Найти тему
Записки историка-2

Рыцарь Белой армии — генерал Дроздовский

Фото: "Яндекс Картинки"
Фото: "Яндекс Картинки"

Несмотря на то, что Гражданская война в нашей стране закончилась более 100 лет назад, страсти вокруг те событий кипят нешуточные. Одни говорят, что правы были белые, но другие считают, что историческая правда была за красными.

Но при всем многообразии мнений, у воюющих всех цветов были настоящие легендарные командиры. Один из них — Михаил Гордеевич Дроздовский. Он не только один из вождей белого движения, не только зарекомендовал себя умелым командиром, но также остался в памяти наиболее последовательным проводником именно белой идеи. Недаром дивизия Дроздовского была наиболее стабильным и устойчивым соединением Добровольческой армии.

Дроздовский родился 1881 году в семье военного и всю свою жизнь связал с армией. На фронтах Первой Мировой войны Михаил Гордеевич отличился и был не раз награжден.

Дроздовский не принял отречение Николая Второго и до конца своих дней остался монархистом. В то время, когда многие офицеры говорили о своей приверженности демократии и республиканской форме правления, Дроздовский открыто заявлял, что был и остается убежденным монархистом. Иными словами, присяги он не нарушил, даже несмотря на то, что в своем отречении царь освободил всех военных от присяги, данной ему.

А его поход Яссы — Дон можно смело заносить в учебники по военной истории — настолько он был проведен быстро, талантливо и решительно. Во время этого похода Дроздовский вел дневник — эти его записи чрезвычайно интересны и помогают лучше понять, что же тогда происходило в нашей стране.

Несмотря ни на что, дроздовцы соединились с Добровольческой армией и значительно укрепили ее. Под руководством Михаила Гордеевича они воевали жестко и практически никогда не отступали — этим и объясняются значительные потери этого соединения. Подразделение Дроздовского прекрасно проявило себя во время второго Кубанского похода, особенно в боях за Армавир. Однако слишком энергичное наступление дроздовцев едва не оберулось поражением всей Добровольческой армии, и Деникин был вынужден пожурить Михаила Гордеевича за неосмотрительные действия. Правда, при этом Антон Иванович пригрозил Дроздовскому в случае повторного неподчинепия приказу штаба, отобрать у него командование полком.

На это Михаил Дроздовский ответил рапортом, который больше напоминал памфлет. В нем, в частности, были такие строки: «Невзирая на исключительную роль, которую судьба дала мне сыграть в деле возрождения Добровольческой армии, а быть может, и спасения её от умирания, невзирая на мои заслуги перед ней, пришедшему к Вам не скромным просителем места или защиты, но приведшему с собой верную мне крупную боевую силу, Вы не остановились перед публичным выговором мне, даже не расследовав причин принятого мною решения, не задумались нанести оскорбление человеку, отдавшему все силы, всю энергию и знания на дело спасения Родины, а в частности, и вверенной Вам армии. Мне не придётся краснеть за этот выговор, ибо вся армия знает, что я сделал для её победы. Для полковника Дроздовского найдётся почётное место везде, где борются за благо России. Я давно бы оставил ряды Добровольческой армии, так хорошо отплатившей мне, если бы не боязнь передать в чужие руки созданное мной».

И Деникин уступил, больше никто не грозил Дроздовскому отстранением от должности командира полка. Но был в Добрармии и свой злой гений — начальник штаба Иван Павлович Романовский. Узнав о том, кто возглавляет штаб, Дроздовский с горечью сказал, что счастья теперь не будет. Романовский ревностно относился к популярности Михаила Гордеевича. К тому же он был, в отличие от Дроздовского, республиканцем по убеждениям и недолюбливал монархистов. И конфликт Романовского с Дроздовским принял затяжной характер.

А вот обстоятельства смерти Михаила Дроздовского в 1919 году от заражения крови после легкого ранения окутаны тайной. В боях за Ставрополь он, возглавив атаку своего полка, получил не самое тяжелое ранение в ногу. Но лечение проходило в плохих условиях, началось заражение крови. По приказу Деникина, который понял, какого преданного офицера может потерять Добровольческая армия, Дроздовского перевезли в больницу Екатеринодара. Не помогло и дальнейшее лечение в больнице Ростова-на-Дону — Михаил Гордеевич скончался.

Спустя годы многие дроздовцы обвиняли в смерти генерала именно Романовского, который, якобы подговорил сбежавшего впоследствии врача изначально не так лечить Михаил Гордеевича, что привело к заражению и смерти.

После кончины Дроздовского его именем был назван 2-й Офицерский полк, который несколько позднее был развернут в Дроздовскую дивизию. И эта дивизия отличалась не только прекрасной выучкой, но была наиболее стойким соединением Добровольческой армии. Стойкостью духа и неуступчивостью в боях «дрозды» уверенно соперничали с легендарными корниловцами.

За годы Гражданской войны от первоначального состава в дивизии осталось не более 5%. Это говорит о том, что дроздовцев бросали на самые сложные участки фронта. Оставшиеся в живых всегда помнили своего легендарного командира и гордились им.

И сейчас, подробно изучив события Гражданской войны, можно сделать вывод, что именно Михаил Гордеевич Дроздовский был настоящим рыцарем Белой армии. И Деникину не повезло, что такие как Дроздовский, в его Добрармии были в меньшинстве.