Гуттаперча, как сырье, стала использоваться в промышленности России еще в конце XIX века. Гуттаперча особенно необходима была для производства изоляции электрических проводов, подвергающихся воздействию морской воды. В отличие от резины, производимой из натурального каучука, гуттаперча не теряет своих свойств из-за ее воздействия. Этот материал был особенно востребован при строительстве военных кораблей и подводных лодок. Необходим он был и при создании боевых самолётов и радиостанций. Из гуттаперчи, в частности, изготавливали также приводные ремни, различные уплотнительные прокладки, химически стойкие резервуары, различные клеевые вещества. В условиях назревающей мировой войны ценность этого материала всё больше возрастала.
Из-за агрессивной политики Японии в Юго-Восточной Азии прекращаются поставки в Советский Союз натуральной гуты (стереоизомера каучука), из которой изготавливалась гуттаперча, из этого региона. Так как химическая промышленность в СССР ещё не могла предложить искусственный заменитель, в стране начинается поиск природного сырья для ее производства. Ещё в 1920-е годы было выявлено промышленное значение бересклета бородавчатого (Euonymus-verrucos). Поэтому перед войной было принято решение использовать это сырьё, как основной источник гутты. Для обеспечения запросов военной промышленности, по решению правительства, началась промышленная эксплуатация зарослей бересклета. Его кусты стали стратегическим сырьём, находящимся под строгим учётом государства.
Этот кустарник, достигающий высоты два метра, практически распространён по всей лесной зоне ограниченной с севера линией проходящей через Псков, Ярославль, Киров, Пермь, Уфа и Оренбург. С юга распространение кустарника ограничено границей лесостепи. Правда местами бересклет встречается в горных районах Крыма и Кавказа.
Бересклет бородавчатый для лесов Удмуртии не редкость. Сам по себе кустарник непривлекателен. Его побеги и ветви густо усеяны бородавками ржавого или черного цвета, откуда и появилось его название. Но многим этот кустарник запоминается своими яркими цветами и плодами.
Чёрные семена с оранжевыми присеменниками свешиваются из розовых плодов как красивые серёжки. Плоды своей красотой привлекают человека, но при этом они являются очень ядовитыми. Только птичка коноплянка использует семена бересклета в пищу, являясь при этом его основным распространителем.
Бересклет бородавчатый является обычным подлесочным кустарником. Наиболее мощного развития достигает на вырубках. Иногда бересклет достигает в высоту пяти метров и растёт до пятидесяти лет. К почве кустарник малотребователен, но не выносит заболоченных почв, не растет на боровых песках и плохо растет на тяжелых глинистых почвах. На известковых и супесчаных почвах имеет повышенное содержание гутты.
Характерная особенность бересклета состоит в том, что оно имеет не сплошные млечные сосуды, а замкнутые гуттоносные клетки, заполненные нитями коагулированной гуттаперчи. Этим определяются и методы их эксплуатации, заключающиеся в сборе технически зрелого сырья. У бересклета используется кора корней содержащая от 1 до 35 процентов гутты, которая перерабатывается на заводе или механическим способом или с помощью органических растворителей.
В целях инвентаризации и организации правильного хозяйства в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, было начато сплошное обследование лесных массивов с наличием бересклета. После истощения за годы войны выявленных запасов бересклета бородавчатого, начинается обследование лесных районов, ранее считавшихся неперспективными. Так в 1948 году было проведено обследование на наличие бересклета бородавчатого лесов на территории Удмуртии.
Руководил работой по обследованию бересклета бородавчатого главный лесничий Удмуртского управления лесного хозяйства. Руководство полевыми работами на территории лесхозов было возложено на старших лесничих. Уже в 1949 году были подготовлены ведомости весового учёта надземной части кустов бересклета по кварталам лесхозов.
Не смотря на значительные запасы бересклета, на территории Удмуртии промышленная эксплуатация выявленных запасов не была организована. К этому времени химическая промышленность сумела начать производство искусственного заменителя гутты. Высокая себестоимость натуральной гуттаперчи, обусловленная большой трудоемкостью ее добычи, а также почти полное истощение богатых запасов естественных зарослей бересклета в лесах за двадцать с лишним лет их эксплуатации вызвали необходимость отказаться от их использования в промышленности. Практически уже с середины 1950-х годов промышленность СССР отказалась от использования натуральной гуттаперчи и работа по учёту и увеличению запасов бересклета бородавчатого была прекращена.