Как-то просматривая известный сайт по продаже всего и всякого, натолкнулся на интересное объявление. Кто-то хотел продать редкий в наших краях автомобиль СААБ 9-7Х. Если вы вдруг о таком не слышали, не удивляйтесь, может оно и к лучшему.
Автопроизводитель СААБ сгинул в пучине истории в 2011 году, а ведь лет 30-40 назад эта марка была уважаема за самобытные и добротные автомобили. Отскочим назад, в года давние и времена дремучие. Ну, не к викингам, конечно, а в 1937 год. Шведы организовали самолётоделательный завод и обозвали его Шведская Аэропланная Компания, сокращенно СААБ. Меня терзают смутные сомнения, без участи немцев тут не обошлось, например, фирма Ландсверк, примерно из тех же времëн, которая выпускала танки, принадлежала кому-то из германских концернов. Это к вопросу про шведский нейтралитет. Нейтральный статус Швеции во Второй Мировой Войне как нельзя лучше способствовал процветанию местной промышленности, экономические связи с третьим рейхом кончились плохо только для третьего рейха. Внезапно, даже шведам стало понятно, война заканчивается, надо срочно переходить на мирные рельсы. Поэтому пока в 1945 кто-то гонял немцев и японцев, кто-то уже организовывал производство автомобилей на фирме по производству самолётов.
В 1949 в производство запустили дебютную модель СААБ 92. Индекс "92" присвоили по той причине, что разработка автомобиля пошла вслед за самолëтом под индексом "91". Как не сложно догадаться, если фирма строила самолёты, то конструкторы не особо умели в автомобили. Модель 92 выглядела весьма, скажем так, не обычно, как будто фезюляж самолëта без крыльев и хвоста.
Устроена она была тоже специфически. Передний привод и поперечное расположение двигателя. Двухцилиндровый двухтактный двигатель, почти как на вашей газонокосилке, развивал чудовищные 25 л.с. с рабочего объëма 760 куб.см.
В основе лежал двигатель, кто бы мог подумать, немецкой фирмы ДКВ. Кстати этот самый ДКВ впервые применил передний привод и поперечный мотор. Благодаря хорошей аэродинамике, вот оно авиационное влияние, автомобиль мог достичь скорости 105 км/ч.
Следующая модель получила индекс 93 и дебютировала в 1955, главное отличие - двигатель получил третий цилиндр и повернулся на 90 градусов, т.е. из поперечного стал продольным.
При этом объëм уменьшился до 750 кубов, но мощность возросла до 33 л.с. Теперь по компоновке СААБ напоминал современные Ауди.
Наследник модели 96 появился в 1960 году. "Стоп, стоп, стоп! А где 94 и 95 модели?", - воскликнет читатель, "не уж то опять аэропланы затесались?" Аэропланов и прочих дирижаблей не было. 94-ая модель - это мелкосерийный спортивный среднемоторный родстер. А с 95-ой интереснее. Как известно Икеа появилась в 1943, а мебель стала продавать через пять лет, ну и в 58-ом открылся первый магазин, поэтому нужно было срочно сделать универсал, по-шведски, комби.
А то как же везти свежекупленный комод "Сюрстрëмминг"?! Универсал на базе СААБ 93 разрабатывали несколько лет, и, в итоге, выпустили его за год до дебюта новой, 96-ой, модели. Потом, конечно, дизайн подправили, и вместо морды 93-го стала морда 96-го.
Практически история про ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105, когда базовый седан по индексу шëл за опциональным универсалом.
Модель 95 получила название Комби-Купе, такое наименование СААБ будет использовать и для последующих моделей. Модели 96/95 выпускались аж до 1980 года. В процессе выпуска они обрели 4-х тактный мотор V-4 от Форда объëмом 1.5 литра и мощностью 68 сил.
При этом на автомобили поставляющиеся в США устанавливали 1.7-литровую версию. Выбор такого мотора опять же обусловлен компоновкой, рядная четвёрка просто не поместилась бы под капот. Пора уже было переходить на следующий уровень, точнее в следующий класс, не школьный, а в класс роскоши и комфорта.
Переход ознаменовался появлением модели 99. Произошло это в 1968 году. Увеличение длины аж на 20 сантиметров явно намекало на другой уровень.
Двигатель рядный, 4-х цилиндровый, двухтактные газонокосилки ушли в прошлое. Но СААБовские конструкторы видимо насмотрелись фильмов с Луи де Фюнесом, Ситроёном и Рено, поэтому мотор они развернули не на 360, а на 180 градусов. Типичный французский стиль. Сцепление находилось перед двигателем, но коробка передач не перед ним, а за ним! Тут уже запахло гримпенской трясиной, коробки передач под моторы запихивали англичанцы на автомобилях марки Триумф. Когда-то на проклятом острове была такая марка.
Чтобы всё это хозяйство влезло под капот, мотор был наклонëн на 45 градусов. СААБ в то время сам двигатели не производил, пытался, но не очень успешно, поэтому пришлось искать сторонних поставщиков. Таким поставщиком стал, внезапно, английский Триумф! В начале 1.75-литровый, затем 1.85 -литровый, двигатель вполне соответствовал эпохе. В 1971 году 1.85 получил электронный впрыск, что давало отдачу в 95 л.с. Но уже через год появился двухлитровый Б-мотор, переконструированный Триумфовский двигатель, который стал выпускать сам СААБ. В 69-ом две шведских автомобильных фирмы СААБ и Скания объединились. В результате моторы стали производить на Скании. Мощность двигателя перешагнула отметку в 100 л.с., отдача равнялась 110 лошадям, что позволяло модели 99 достичь скорости в 170 км/ч. Также произошло невероятное, СААБ 99 получил четырёхдверный кузов! До 70-го года не было СААБов с отдельными дверьми для задних пассажиров.
Через 10 лет с начала выпуска появилась ещё одна важная модификация, называлась она Турбо. Шведы прикрутили к своему двухлитровому двигателю турбокомпрессор.
В 1978 году это было нечто, мощность в 145 л.с., максимальная скорость 200 км/ч, разгон до 100 км/ч за 9.2 секунды. До этого турбонаддув применили ДжиЭм и Порше. Американцы серийно запустили его ещё в 62-м, но неудачно и быстро отказались. Немцы же выпустили 911 Турбо в 75-ом, и это был успех. Каждое поколение 911-х после этого обязательно получало версию Турбо. СААБ тоже только выиграл от такого, и также, как и у Порше, турбонаддувные двигатели заняли прочное место в номенклатуре доступных вариантов. Тогда же в 1978 в свет вышла знаковая модель 900, которая производилась аж до 1994 года.
Это была глубоко модернизированная 99-ая, изначально с теми же моторами, но изменëнной подвеской. Кроме 2ух и 4х дверных седанов, а также 2ух и 4х дверных Комби-Купе, что по-нашему Хетчбэк, новая модель получила версию Кабриолет. И никаких универсалов! Видимо владельцы СААБов, в отличии от владельцев Вольво, Икею не очень полюбили. Модель 900 была вершиной самобытности, но это не мешало ей хорошо ехать. Автожурналисты хвалили еë за управляемость, отличную устойчивость на прямой, а версию Турбо ещё и за динамику. Бытовало мнение, кабриолет управляется лучше, чем закрытая версия, дескать весомый механизм складывания крыши улучшает развесовку по осям. А очень прочный кузов не делает кабрик расхлябанным, в отличие от других производителей.
Между тем, фирма, выпускающая одну единственную модель, обречена на крах. Ведь в 80-м году модель 96 была снята с производства. Но разработка и запуск новой модели стоят безумно дорого. Как расширить модельный ряд? Тут на помощь пришла колобарация. Фирма из четырёх букв СААБ сделала ход конëм и договорилась с другой фирмой из четырёх букв. ФИАТ, вот что это были за буквы.
В результате итало-шведской дружбы появились три похожих и один не похожий автомобиля. ФИАТ Крома, Лянча Тема, СААБ 9000 и Альфа Ромео 164, соответственно. Похожие они были из-за унификации кузовов, например, двери были взаимозаменяемы. У непохжей Альфы кузов был свой, двери от 9000-го вкрячить не получится. СААБ отличался задней подвеской и использовал свои моторы. В целом, это был большой автомобиль с нормальной переднеприводной компоновкой и поперечным мотором.
Даже замок зажигания переехал на рулевую колонку, в отличии от 99 и 900, у которых он располагался на центральной консоли. Наверняка у фанатов тогда подгорело, как это мотор поперëк, а, не как завещал сам Один, задом наперёд. Ключ зажигания, опять же, вставлять надо не по заветам Тора. И вообще, связались с итальянцами, где это видано? План был надëжный, как швейцарские часы, но что-то пошло не так. Продажи большого СААБа оказались ниже планируемых. В 1989 году СААБ разошёлся со Сканией и спутался с ДжиЭмом, на первых порах янки купили 50% акций. А потом подкатили свою платформу, на которой выпускался Опель модели Вектра. В 1994 классический 900-ый заменяется новым, уже без моторов задом наперёд.
Ведь Вектра была среднестатистическим автомобилем без каких-либо технических изощрений и выкрутасов. СААБовскими остались двигатели, и на своём месте остался замок зажигания, между передними сиденьями. Через три года на смену 9000-му приходит модель со странным обозначением "девять тире пять", или "девять минус пять".
Не смотря на старший класс, платформа опять же от Вектры. Не знаю, так было задумано, или так получилось, но второй автомобиль с цифрами "9" и "5" в индексе получил кузов универсал.
В 98-м модель 900 подвергается фейс-лифтингу, название заменяется на "девять тире три". А ещё через два года ДжиЭм полностью прибирает к рукам СААБ.
Модель 9-3 уходит в отставку и на смену ей приходит модель с тем же названием. Второе поколение построено уже на платформе нового Опеля Вектры. На той же тележке выпускалось ещё несколько автомобилей: Кадиллак с дурацким названием "BLS"; Опель Сигнум, некое недоразумение в виде лакшери хетчбэка; ФИАТ Крома, такое же недоразумение.
Кроме этого были ещё различные Малибу/Комаро/Импала для Штатов. Забавно закрутилась спираль истории, 9000-ый вырос из итальянской платформы, а через 20 лет на условной базе 9-3 появилась новая Крома. ДжиЭм и ФИАТ водили шашни в середине нулевых, откуда и родился этот большой ФИАТ. Новый 9-3 пошёл по стопам старшей модели, получив кузова седан и универсал.
Позднее появится кабриолет. Единственное положительное изменение, которое привнесла новая тележка, появление полного привода, получившего фирменное обозначение XWD. Модели с полным приводом обозначались буквой "Х" после цифр.
Шведы говорили, им нужно выпускать 200 тыс. машин год, чтобы не разориться, но такой цифры достичь ни разу не удалось и близко, в лучшее годы с конвейера сходило около 130 тыс. единиц.
ДжиЭм тоже очень хотел продавать больше СААБов, поэтому включился план-перехват. Что делать, если у вас масса брендов и моделей, нужно немедленно включить бейдж-инжиниринг. Так рождаются кадавры. В 2005 году появляются две новых модели.
Первая - "девять тире два икс", перелицованная Субару Импреза ВэЭрИкс, тогда ДжиЭм водил шашни и с Субару, но те отдались Тойоте, и 9-2Х исчезла через год. Вторая - наш герой из объявления, "девять тире семь икс". Что же такое 9-7Х?
А это Шевроле Трейл Блейзер, рамный внедорожник с неразрезным задним мостом. Никаких Турбо, атмосферные моторы 6 цилиндров в ряд объëмом 4.2 литра и две V-образных восьмёрки 5.7 и 6.0 литра. Что же было от СААБа, кроме эмблемы?
Замок зажигания между сиденьями! Именно эту фишку ДжиЭм поднял на знамя саабости. Почему-то рекордов продаж замок зажигания в нетрадиционном месте не установил.
Подкравшийся очередной кризис подкосил Генеральские Моторы, они стали избавляться от балласта. СААБ оказался тем самым балластом, в 2010 году он пошёл по рукам. Тут были и голландский производитель сопрт-каров, и русский банкир, и китайские инвестиции, и, даже электромобильность.
Но ничего не помогло, СААБ прекратил существование. ДжиЭм, чтобы наверняка, с новыми хозяевами делиться лицензиями не стал.
Уже был готов новый 9-5 на базе Опель Инсигнии, но продавать его без лицензии было нельзя.
Мораль же этой сказки, а может и не сказки, если вы маленькая автоделательная фирма, то вам ничего не светит и вы исчезните. Даже если вас купит мега-концерн, он же вас и продаст в первую очередь. Остаëтся только процитировать героя фильма Красная Жара в исполнении старины Арни: "Капитализм!"
Давайте не будем о грустном. Прямо сейчас есть возможность нахватить редкий автомобиль. Можно поставить его в коллекцию, можно гонять каждый день, ну или не каждый. Подозреваю, такой тачки не было, даже, у самого Филиппа Киркорова.
Пока писал заметку, кто-то успел этот самый 9-7Х прикупить (Филлип?), объявление сняли с публикации.
В данный момент, в продаже больше нет таких автомобилей. Но есть другие, стоящие СААБы. Ниже несколько ссылок на объявления.
900-ый с мотором задом наперёд
Ещё один
Настоящий 900 Турбо
9000-ый с Турбомотором и в версии Аэро
Турбо Кабрио!
Спасибо за внимание!
По традиции бонус-фото для тех, кому хватило терпения дочитать.
Ещё почитать нудные истории: