Христианство в известном и привычном, нам виде появилось не сразу. На протяжении веков собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались различные вопросы и решалось, что должно присутствовать в Христианском учении, а что нет. Одним из первых соборов является Апостольский (Иерусалимский) собор. В список Веленских он не входит, но является не менее важным.
Причины Апостольского собора
В те времена, все евреи соблюдали законы данные Моисеем, и при становлении Христианами, они принимали крещение и всё, проблем вроде никаких. Но со временем новое учение стало доходить и до язычников, многие из которых с радостью собирались принять крещение, и вот тут начинались проблемы. Язычники не жили по законам Моисея и не были обрезанными, поэтому многие новые Христиане считали, что правильно будет, если язычник сначала обрежется, а уже потом крестятся. Эта тема вызывала множество споров и появился реальный риск раскола новой церкви. В связи с этим, апостолы Павел и Варнава отправились в Иерусалим, что бы получить ответ от других апостолов.
Апостольский Собор
На собрании присутствовали многие апостолы находившиеся в тот момент в Иерусалиме, среди них были Пётр, Иоанн и Иаков. Про Петра известно всем, Иоанн знаком многим как евангелист и автор “Апокалипсиса”, Иаков же менее известный для современных людей, он входил в состав семидесяти апостолов, а не двенадцати как Пётр и Иоанн. Тем не менее именно Иаков был выбран председателем Собора и за ним оставалось последнее слово.
Апостол Иаков
В Новом Завете его называют “брат Господень”, по разным версиям он мог быть или двоюродным или сводным братом Иисусу Христу. Изначально он не верили в то, что Христос это Мессия и веру принял только после воскресения Христова. Хоть он и не входил в число двенадцати, прозвище “брат Господень”, вызывало у других апостолов уважение. Он вёл суровый, почти аскетичный образ жизни, всё свободное время проводил в храме, молясь о своём народе. Выглядел он грозно, длинные чёрные волосы спадали и тянулись по белым одеждам, из под насупившихся бровей, на окружающих был направлен суровый взгляд, а на лбу находилась золотая дощечка “петалон”, знак того, что Иаков глава местной церкви. В 62 году, иудеи сбросили его с Иерусалимского храма и закидали камнями как вероотступника, но Христиане считали его праведником и надеждой для народа.
Вердикт Иакова
Выслушав мнения всех сторон Иаков поднялся и все замолчали, авторитет апостола был очень велик. Он постановил - законы данные Моисеем не отменяются, соблюдать их следует, но только евреям. Но принятие этого закона, может отпугнуть язычников и отбить всё желание принимать Христианство, по сему, язычникам следует придерживаться, только основных законов, самого минимума, называемого Ноев Завет. Так если язычник собирался принять крещение, он, в отличие от евреев, освобождался от принесений в жертву животных, от обрезания, от брачного обычая левирата и множества других ритуалов.
Но и язычники и евреи должны придерживаться законов Ноя. А именно, отказаться от идолопоклонства, от богохульства, от употребления в пищу задушенных животных, от употребления в пищу крови и от блуда. Последний пункт дался язычникам труднее всего, так как многие народы не считали блуд не то что грехом, а даже чем-то аморальным.
«Апостолы и пресвитеры и братья, находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться (о Господе). Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами, и поколебали ваши души, говоря, что надо обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали; то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же словесно. Ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:23-29)
Итоги Собора
Решение Иакова было принято почти единогласно. Но всё же были и не согласные с таким подходом и от Христианской церкви откололись немногочисленные общины. Так появились Эбиониты, Христиане по вере, иудеи по рождению. Они остались при мнении, что без законов Моисея недоступны законы Христа. Апостол Павел, слишком буквально воспринял слова Иакова и в дальнейшем писал, что от обрезания теперь нет вообще никакого смысла, на это почве у него возник конфликт с апостолом Петром. Павел говорил, что Бог, Он и для иудеев Бог и для язычников. Такие нововведения послужили одной из причин окончательного отделения Христианства от Иудаизма.
А какие законы и заветы соблюдаете вы? Может быть в Христианин, но считаете, что законы Моисея не надо списывать со счетов? Подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях. Всем добра! (Мифосторик)