка. И многим другим, кто остался за кадром…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: