Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Чаще всего эта работа происходит онлайн или в кабинете, но есть у меня такие дети, к которым я приезжаю домой. Чаще всего, причина одна – у них нет возможности ездить. А я не готова с ними расставаться (уже столько вложено!).
Сегодня предлагаю вам совершить со мной маленькое путешествие по Санкт-Петербургу (и узнать, почему логопеда ноги кормят).
Что нужно, чтобы приехать домой к ребенку? Игрушки. Пособия. Мыльные пузыри. Чай в термосе (как правило, между детьми у меня уходит час на дорогу и нет времени нормально поесть). Передвигаюсь я на метро. Стараюсь по минимуму использовать наземный транспорт – он не раз меня подводил. Однажды, меня подвозили на машине и я опоздала на сорок минут – была подготовка к параду перед 9 мая и перед машиной перекрыли мост.
Каждая станция метро для меня – это воспоминания о детях, которые там живут. Я всех помню, с некоторыми родителями даже иногда переписываюсь, они мне шлют фото подросших детей.
Итак, верх синей ветки. Антон. Ему уже пять. Он не любит заниматься, но он смирился с тем, что это нужно делать. По тоске в его глазах видно, что он просто ждет, когда занятие закончится, и он пойдет по своим более важным делам. Он может говорить отдельные слова, знает много названий животных и машин, буквы, цифры и цвета.
– «В чем же его проблема?», - спросите вы. Я надеюсь, что спросите.
Проблема Антона в глаголах. Именно глаголы запускают речь ребенка. Цифры и цвета не помогут ему попросить почистить и нарезать банан или налить воды.
Сейчас вы мне возразите и скажете, что без существительных тоже будет плохо. И это так. И про них мы тоже не забываем, просто отрабатываем в связке с глаголом.
Сложность в том, что их нельзя учить по карточкам и предметам. Чтобы выучить слона, надо взять игрушку (или картинку слона) и сказать «слон». Чтобы выучить глагол, надо совершить действие. Лить воду, ронять вещи, поднимать вещи, что-то рвать, кидать, чинить, открывать и т.д.
Этим мы с Антоном и занимались. Художественно роняли все подряд (УПАЛ!), водили зверей по нарисованной дороге (ИДИ!), сортировали предметы одежды и еду: майку…НАДЕЛ (убрал в кучку с одеждой), кашу…КУШАЮ (убрал в кучу картинок с едой).
После занятия бегу на автобус, который отвезет меня к метро. Именно так. Если опоздаю, придется ждать следующий, и я могу опоздать уже на занятие. Не люблю опаздывать.
Еду в свой кабинет. Там меня ждет Тимур (6 лет).
Мой кабинет располагается в живописном месте возле Казанского собора. Здесь очень красиво и зимой и летом
Год назад Тимур ничего не говорил. Дрался, кусался, кричал. Чаще всего я прошу родителей пройти с ребенком ABA терапию, чтобы нормализовать поведение. Каждый должен заниматься своим делом. Но, с Тимуром нам удалось договориться. Много времени съедало поведение. Один раз ко мне прибежали люди, работавшие по соседству, и пообещали вызвать полицию, потому что я «мучаю ребенка». Тот факт, что родители сидят рядом, ребенка вообще никто не трогает, к тому же он стоит напротив ввалившихся в кабинет «спасателей» и сам по себе громко орет, никого не смутил.
Но, вода камень точит. Сегодня было прекрасное. Мы все занятие сидели за столом. Выполняли задания. Каждый раз, ответив на вопрос, он ставит на подставку пластиковую зверюшку. Зверюшки заканчиваются, он встает, говорит: «Иду», и идет полежать на диван. Я даю ему полежать, говорю, что пора возвращаться, и он сам садится за стол. Мечта, а не ребенок.
Третий на сегодня ребенок живет внизу оранжевой ветки.
Там живет моя красавица Анастасия. Ей семь. Она моя гордость. Она пришла ко мне два года назад, не имея в словаре ничего, кроме некоторых отдельных существительных и глаголов, а теперь может сказать:
«- Я колготки не надену, мне жарко!».
С ней мы работаем над родовыми окончаниями (футболка краснАЯ, мяч краснЫЙ), предлогами (под, от, к), склонениями по падежам. Расширяем глагольный словарь за счет изучения приставочных глаголов (Перепрыгнул, запрыгнул, подпрыгнул), продолжаем работать над связной речью. В этом году она идет в школу. По программе 7.1 , если вам это о чем то говорит. Но, работа продолжается.
Это был хороший день. Все хорошо себя вели. Никто не кричал, не плакал, никто меня не бил, никто не угрожал мне полицией, все хорошо занимались. Я очень довольна.