27 ноября 1860 года в Перми разразился скандал, который разделил читающую публику страны. Дочь казанского профессора Эверсмана, Евгения Толмачёва продекламировала всего одно стихотворение на литературном вечере. Но этого хватило. В чём же дело?
В тот год в Казани интеллигенция зачитывалась романом «Подводный камень» Михаила Авдеева. Там про женскую эмансипацию, свободу распоряжаться своим телом. В общем, скандальный текст. Но многим понравилось.
Евгения Толмачёва тоже вдохновилась. Её мужем был статский советник Александр Толмачёв. Служил он в Перми. И вот на одном из литературных вечеров его супруга Евгения вышла на сцену в «костюме Клеопатры» и прочитала отрывок из «Египетских ночей» Пушкина. Читала эмоционально. На строфах «Скажите, кто меж вами купит // Ценою жизни ночь мою?» зрители стали кричать: «Я! Я! Я!».
Поэт Пётр Вейнберг в журнале «Век» написал критическую статью. В ней он назвал Пушкина безнравственным поэтом и осудил замужнюю даму, которая читала на публике его стихи. Но прогрессивные авторы девушку стали защищать в прессе и личных разговорах. Поддержали Толмачёву Николай Некрасов, Александр Герцен, Николай Чернышевский, философ Николай Страхов. Поэт Всеволод Крестовников писал, что историю эту обсасывали в прессе ещё два года. А Евгению Толмачёву были рады видеть в столичных литературных салонах.
Батюшка Евгении — зоолог Эдуард Эверсман — тоже интересный персонаж. Но о нём как-нибудь в другой раз.
Крот Казанский — проект о локальной истории и культуре Казани и Поволжья.
Чтение Пушкина «попирает всякое чувство стыдливости, и обнаруживает безнравственный взгляд»
3 августа 20243 авг 2024
3563
1 мин
21